г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-227000/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Научнопроизводственное предприятие "Радий"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-227000/23,
по заявлению АО "Научно-производственное предприятие "Радий"
к Центральному банку Российской Федерации в лице ГУ ЦБ РФ по ЦФО
о признании незаконными предписание и решение; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Серова М.Г. по доверенности от 31.03.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радий" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее - ответчик, ЦБ) о признании незаконными предписания от 20.12.2022 N Т1-50-2-09/100740 и решение от 11.09.2023 N Т1-50-1/84231; о возложении обязанности отменить оспариваемые предписание и решение.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2024 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Банка России поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей предпринимателя, заинтересованного и третьего лиц, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела 27.12.2022 в акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радий" (далее по тексту - АО "НПП "Радий", Общество) поступило предписание заместителя начальника Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (далее по тексту - ГУ ЦБ РФ по ЦФО) Харитоненко Е.Е. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 20.12.2022 N Т1-5 0-2- 09/100740 (далее по тексту - Предписание) согласно которому Общество должно было в течение 60 рабочих дней с даты получения Предписания:
* устранить нарушения требований ст. 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту - Федеральный закон N 208-ФЗ) (не утверждены внутренние документы, определяющие политику Общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля, а также организации и осуществления внутреннего аудита; не назначено должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита);
* предоставить в ГУ ЦБ РФ по ЦФО отчет об исполнении Предписания с приложением копий подтверждающих документов.
28.03.2023 срок исполнения Предписания продлен заместителем начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Харитоненко Е.Е. до 01 сентября 2023 года.
Предписание было рассмотрено Обществом, направлен в адрес ЦБ мотивированный ответ от 01.09.2023 N 304, в котором указано, что оснований для удовлетворения Предписания не имеется.
19.09.2023 в АО "НПП "Радий" поступило письмо заместителя начальника ГУ ЦБ РФ по ЦФО Харитоненко Е.Е. от 11.09.2023 N Т1-50-1/84231 согласно которому ГУ ЦБ РФ по ЦФО принято решение о признании Предписания неисполненным (далее по тексту - Решение), так как по состоянию на 08.09.2023 документы и информация, указанные в Предписании представлены не были.
Заявитель, не согласившись с указанными решением и предписанием, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первый инстанции, учел следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В ходе осуществления контроля за соблюдением публичными акционерными обществами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах в части организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", Банк России направил в адрес Общества предписание от 25.10.2022 N Т1-50-2-11/83500 о представлении документов в течение 15 календарных дней с даты его получения.
Впоследствии 23.11.2022 Банком России с АО "НПП "Радий" была проведена рабочая встреча в формате видеоконференции, на которой обсуждались вопросы, связанные с приведением фирменного наименования Общества в соответствие с требованием законодательства Российской Федерации, а также порядком прекращения публичного статуса Общества. В ходе рабочей встречи уполномоченные представители АО "НПП "Радий" признали необходимость организации управления рисками и внутреннего контроля, а также организации внутреннего аудита в Обществе ввиду его публичного статуса, сообщили о готовности обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Однако письмом от 06.12.2022 N 2505 АО "НПП "Радий" сообщило, что публичным статусом оно не обладает, поэтому запрашиваемые предписанием документы не разрабатывались и не утверждались Советом директоров Общества.
В связи с неисполнением вышеуказанного предписания в установленный срок после его получения Заявителю было направлено оспариваемое предписание Банка России от 20.12.2022 N Т1-50-2-09/100740 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, зафиксировавшее факт неутверждения Советом директоров Общества документов, определяющих политику Общества по управлению рисками и внутреннему контролю, а также документов, определяющих политику в области организации и осуществления внутреннего аудита, и факт неназначения ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита должностного лица.
Банк России предписывал АО "НПП "Радий" в течение 60 рабочих дней с даты получения Предписания устранить нарушения законодательства Российской Федерации и предоставить в Банк России отчет об исполнении Предписания с приложением копий подтверждающих документов. Предписание было вручено адресату 27.12.2022 (срок его исполнения истекал 03.04.2023).
В ответ на Предписание письмом от 22.03.2023 N 122 Общество ходатайствовало о продлении срока его исполнения до 01.09.2023 для принятия в июне 2023 года общим собранием акционеров решения о публичном статусе Общества. Заявленное ходатайство Общества было удовлетворено, письмом от 28.03.2023 N Т1-50-2/22405 Банк России уведомил АО "НПП "Радий" о продлении срока исполнения Предписания до 01.09.2023 включительно.
Однако письмом от 01.09.2023 N 304 Общество повторно сообщило, что является непубличным акционерным обществом, в связи с чем, в установленный срок документы и сведения, указанные в Предписании, представлены не были, требования, установленные ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", были проигнорированы, а само Предписание не было исполнено, о чем письмом от 11.09.2023 N Т1-50-1/84231 Банк России уведомил Общество, после чего АО "НПП "Радий" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Предписания.
Доводы заявления, со ссылкой на положения Устава Общества, которые сводятся к тому, что АО "НПП "Радий" не является публичным акционерным обществом, в связи с чем, требования ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" об организации в деятельности Общества управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита на него не распространяются, Банк России считает необоснованными и ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с п.п. 10.1 и 10.2 ст. 4, ст. 76.2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии с п. 10 ст. 42, п. 7 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России, и вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным данным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
В соответствии с п. 1 ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля. Управление рисками и внутренний контроль должны быть организованы в публичном обществе с 01.09.2018.
Согласно п. 2 ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества.
Внутренний аудит для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля должен осуществляться в публичном обществе с 01.01.2021.
Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, введенной Федеральным законом "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
При этом в силу ч. 11 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, установленным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на 01.09.2014 такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Таким образом, отсутствие в фирменном наименовании акционерного общества указания на публичный статус при наличии признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, не является основанием прекращения публичного статуса.
Вынося Предписание, Банк России исходил из того, что Общество обладает установленными п.1 ст. 66.3 ГК РФ признаками публичного акционерного общества вне зависимости от наличия в фирменном наименовании указания на публичный статус, в связи с чем в нем должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль, а также должен осуществляться внутренний аудит.
Как следует из материалов эмиссионного дела, Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радий" было создано в результате приватизации в соответствии с Законом Российской Федерации "Оприватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", на основании Распоряжения Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество России) от 31.01.1994 N 201-Р, как акционерное общество открытого типа (АООТ). Общество было зарегистрировано Московской регистрационной палатой 10.02.1994 за регистрационным номером 030 156-рп. Впоследствии Общество было переименовано в ОАО "НЛП "Радий" (свидетельство Московской регистрационной палаты от 06.06.2002 N030.156).
На основании утвержденного Распоряжением Госкомимущества России от 31.01.1994 N 201-Р плана приватизации АО "НЛП "Радий" (с изменениями и дополнениями) обыкновенные и привилегированные акции типа Б Общества подлежали свободной (открытой) продаже, что подтверждается представленными материалами эмиссионного дела.
Согласно п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", и действовавшего на дату утверждения плана приватизации АО "НЛП "Радий", утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия являлся проспектом эмиссии его акций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" Департаментом финансов Правительства Москвы 04.05.1994 был зарегистрирован выпуск обыкновенных и привилегированных акций АО "ИЛИ "Радий" с присвоением государственного регистрационного номера - N 73-Ш-2972 (общее количество акций по плану составило 130 571 шт. по 1 000 руб. за штуку (в неденоминированных ценах), в том числе 45 700 шт. обыкновенных акций и 84 871 шт. привилегированных акций).
Согласно плану приватизации АО "НПП "Радий" его акции подлежали свободной продаже (50% общего количества акций - 65 285 шт., из них 33% на специализированном чековом аукционе, 17% на инвестиционных торгах). Кроме того, все невыкупленные акции из ФАРП, по истечении срока, на который они зарезервированы, все невыкупленные либо неразмещенные льготные акции и акции, временно закрепленные в государственной собственности в соответствии с решением Госкомимущества России, по окончании установленного льготного размещения или резервирования также подлежали продаже за деньги или приватизационные чеки на аукционе, инвестиционном конкурсе.
В соответствии с распоряжениями Госкомимущества России от 15.02.1994 N 342-Р и от 27.04.1994 N 936-Р в план приватизации Общества в соответствии с утвержденной инвестиционной программой были внесены изменения: акции, подлежащие свободной продаже на специализированном чековом аукционе, составили от общего количества акций - 30% (39 171 шт.), на инвестиционных торгах - 20% (26 114 шт.). Выставленный на инвестиционный конкурс пакет обыкновенных акций в количестве 26 114 шт. (20% уставного капитала) был приобретен ТОО "СИАНА" (г.Черкесск) по договору купли-продажи пакета акций на инвестиционном конкурсе от 03.08.1994 N 2.11.3/498, что подтверждает сведения о состоявшемся инвестиционном конкурсе.
В дальнейшем в связи с исполнением ТОО "СИАНА" условий инвестиционных обязательств по договору купли-продажи пакета акций Общества уставной капитал АО "НПП "Радий" был увеличен на 50%, составил 195 856 500 руб. и был разделен на 32 643 привилегированные акции и 163 213 обыкновенные именные акции по 1 000 руб. за штуку. Акции АО "НПП "Радий" в количестве 65 286 шт. в соответствии с условиями инвестиционных торгов и письмом Российского фонда федерального имущества от 01.12.1994 N ФИ-5.12.3/2879 были переданы по договору ТОО "СИАНА". Выпуск обыкновенных акций в количестве 65 285 шт. был зарегистрирован Департаментом финансов Правительства Москвы 04.04.1995 с присвоением государственного регистрационного номера N 73- 1-4778 и размещен путем закрытой подписки.
В соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 22.02.1996 N 236-Р, а также распоряжениями Министерства государственного имущества Российской Федерации от 27.10.1997 N 27-Р и от 14.08.2002 N 2684-Р в план приватизации Общества были внесены изменения, уставной капитал АООТ "НПП "Радий" увеличен на 105 000 руб. (105 обыкновенных акций). Выпускаемые в связи с увеличением на 0,05% уставного капитала Общества акции подлежали продаже на аукционе. Департаментом финансов Правительства Москвы выпуск обыкновенных акций был зарегистрирован 09.04.1996 с присвоением государственного регистрационного номера N 73-1П-6473. Впоследствии акции по передаточному распоряжению были переданы гражданину Колпиди Н.В. по договору купли-продажи от 03.02.2003 N Д/03-051/183.
Согласно письму Российского фонда федерального имущества от 02.08.1995 N ФИ-14-1/2275 в собственность акционеров АО "НЛП "Радий" перешло 100% акций Общества; из которых 31,69% акций были проданы на денежном и чековом аукционе, а пакет акций, составляющий 20% - на инвестиционном конкурсе.
Доказательства, опровергающие свободную (открытую) продажу акций, отсутствуют.
Региональным отделением ФСФР России в Центральном федеральном округе 24.11.2009 государственные регистрационные номера выпусков от 04.05.1994 N 73-1П-2972, от 04.04.1995 N 73-1-4778 и от 09.04.1996 N 73-Ш-6473 были аннулированы при объединении выпусков. Указанным выпускам обыкновенных и привилегированных акций типа А 24.11.2009 были присвоены государственные регистрационные номера N 1-01-04099-А и N 2-01-04099-А соответственно.
Аннулирование государственных регистрационных номеров не являлось погашением выпусков акций, в связи с чем, акции вышеуказанных выпусков находятся в обращении. Иные выпуски ценных бумаг Общества не регистрировались.
Таким образом, Общество является публичным и помимо указанного выше, обязано раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию публичным акционерным обществом и эмитентом, в соответствии со ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и требованиями Положения Банка России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" либо получить освобождение от данной обязанности.
Общество в установленном законом порядке не получало освобождение от обязанности раскрывать вышеуказанную информацию и осуществляет в настоящее время ее раскрытие в соответствии с действующим законодательством в объеме, предусмотренном для публичных акционерных обществ.
Соответственно, имелись все основания для вынесения оспариваемого Предписания, поскольку АО "НЛП "Радий" обладает признаками публичного акционерного общества.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2024 по делу N А40-227000/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227000/2023
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РАДИЙ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ