г. Саратов |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А12-573/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Заграничного И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грязновой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Трехостровского сельского поселения на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 апреля 2024 года по делу А12-573/2024,
по исковому заявлению комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (ИНН 3444263286, ОГРН 1173443004921)
к администрации Трехостровского сельского поселения (ИНН 3408009252, ОГРН 1053455071735)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от Администрации Трехостровского сельского поселения представитель Чупин Антон Анатольевич по доверенности от 29.05.2024 г., в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
- Глава Администрации Трехостровского сельского поселения Суркова Светлана Юрьевна, паспорт, удостоверение обозревались.
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования - Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области за счет казны муниципального образования денежных средств в размере 346 087 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Трехостровского сельского поселения обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании Глава Администрации Трехостровского сельского поселения и его представитель возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
От Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица от 28.05.2024 вх.N 18469/2024, которое было удовлетворено судебной коллегией.
Также от Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу от 28.05.2024 вх.N 18487/2024, согласно которому сторона просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Волгоградской области от 08.05.2015 N 217-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Развитие культуры в Волгоградской области".
Для достижения целей государственной программы разработана структура государственной программы, определены задачи государственной программы по направлению (подпрограмме) реализации: "Сохранение объектов культурного и исторического наследия, обеспечение доступа населения к культурным ценностям и информации". Соисполнителем подпрограммы является Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Между комитетом и Администрацией Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение сохранения, использования и популяризацию объектов культурного наследия, являющимся приложением 20 к государственной программе, было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 18.11.2021 N 9.
Предметом указанного Соглашения являлось предоставление из областного бюджета в 2021-2022 годах бюджету Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области субсидии на обеспечение сохранения, использования и популяризацию объектов культурного наследия (далее - Субсидия), в рамках подпрограммы "Сохранение объектов культурного и исторического наследия, обеспечение доступа населения к культурным ценностям и информации" государственной программы Волгоградской области "Развитие культуры в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08.05.2015 N 217-п.
Общий размер Субсидии, предоставляемой из областного бюджета в бюджет Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с указанным Соглашением (с учетом дополнительного соглашения от 30.05.2022 N 9/2) составил в 2022 году 4 878 000 руб.
Финансирование субсидии бюджету Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области было доведено платежными поручениями: от 20.05.2022 N 359924 на сумму 378 000 рублей; от 13.07.2022 N 529147 на сумму 4 500 000 рублей;
В соответствии с подпунктом 4.3.3 Соглашения Администрация обязана была обеспечивать достижение значений результатов (показателей результативности) использования Субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению.
В соответствии с приложением N 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 30.05.2022 N 9/2) Администрации было установлено на 2022 год:
Результат использования субсидии - "Количество объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых разработана, утверждена проектно-сметная документация, проведены работы по обеспечению сохранения, использования и популяризации объектов культурного значения" - 1;
Срок реализации Соглашения (достижения результата предоставления субсидии) - 31.12.2022.
Согласно подпункту 4.3.9 Соглашения Получатель обязан в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена Субсидия, предоставить в Комитет отчет о достижении значений результатов (показателей результативности) использования субсидии.
В отчете о достижении значений результатов (показателей результативности) использования субсидии по состоянию на 01.01.2023, предоставленным в Комитет Администрацией, указано, что по состоянию на 31.12.2022 плановое значение результата предоставления субсидии "Количество объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых разработана, утверждена проектно-сметная документация, проведены работы по обеспечению сохранения, использования и популяризации объектов культурного значения" не было достигнуто.
Таким образом, Получателем нарушены обязательства, предусмотренные пунктом 4.3.3 Соглашения, и в срок до первой даты представления отчётности о достижении значений результатов (показателей результативности) использования субсидии указанные нарушения не устранены.
В соответствии с подпунктом 4.1.6 Соглашения, в случае если Получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов (показателей результативности) использования Субсидии в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 17, 21, 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2019 N 692-п, объем средств, подлежащий возврату из бюджета Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в областной бюджет, и направить Получателю требование о возврате средств Субсидии в областной бюджет в указанном объеме.
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения Получатель обязан обеспечивать исполнение требований Главного распорядителя бюджетных средств по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 17, 21, 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области.
Пунктом 3 представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 13.11.2023 N 01КСП-01-09/9 комитету предложено провести работу по возврату средств в областной бюджет муниципальными образованиями в связи с недостижением значений результативности использования субсидии.
Комитетом в адрес Получателя направлено требование по возврату средств субсидии от 08.12.2023 N 53-03-52/7509, которое оставлено без удовлетворения.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу требований статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Исходя из положений статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в числе прочих, в форме субсидий местным бюджетам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком добросовестно производится контроль за соблюдением подрядных организаций работ, ведется претензионная работа, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2019 N 692-п установлены правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 9 Правил соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Администрацией Волгоградской области правилами предоставления субсидий, должно содержать значения результатов (показателей результативности) использования субсидии, обязательства муниципального образования по их достижению.
На основании пункта 17 Правил в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 9 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов (показателей результативности) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в областной бюджет до 15 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.
Согласно пункту 23 Правил основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 17.21 и 22 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
- установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом органа государственной власти Волгоградской области и (или) органа местного самоуправления муниципального образования;
- установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом органа государственной власти Волгоградской области;
- аномальные погодные условия, подтвержденные справкой органа, осуществляющего функции по оказанию услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
- наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 9 настоящих Правил.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком в материалы дела не было представлено доказательств, которые могут являться основанием для освобождения апеллянта от ответственности по возврату субсидии, поскольку ни одно из вышеуказанных обстоятельств, являющееся основанием для освобождения не произошло.
Как подтверждается материалами дела, по окончанию срока реализации Соглашения и после извещения 20.01.2023 о не достижении Получателем планового значения результата предоставления субсидии, Комитетом на основании подпункта 4.1.6 Соглашения верно рассчитан объем средств, подлежащий возврату из бюджета администрации Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в областной бюджет.
Расчет объема средств Субсидии, подлежащих возврату, верно произведен истцом в соответствии с пунктом 17 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области и составил 346 087 руб.10 коп., завышений суммы возврата, судебной коллегией не выявлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании средств, выделенных из областного бюджета на основании выданной субсидии в размере 346 087 руб.10 коп.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией. Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 апреля 2024 года по делу N А12-573/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-573/2024
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТРЕХОСТРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ