г. Саратов |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А06-6632/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2024 года по делу N А06-6632/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий"
о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
заинтересованные лица: Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская, стр. 12, ОГРН 1093015001375, ИНН 3015086479), Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д 47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410), публично-правовая компания "Роскадастр" (107078, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1227700700633, ИНН 7708410783), государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" (414000, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8, ОГРН 1163025059780, ИНН 3015109704),
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" (далее - ООО "Бизнес Кар Каспий", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области (далее - Минимущество Астраханской области), выраженного в невключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 30:12:030451:293 (торгово-технический центр "Лексус-Астрахань", площадью 879,5 кв.м, по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48 в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год и 2023 год,
об обязании Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" путем включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 30:12:030451:293 (торгово-технический центр "Лексус-Астрахань", площадью 879,5 кв.м, по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48 в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год и 2023 год, направления измененных перечней в электронной форме в уполномоченный налоговый орган и размещения их на официальном сайте Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2024 года признано незаконным бездействие Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, выраженное в невключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 30:12:030451:293 (торгово-технический центр "Лексус-Астрахань", площадью 879,5 кв.м., по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48) в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год и 2023 год.
Суд обязал Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" путем включения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 30:12:030451:293 (торгово-технический центр "Лексус-Астрахань", площадью 879,5 кв.м, по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48) в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год и 2023 год, направить измененные перечни в электронной форме в уполномоченный налоговый орган и разместить их на официальном сайте Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С Минимущества Астраханской области в пользу ООО "Бизнес Кар Каспий" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Минимущество Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что объект недвижимого имущества не был включен в соответствующим перечень в связи с непредставлением соответствующей необходимой информации. Минимущество Астраханской области указывает на пропуск заявителем трёхмесячного срока подачи заявления в суд. Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 23.12.2021 N 1330 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год, распоряжение опубликовано 23.12.2021. Распоряжением Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области от 06.12.2022 N486 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год, указанное распоряжение опубликовано 08.12.2022, в суд Общество обратилось 17.07.2023 г., т.е. с пропуском срока.
ООО "Бизнес Кар Каспий" представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым, общество просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 30:12:030451:293, площадью 879,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48, торгово-технический центр "Лексус-Астрахань".
В соответствии с действующим законодательством РФ и законодательством Астраханской области утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п.2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых на налоговые периоды 2022 и 2023 г налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Обществом от налогового органа получено сообщение об исчислении налога на имущество за 2022 г., в котором отсутствовал объект с кадастровым номером 30:12:030451:293.
Обществом обнаружено отсутствие объекта в указанных Перечнях на 2022, 2023 гг.
ООО "Бизнес Кар Каспий" письмом от 15.05.2023 N 106 обратилось в Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области с просьбой разъяснить причины отсутствия вышеуказанного объекта заявителя в соответствующем перечне (т. 1, л.д. 18).
Письмом от 29.05.2023 N 114-13-01/3459 Министерство сообщило Обществу, что в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ данный объект будет включен в соответствующий перечень на очередной налоговый период (т. 1, л.д. 19).
ООО "Бизнес Кар Каспий" обратилось в Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области с заявлением от 26.05.2023 N 111 о включении вышеуказанного объекта в соответствующий перечень (т. 1, л.д. 20 21).
Письмом от 23.06.2023 N 114-13-01/4250 Министерство, со ссылкой на статью 378.2 Налогового кодекса РФ, сообщило Обществу, что включение вышепоименованного объекта в перечень на 2022 год не представляется возможным, указав, что данный объект будет включен в перечень на 2024 год (т. 1, л.д. 22 - 23).
Общество, не согласившись с бездействием Министерства, выраженном в не включении спорного объекта в соответствующие перечни на 2022 год и на 2023 год, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое бездействие Министерства не соответствует закону и нарушает права заявителя. Срок на обращение в суд с заявленными требованиями не пропущен.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение действием (бездействием) органа власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.
В силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п. п. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 3 Закона Астраханской области от 22.04.2022 N 20/2022-03 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 100 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 100 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 13.03.2017 N 99-Пр и пункту 1.9 Постановления Правительства Астраханской области от 04.07.2022 N 302-П "О Министерстве имущественных и градостроительных отношений Астраханской области" на Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области возложены полномочия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области и размещению перечня на официальном сайте Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 23.12.2021 N 1330, распоряжением Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области от 06.12.2022 N 486 определены перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых на налоговые периоды 2022 года и 2023 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 30:12:030451:293, площадью 879,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Аэропортовское шоссе, 48, торгово-технический центр "Лексус-Астрахань".
Судом правомерно установлено, что поскольку ООО "Бизнес Кар Каспий" на праве собственности принадлежит спорный объект, а также на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 30:12:030451:192, вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей марки "Тойота", который отвечает критериям, указанным законодателем в ст. 378.2 НК РФ (т. 1, л.д. 24 - 40), то данный объект подлежит включению в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы.
Как следует из заявления по делу, Обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Кар Каспий" было обнаружено отсутствие вышеуказанного объекта в данных перечнях.
Министерство соответствующих мер по включению спорного объекта в указанные перечни на 2022 и 2023 годы не приняло.
Министерство не оспаривает полное соответствие спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, что также подтверждается сведениями соответствующих перечней, согласно которым спорный объект был включен в них по состоянию на 2019 - 2021 годах.
Положения ст. 378.2 НК РФ не предусматривают какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в п. п. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Заявительный характер при формировании перечня нормативными актами не предусмотрен.
Не включение в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, отвечающих критериям, указанным в п. 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, создает условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции.
В ст. 3 НК РФ закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из положений главы 30 НК РФ не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в перечнях (сведениях) по Астраханской области, с учетом положений Налогового Кодекса Российской Федерации, не может являться достоверным подтверждением несоответствия спорного объекта Общества установленным законодателем требованиям. Министерство не оспаривает полное соответствие спорного объекта критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, доказательств обратного не представлено.
Довод Министерства о том, что сведения о спорном объекте не были ему предоставлены уполномоченными на то органами при формировании соответствующих перечней на 2022 - 2023 годы, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не подтверждает законность оспариваемого бездействия Министерства.
То обстоятельство, что общество не обращалось в уполномоченный орган с заявлением о включении спорного объекта в Перечни на 2022-2023 годы в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку законодатель не связывает включение объекта недвижимости в перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность госоргана по выявлению всех подлежащих включению в перечень объектов.
В апелляционной жалобе, также как и в суде первой инстанции, Министерство заявило о пропуске Обществом 3-х месячного срока на обращение в суд с заявленными требованиями, указав, что Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 23.12.2021 N 1330 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год (распоряжение опубликовано 23.12.2021), распоряжением Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области от 06.12.2022 N486 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год (распоряжение опубликовано 08.12.2022), в суд Общество обратилось 17.07.2023 г., т.е. с пропуском срока
В силу частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Закон предусматривает необходимость соблюдения трехмесячного срока, исчисляемого с момента, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, для обращения с указанным заявлением в арбитражный суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.04 N 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос, о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Общество указывает, что у него не было сомнений, что спорный объект должен быть включен в Перечень. Согласно Перечней по состоянию на 2019 - 2021 спорный объект был включен в указанные Перечни. У Общества не было необходимости мониторить сайты и отслеживать информацию об изменениях в Перечне на следующий год, поскольку Общество добросовестно полагало, что включение объекта в Перечень гарантирует его действие до изменения условий. Какие-либо условия в отношении объекта не изменились. Общество указало, что из письма Министерства от 23.06.2023 N 114-13-01/4250 в ответ на обращение заявителя в Министерство о включении объекта в указанный перечень, стало известно о том, что спорный объект будет включен Министерством в соответствующий перечень только на 2024 год. Поскольку согласно Перечней по состоянию на 2019 - 2021 спорный объект был включен в указанные Перечни, у Общества отсутствовали сомнения, что спорный объект не включен в Перечень на 2022-2023 гг., Общество добросовестно полагало, что включение объекта в Перечень гарантирует его действие до изменения условий нахождения объекта в указанном перечне. Какие-либо условия в отношении объекта не изменились.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае, Общество узнало о нарушении своих прав из сообщения налогового органа от 25.04.2023 г. об исчислении налога на имущество за 2022 г., поскольку в сообщении не был отражен объект с кадастровым номером 30:12:030451:293. Обществом обнаружено отсутствие объекта в указанных Перечнях на 2022, 2023 гг. С заявлением в суд Общество обратилось 17.07.2023, т.е. в срок, не превышающий трех месяцев с даты указанного сообщения.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что оспариваемое по делу бездействие противоречит вышеприведенным нормативным положениям и нарушает права заявителя в его экономической сфере деятельности, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2022 по делу N А72-11865/2021.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не являются основанием для отмены решения суда.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт по существу спора законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2024 года по делу N А06-6632/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6632/2023
Истец: ООО "Бизнес Кар Каспий"
Ответчик: Министерство имущественных и градостроительных оношений Астраханской области
Третье лицо: 12 ААС, Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки БТИ", Публично-Правовая компания "Роскадастр", УФНС России по Астраханской области