город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2024 г. |
дело N А53-48163/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельситовой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Пилипенко И.Ю. по доверенности от 12.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 по делу N А53-48163/2023
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Комитету по управлению имуществом города Каменск-Шахтинского Ростовской области,
при участии третьего лица: администрации города Каменск-Шахтинский,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Комитету по управлению имуществом города Каменск-Шахтинского Ростовской области (далее - ответчик, комитет) взыскании задолженности в размере 182464,26 руб., неустойки за период с 19.12.2023 по 26.03.2024 в размере 13200,59 руб., неустойки, начиная с 27.03.2023 от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты задолженности, рассчитанной на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", государственной пошлины в сумме 6526 руб. (уточненные требования).
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" - администрация города Каменск-Шахтинский Ростовской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 требования удовлетворены.
Комитет обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит доводы о том, что договор обществом и комитетом на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь не заключен, в связи с чем финансирование на их оплату в бюджет муниципального образования не заложено; потребителями электрической энергии являются члены НСТ "Ромашка", следовательно, товарищество является обязанным лицом по оплате потерь в сетях.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом рассмотрен и приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" является собственником электросетевого хозяйства напряжением 0,4 кВ, а именно:
жб, деревянные, металлические опоры в количестве 242 штук, сталеалюминиевые провода протяженностью 8300,61 м, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, левый берег реки Северный Донец, на территории НСТ "Ромашка", что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" от 03.12.2020 N 211, решением Каменского районного суда Ростовской области от 10.03.2020 по делу N 2-482/2020.
Посредством названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередачи) осуществляется передача электрической энергии до конечных потребителей.
Потребление электроэнергии подтверждается первичными документами о фактическом потреблении электроэнергии (счета-фактуры, акты приема-передачи электроэнергии, акты снятия показаний электроэнергии).
Общество, ссылаясь на возникновение в электросетевом хозяйстве в ноябре 2023 года фактических потерь электроэнергии в объеме 7180 кВтч на сумму 182464, 26 руб., направило в адрес комитета требование об оплате задолженности, которое оставлено без ответа и удовлетворения, в связи с чем в последующем обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьей 12, 125, 215, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом об электроэнергетике, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства от 05.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что при передаче электрической энергии потребителям по точке поставки, территориально расположенной в зоне обслуживания общества, использовались объекты электросетевого хозяйства муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", в которых в спорном периоде возникали потери, признав обоснованным и соответствующим действующему законодательству произведенный обществом расчет фактических потерь, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, а также в пункте 4 Основных положений N 442 определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию: сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Эти лица оплачивают потери электроэнергии в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В силу пункта 129 Основных положений N 442 потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии. При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства; пункт 130).
Правилами N 861 установлен порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь.
В соответствии с пунктами 50, 51 названных Правил размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Расчет общества данным требованиям соответствует.
Вопреки доводам жалобы обществом учтено потребление электроэнергии присоединенными к сетям муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" потребителями, в том числе НСТ "Ромашка", что подтверждается ведомостью электропотребления. Также представлен реестр бытовых потребителей с указанием объема потребленной ими электроэнергии. Объем полезного отпуска электроэнергии через сети муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" комитетом предметно не оспорен, доказательства иного объема потребления в материалы дела не представлены.
Комитет, не соглашаясь с объемом фактических потерь электрической энергии, каких-либо доказательств, опровергающих достоверность расчета общества, не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка на то, что комитет не обладает собственными денежными средствами, финансирование работы комитета осуществляется за счет местного бюджета, отклоняется апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности по оплате потерь в силу положений статей 401, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 19.12.2023 по 26.03.2024 в размере 13200,59 руб., неустойки, начиная с 27.03.2023 от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты задолженности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", с учетом изменений внесенных ФЗ от 03.11.2015 N307-ФЗ и вступивших в силу 05.12.2015, потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Вместе с тем, согласно п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с ответчика подлежат взысканию неустойка за период с 19.12.2023 по 26.03.2024 в размере 13200,59 руб., неустойка, начиная с 27.03.2023 от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты задолженности.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что предъявленные к взысканию фактические потери электрической энергии возникли в спорном энергооборудовании, принадлежащем ответчику на праве муниципальной собственности, пришёл к правомерному выводу о доказанности обществом объема потерь в объектах электросетевого хозяйства ответчика и в отсутствие доказательств оплаты произвели взыскание задолженности и неустойки. Расчет общества относимыми и допустимыми доказательствами комитет не опроверг.
Между тем суд первой инстанции не учел следующего.
При взыскании спорной суммы с муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в лице Комитета за счет средств муниципальной казны судом первой инстанции не учтены разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление N 13).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления N 13, положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. Органы Федерального казначейства, осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 названного Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Согласно пункту 19 постановления N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 указанного Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 151, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом администрации города Каменск-Шахтинского, утвержденному решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 N 61, комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации - самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает интересы муниципального образования "Город КаменскШахтинский" в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский" в пределах их компетенции. Комитет представляет интересы муниципального образования и защиту его имущественных прав в пределах своей компетенции в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. Комитет осуществляет функции главного администратора доходов местного бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город КаменскШахтинский".
Поскольку Комитет своими действиями в силу предоставленных полномочий приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности от имени муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", то возмещение затрат на содержание не распределенного и закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенными разъяснениями, взыскание денежных средств, связанных с содержанием спорного имущества, надлежит осуществлять непосредственно с представляющего муниципальное образование "Город Каменск-Шахтинский" Комитета, как органа специальной компетенции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2024 по делу N А53-16488/2023 по спору между теми же лицами.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления возлагаются на Комитет как на проигравшую сторону по делу.
Апелляционный суд отмечает, что законодательство не предусматривает освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2024 по делу N А53-48163/2023 изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (ИНН 6147006690, ОГРН 1026102106238) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) задолженность в размере 182464,26 руб., пени, рассчитанные за период с 19.12.2023 по 26.03.2024 в размере 13200,59 руб., а начиная с 27.03.2023 пени от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день ее фактической уплаты, рассчитанные на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6528 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Мельситова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-48163/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКОГО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Каменск-Шахтинского