г. Пермь |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А71-22135/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Маркеевой О.Н.,
судей Коньшиной С.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Янаевой А.А.,
при участии в заседании:
от Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бригантина": Бабинцев И.В., паспорт, доверенность от 05.02.2024, диплом,
от иных лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
слушатель: Климов П.А., представлен паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 марта 2024 года по делу N А71-22135/2023
по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бригантина" (ОГРН 1231800004149, ИНН 1831208874)
к Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" (ОГРН 1211800021707, ИНН 1837020942)
о признании незаконным отказа во внесении информации об использовании лесов,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Бригантина" (далее - истец, КФХ "Бригантина") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" во внесении в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - ЛесЕГАИС) информации об использовании лесов с указанием сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером: 18:25:100001:536, на котором произрастает древесина, информации о земельном участке с кадастровым номером 18:25:100001:536; о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" внести информацию в ЛесЕГАИС учета древесины и сделок с ней о земельном участке с кадастровым номером 18:25:100001:536, на котором произрастает древесина, информацию о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 18:25:100001:536.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2024 заявленные требования удовлетворены. Суд решил: признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" во внесении в ЛесЕГАИС информации об использовании лесов с указанием сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером: 18:25:100001:536, на котором произрастает древесина, выраженный в письме от 08 ноября 2023 года N 01-22/4851А. Обязать Администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в ЛесЕГАИС информацию о земельном участке с кадастровыми номером: 18:25:100001:536, на котором произрастает древесина и информацию о правообладателе указанного земельного участка. Взыскать с Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" в пользу Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бригантина" 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда от 27.03.2024 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером 18:25:100001:536 относится к землям сельскохозяйственного назначения и не является лесным участком; предоставлен истцу для растениеводства.
Как указывает ответчик действующим законодательством предусмотрено осуществление полномочий органами государственной власти и местного самоуправления по внесению сведений в ЛесЕГАИС только в отношении лесных участков и лесных насаждений, находящихся на этих участках. Обязанность по внесению сведений в ЛесЕГАИС о лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, у ответчика отсутствует.
Апеллянт также указывает, что порядок использования лесов на землях сельскохозяйственного назначения установлен Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509, который не был соблюден истцом, в связи с чем, действия истца по вырубке лесов на спорном земельном участке являются неправомерными, свидетельствуют о злоупотреблении истцом правом, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
КФХ "Бригантина" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с приведенными в ней доводами, просит в ее удовлетворении отказать.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 АПК РФ.
Представитель КФХ "Бригантина" в судебном заседании возражал в отношении удовлетворения жалобы и просил решение суда оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направила, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 июня 2023 года между муниципальным образованием "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики" (арендодатель) и КФХ "Бригантина" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю от 29 июня 2023 года N 2023-13, по условиям которого арендодатель передал арендатору земельный участок с кадастровым номером 18:25:100001:536, площадью 7506555 кв.м., местоположение: Удмуртская Республика, Ярский район, на территории муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики", с разрешенным использованием: для растениеводства.
На спорном земельном участке имеются значительные объемы произрастающей древесины, которую невозможно утилизировать непосредственно на участке без ее перемещения, что подтверждается проектом "Культуртехническая мелиорация земель сельскохозяйственного назначения с видами разрешенного использования: растениеводство, с кадастровым номером 18:25:100001:536, находящемся по адресу: Удмуртская Республика, Ярский район, площадью 750,65 га", который прошел необходимую процедуру согласования, что подтверждается листом согласования проекта.
Истец обратился в адрес Администрации с требованием внести данные об использовании лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 18:25:100001:536 в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС).
Администрацией был дан отказ во внесении указанных данных, изложенный в письме от 08.11.2023 N 01-22/4851А.
КФХ "Бригантина" полагая, что отказ администрации не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1).
Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации (часть 3). Информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 2320-р утвержден Перечень размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования открытой информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, согласно которому размещению подлежит информация о сделках с древесиной: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, совершивших сделку с древесиной; объем древесины, в отношении которой совершена сделка; дата подачи декларации о сделке с древесиной.
В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится, в том числе, следующая документированная информация (часть 9 ст. 50.6 ЛК РФ):
- о юридических лицах и их филиалах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций), об индивидуальных предпринимателях (сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика), осуществляющих заготовку древесины;
- о документах, являющихся основаниями для использования лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка, наименования лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в интересах которых принято решение об установлении публичного сервитута; организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина; местоположение лесного участка, части лесного участка, реквизиты документа, на основании которого используется лесной участок, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины);
- о договорах купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон договора купли-продажи лесных насаждений, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором, дата заключения и номер этого договора, срок его действия);
- содержащаяся в проекте освоения лесов;
- о фактическом объеме полученной древесины.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, между тем, на указанном земельном участке имеются значительные объемы произрастающей древесины, которую невозможно утилизировать непосредственно на участке без ее перемещения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Правовой режим использования лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, в том числе, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, определен главой 18 Лесного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 120 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Согласно части 1 статьи 123 Лесного кодекса на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Согласно части 2 указанной статьи, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 (далее Положение), использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса. При этом указанным постановлением в совокупности с положениями иных актов установлен порядок такого использования.
Так, согласно пункту 18 Положения лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила лесовосстановления, правила заготовки древесины.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, а также лицами, которые используют леса и (или) на которых этим кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 12 статьи 50.6 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня:
1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 настоящей статьи;
2) приема лесной декларации, проекта освоения лесов, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 настоящей статьи.
Исходя из вышеизложенного, с учетом особого значения лесного фонда и исходя из статьи 6 ЛК РФ, согласно которой леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, с учетом значительных объемов древесины, произрастающей на спорных земельных участках, которую невозможно утилизировать непосредственно на участках без ее перемещения, сведения о древесине, в данном случае, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, должны быть внесены органом местного самоуправления в установленном действующим законодательством порядке в ЕГАИС для осуществления дальнейшего оборота.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно п. 4.6 Договора от 29.06.2023 N 2023-13 в связи с расположением на Участках лесных насаждений перед началом их использования арендатор обязан обратиться в Управление Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю с заявлением об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения для принятия решения о возможности (невозможности) их использования в соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509.
Согласно п. 4.7 Договора арендатор в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" обязан согласовывать с сособственником земельного участка проведение мелиоративных процедур.
Согласно ответа Федерального агентства лесного хозяйства от 05.02.2024 N 04-01-50/2622 представленного в материалы дела следует, что по вопросу внесения сведений на портал единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней на сайте ЛесЕГАИС опубликована "Памятка по внесению информации об использовании лесных насаждений и лесов на земельных участках, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, и о документах, являющихся основанием для использования, в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее - Памятка).
Из п. 8 Памятки следует, что для лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, упомянутых в п. 7) для получения технической возможности внесения в ЛесЕГ АИС сведений, правообладатель (орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством на распоряжение земельным участком, находящимися в государственной или муниципальной собственности (стр. 3 памятки, раздел: "Термин, определение)) направляет оператору ЛесЕГАИС информацию об использовании лесов с указанием сведений, в том числе о в правообладателе земельного участка, кадастровом номере земельного участка, а также прикладывается проект культуртехнической мелиорации, согласованный с учреждением, подведомственным Министерству сельского хозяйства РФ.
Из представленного в материалы дела предостережения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 13.02.2024 N 04-29/18-38-2 следует, что по участку с кадастровым номером 18:25:100001:536 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в соответствии с пп.3, п.2 ст. 13, абз. 2,4,7,8 ст. 42 ЗК РФ, абз. 1,2,3,4 ст. 8 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16.07.1998 N 101-ФЗ, направленные на устранение нарушения на земельном участке в виде зарастания древесной растительностью, путем проведения мероприятий по культуртехнической мелиорации либо рассмотреть вопрос о направлении установленной формы заявления об использовании земельных участков в целях охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Так согласно вышеуказанного предписания следует, что в случае если правообладателю необходимо ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот не используя леса, произрастающие на нем в целях предусмотренных ст. 25 ЛК РФ, для расчистки земель от древесной растительности необходимо разработать проект культуртехнической мелиорации в соответствии с Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Согласно представленного в материалы дела ответа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю от 01.03.2024 N 04-18/18-82 следует, что древесина, заготовленная на землях сельскохозяйственного назначения, подпадает под требования лесного законодательства по учету, транспортировке и декларированию сделок с древесиной.
Согласно вышеуказанного ответа от 01.03.2024 в случаях когда правообладатель заросшего деревьями земельного участка сельскохозяйственного назначения планирует вовлечь земельный участок в оборот т.е. провести вырубку и выкорчевку древесной растительности, затем распашку почвы, нужно руководствоваться Законом "О мелиорации земель" от 10.01.1996 N 4-ФЗ. Данным законом установлено, что расчистка земель от древесной растительности, кочек, пней, мха относится к культуртехнической мелиорации, а мелиорация земель проводится только на основании утвержденных проектов мелиорации.
Таким образом, наличие у правообладателя разработанного и утвержденного проекта культуртехнической мелиорации либо проекта освоения лесов является правомерным основанием для рубки древесной растительности на сельхозземлях при соблюдении действующего законодательства РФ, а также всех норм и правил для ведения таких работ.
Судом установлено, что на арендуемом истцом земельном участке находится значительный объем древесины, о чем свидетельствует представленный со стороны истца в материалы дела Проект культуртехнической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения с видами разрешенного использования: растениеводство, с кадастровым номером 18:25:100001:536.
Так согласно книге 1 "Проекта культуртехнической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения с видами разрешенного использования: растениеводство, с кадастровым номером 18:25:100001:536, находящемся по адресу: Удмуртская Республика, Ярский район, площадью 750,65 га", в главе 32 приведены расчеты объемов вырубки леса, кустарников, пней, сухостоя. Объемы указаны с приведением количественных и качественных характеристик (указаны породы, объемы в кубах произрастающей древесины, процентный выход деловых и дровяных хлыстов).
Федеральным законом РФ N 3-ФЗ от 4 февраля 2021 года внесены изменения в статью 50.1 Лесного кодекса РФ, согласно которым в соответствии с частью 1 статьи 50.1 Лесного кодекса РФ учету подлежат древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Перечень древесины и продукции ее переработки, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности утверждены распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 N 1047-р.
Правила представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. N 1553, которое вступило в силу с 1 марта 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 настоящих правил, информация представляется в систему учета древесины в отношении древесины и сделок с ней на основании перечня, определяемого Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 50. 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на спорных земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, сведения о которой отсутствует в ЛесЕГАИС, с учетом того, что нахождение на земельных участках древесины администрацией не оспорено, а освоение земельного участка без вырубки указанной растительности и исходя из цели представления земельного участка не представляется возможным, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа во внесении информации в ЛесЕГАИС.
Таким образом, учитывая, что отказ Администрации во внесении сведений в ЛесЕГАИС о произрастающей на земельном участке древесины является незаконными и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушении им прав заявителя.
Принимая во внимание недоказанность Администрацией оснований для отказа в невнесении сведений о произрастающей на спорных земельных участках древесины, суд в порядке статьи 201 АПК РФ обоснованно обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЛесЕГАИС информации о земельном участке с кадастровыми номером: 18:25:100001:536, на котором произрастает древесина и информации о правообладателе указанного земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие заявления истца, которое подается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", не является основанием для отказа во внесении сведений в ЛесЕГАИС, поскольку утвержденное данным Постановлением Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а не учет древесины и сделок с ней.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у спорного земельного участка статуса лесного участка не имеет юридического значения, в том числе с учетом особого значения лесного фонда, поскольку законом не исключена возможность внесения в ЛесЕГАИС информации о наличии древесно-кустарниковой растительности на спорном земельном участке.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики 27 марта 2024 года по делу N А71-22135/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Н. Маркеева |
Судьи |
С.В. Коньшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-22135/2023
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство "Бригантина"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики"