город Омск |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А81-13140/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3490/2024) Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-13140/2023 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058900020960, ИНН 8901017082, адрес: 629001, город Салехард, улица имени Василия Подшибякина, дом 15) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174, адрес: 629008, город Салехард, улица Республики, 43) о признании недействительными пунктов 1, 4 представления от 07.11.2023 N 90-07-10/367дсп,
при участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа представителей:
от Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу - Шмидт А.А. по доверенности от 01.01.2024 N 90-10-21/1100, Петров С.Г. по доверенности от 01.01.2024 N 90-10-21/1095, Барабанова Н.А. по доверенности от 14.05.2024 N 90-10-21/1115, Адонина С.Ю. по доверенности от 01.01.2024 N 90-10-21/1066,
от Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа - Меньшикова Т.С. по доверенности от 08.02.2024 N 0000-000011, Пышкина И.Н. по доверенности от 08.02.2024 N 0000-000007, Предеин Г.Н. по доверенности от 19.01.2024 N 0000-000003, Лактионова А.А. по доверенности от 24.01.2024 N 0000-000005, Третьяк Ю.А. по доверенности от 08.02.2024 N 0000-000008, Баязитова М.В. по доверенности от 08.02.2024 N 0000-000010,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу) об оспаривании пунктов 1, 4 представления от 07.11.2023 N 90-07-10/367дсп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-13140/2023 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 1, 4 представления УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу от 07.11.2023 N90-07-10/367дсп.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что Департамент как получатель бюджетных средств должен быть стороной контракта (соглашения), на основании которого он должен выплатить гражданину предусмотренные контрактом средства бюджета; при этом положений о каких-либо расходных обязательствах Департамента, возникающих в связи с оказанием (предоставлением) органом местного самоуправления государственной социальной помощи на основании социального контракта в социальных контрактах, заключенных в 2022 году, не предусмотрено. Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что спорные правоотношения являются публичными обязательствами. Органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочие по финансированию граждан в рамках оказания социальной помощи не передавалось, органы местного самоуправления не являлись получателями бюджетных средств, соответственно, не могли заключать соглашения о бюджетной выплате. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2023 N 966-П "Об оказании на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", закрепившим за Департаментом обязанность по перечислению ежемесячной денежной выплаты получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта, устранены причины и условия совершения нарушения в дальнейшем.
Относительно пункта 4 оспариваемого представления апеллянт указывает, что правовых оснований для указания в спорных решениях об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта положений пункта 3.4 Порядка оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 N 599-А (далее - Порядок N 599-А) у уполномоченных органов не имелось, поскольку указанный нормативный документ не действует в отношении получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Заявитель жалобы отмечает, что Департаментом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым представлением.
Департамент представил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом того обстоятельства, что апелляционная жалоба Управления содержит отметку "Для служебного пользования" в судебном заседании судом апелляционной инстанции поставлен вопрос о наличии оснований для рассмотрения апелляционной жалобы в закрытом судебном заседании.
Представители лиц, участвующих в деле, возражали против рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, полагая, что оснований для рассмотрения апелляционной жалобы в закрытом судебном заседании отсутствуют.
С учетом позиций сторон спора судом апелляционной инстанции не усмотрены основания для рассмотрения апелляционной жалобы в закрытом судебном заседании.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу в соответствии с приказом Управления от 15.04.2023 N 157 "О назначении плановой выездной проверки департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа" (в редакции приказов Управления от 08.06.2023 N 210, от 16.06.2023 N 216, от 30.06.2023 N 244, от 11.07.2023 N 253, от 28.07.2023 N 297, от 28.07.2023 N 298) на основании пункта 13 Плана контрольных мероприятий Управления на 2023 год, утвержденного 26.12.2022, в период с 10.05.2023 по 04.08.2023 в отношении Департамента проведена плановая выездная проверка осуществления контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений при предоставлении и использовании в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам (малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ, Закон о государственной социальной помощи), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации) для стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации за 2022 год.
Результаты проверки отражены в акте плановой выездной проверки Департамента от 25.08.2023.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4(a) приложения N 8(6) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, пунктом 1.20 приложения N1 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 N 1460-П (далее - Порядок N 1460-П), пунктом 6.1.1. Соглашений от 21.04.2020 N 149-09-2020-379, от 29.09.2022 N 149-09-2022-137, не выполнены действия главных распорядителей бюджетных средств, свидетельствующие о нарушении условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 1 представления).
Департамент, обладая бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в сфере социальной поддержки населения в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2006 N 55-3АО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон N 55-3АО, Закон о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе) в единственном лице, являясь уполномоченным органом, не осуществлял заключение социальных контрактов с отдельными категориями граждан.
Также Управлением установлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пунктами 4(a), 4 (в) приложения N 8(6) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, статьей 14 Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, пунктом 1.16 приложения N 1 Порядка N 1460-П, пунктом 4.3.1 Соглашения от 21.04.2020 N 149-09-2020-379, Учреждением не осуществлен контроль за использованием средств межбюджетного трансферта, что привело к следующему: уполномоченным органом (Департаментом по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард) в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги Морозову Виталию Николаевичу, Першиной Александре Сергеевне, Мусагаджиевой Зарине Руслановне приведено основание "отсутствие права на получение государственной социальной помощи" со ссылкой на нормативный документ, который не действует в отношении получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, то есть на пункт 3.4 Порядка N 599-А (в редакции от 17.01.2022), который регулирует правоотношения, связанные с процедурой обращения граждан за оказанием государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта) (пункт 4 представления).
07.11.2023 Департаменту выдано представление N 90-07-10/367дсп, в соответствии с которым предписано:
Информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях:
По пунктам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 настоящего представления учесть выявленные нарушения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. Обеспечить ознакомление с положениями нормативных правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов. Представить в Управление документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий.
По пункту 2 настоящего представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- принять меры по возмещению неправомерно выплаченных средств по социальному контракту Мамедовой С.Р. в связи с нарушением условий выдачи денежных средств, в соответствии с пунктом 1.26 Порядка N 1460-П.
Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.
По пункту 8 настоящего представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- представить в Управление оригинал документа, подтверждающего расходы Мамедовой С.Р. по средствам, полученным по социальному контракту с целью изготовления копии. Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям.
По пункту 11 настоящего представления устранить выявленные нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения:
- принять меры по подтверждению расходов, произведенных в рамках социального контракта Окотэтто О.И., либо возмещению неподтвержденных расходов. Обеспечить ознакомление с положениями нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, в части которой были допущены нарушения, усилить контроль за исполнением указанных нормативно-правовых актов. Представить в Управление заверенные копии материалов по проведенным мероприятиям. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 15.12.2023.
Заявитель, частично не согласившись с выданным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием признать незаконными пункты 1, 4 представления Управления от 07.11.2023 N 90-07-10/367дсп.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 19.02.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Закон о государственной социальной помощи.
Согласно абзацу 2 статьи 1 названного Закона государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона о государственной социальной помощи социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно абзацу 4 части 2 статьи 8 Закона о государственной социальной помощи порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 52 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности по организации оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (пункт 50 части 1 статьи 44 указанного Федерального закона).
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 N 152-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения" (далее - Закон N 152-ЗАО) органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа в сфере социальной поддержки населения, в том числе по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом N 55-ЗАО (пункт 2 части 2 статьи 1 Закона N 152- ЗАО).
В целях реализации Федерального закона N 178-ФЗ, Закона N 55-ЗАО постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2020 N 1460-П утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно пункту 1.2 Порядка N 1460-П социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом местного самоуправления муниципальных и городских округов в автономном округе (далее - уполномоченный орган) по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации
Частью 4 статьи 1 Закона N 152-ЗАО установлено, что осуществление отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 настоящей статьи, не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3 Закона N 152-ЗАО органы местного самоуправления обязаны представлять при осуществлении отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 статьи 1 настоящего Закона, выплатные документы, сформированные в ГИС "Социальный регистр", в уполномоченный исполнительный орган Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющий государственное управление в сфере социальной поддержки населения, в срок, установленный приказом уполномоченного исполнительного органа Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющего государственное управление в сфере социальной поддержки населения.
Согласно подпункту 5 части 2 статьи 5 Закона N 152-ЗАО, исполнительные органы автономного округа обязаны при осуществлении отдельных государственных полномочий, перечисленных в пунктах 1 - 7, 13 части 1, пунктах 1 - 12, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 части 2 статьи 1 настоящего Закона, перечислять денежные средства для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что действующее законодательство позволяет наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, который, в свою очередь, заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. При этом, перечисление данных средств на счета граждан осуществляется исполнительным органом автономного округа - заявителем на основании выплатных документов, представленных органом местного самоуправления
В соответствии с положением о департаменте социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 N 482-П, Департамент является исполнительным органом Ямало-Ненецкого автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда в Ямало-Ненецкого автономном округе, территориальных органов (структурных подразделений) не имеет.
Законом N 152-ЗАО органы местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе наделены полномочиями по предоставлению государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в части заключения социального контракта по месту жительства или месту пребывания гражданина в соответствии с требованиями Федерального закона N 178-ФЗ и согласно пункту 1.20 Порядка N 1460-П.
При этом расходных обязательств по предоставлению гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты (единовременной денежной выплаты) у органов местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе не возникло в связи с тем, что переданное полномочие не включает в себя перечисление денежных средств для зачисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, либо через организацию федеральной почтовой связи, расположенную на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, для вручения гражданам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Такое соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий.
Таким образом, при реализации государственной социальной помощи в виде социального контракта Департамент является одновременно главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств.
Как получатель бюджетных средств Департамент принимает бюджетные обязательства путем заключения соглашения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о софинансировании расходных обязательств на оказание государственной социальной помощи в виде социального контракта (пункт 3 статьи 219 БК РФ) и постановке на учет лимитов бюджетных обязательств.
До перечисления на счета граждан денежные обязательства принимаются к учету по мере получения от органов социальной защиты населения в автономном округе документов для перечисления выплат (решения о назначении выплаты) (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
С учетом изложенного органы местного самоуправления в автономном округе правомерно осуществляли заключение социальных контрактов с гражданами, осуществляли выплату государственной социальной помощи путем формирования выплатных документов на основании принятого решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, а Департамент перечислял денежные средства на лицевые счета граждан в кредитных организациях (организациях почтовой связи), что соответствует положениям Закона N 152-ЗАО.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что стороной социального контракта являлся именно орган местного самоуправления, а не Департамент, соответствует требованиям абзаца 8 статьи 1 Закона о государственной социальной помощи, пункта 1.2 Порядка N 1460-П.
Оформление органом местного самоуправления, наделенным отдельными государственными полномочиями, в том числе по организации оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, выплатных документов, на основании которых Департамент производил соответствующие перечисления физическому лицу - получателю выплат, соответствует вышеизложенным нормам права.
Таким образом, представление Управления от 07.11.2023 N 90-07-10/367дсп в части пункта 1 является незаконным.
В отношении пункта 4 оспариваемого представления суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона N 178-ФЗ независимо от вида оказания государственной социальной помощи (денежные выплаты либо натуральной помощь) субъектами получения государственной социальной помощи являются, в том числе граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Законом о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, в том числе малоимущим, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Порядок N 1460-П определяет механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ямало-Ненецком автономном округе, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (абзац 1 пункта 1.1 Порядка).
Абзацем 2 пункта 1.1 Порядка N 1460-П предусмотрено, что перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе, а также перечень документов, подтверждающих указанные причины, установлены Порядком N 599-А.
Порядок N 599-А утвержден постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2006 N 599-А в целях урегулирования процедуры обращения граждан за оказанием государственной социальной помощи (за исключением государственной социальной помощи на основании социального контракта).
С учетом изложенного закрепленная в абзаце 2 пункта 1.1 Порядка N 1460-П норма прямо отсылает к нормам Порядка N 599-А, в пункте 3.4 которого названы не зависящие от граждан причины, по которым среднедушевой доход ниже величины прожитого минимума на душу населения, установленного в автономном округе, и применяется при определении права граждан на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта во взаимосвязи с пунктом 3.4 Порядка N 599-А.
В соответствии с пунктом 1.16. Порядка N 1460-П основания для отказа заявителю в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта предусмотрены статьей 14 Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе.
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 3.2 Порядка N 599-А основания для отказа заявителю в оказании государственной социальной помощи также предусмотрены статьей 14 Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе.
В свою очередь статьей 14 Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе установлены следующие основания отказа в оказании государственной социальной помощи:
- предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, своих доходах и доходах членов своей семьи;
- отсутствие права на получение государственной социальной помощи.
При этом содержание такого основания для отказа в оказании государственной социальной помощи как отсутствие права на получение государственной социальной помощи в статье 14 Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе не раскрыто.
Анализ указанных положений Закона о государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, Порядка N 1460-П, Порядка N 599-А, позволяет прийти к выводу о том, что одним из оснований отказа в оказании государственной социальной помощи, является отсутствие права на получение государственной социальной помощи, в свою очередь, пункт 3.4 Порядка N 599-А, который в силу абзаца 2 пункта 1.1 Порядка N 1460-П, применяется в случаях заключения социального контракта, содержит причины, не зависящие от граждан, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе.
Как следует из материалов дела, в спорных решениях об отказе в предоставлении государственной услуги Морозову В.Н., Першиной А. С., Мусагаджиевой З.Р. указано:
1) основание для отказа: отсутствие права на получение государственной социальной помощи;
2) причина отказа: отсутствие документов, подтверждающих независящие причины низкого дохода семьи;
3) перечень не зависящих от граждан причин, по которым среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который предусмотрен пунктом 3.4 Порядка N 599-А;
4) порядок обжалования вынесенного решения.
С учетом изложенного ссылки на пункт 3.4 Порядка N 599-А в решениях об отказе в предоставлении государственной услуги являются правомерными.
Таким образом, пункт 4 оспариваемого представления УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу является незаконным.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования Департамента, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.02.2024 по делу N А81-13140/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-13140/2023
Истец: Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд