г. Саратов |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А57-23185/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Романовой Марии Валерьевны представитель Леликов А.А., действующий на основании доверенности от 28.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2024 года по делу N А57-23185/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Романовой Марии Валерьевны (ОГРНИП 319645100054150, ИНН 645117328108),
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
о признании недействительными отказов Администрации муниципального образования "Город Саратов" от продления договоров аренды и обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" продлить срок договоров аренды,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Романова Мария Валерьевна (далее - ИП Романова М.В., предприниматель, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными отказов Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от продления договоров аренды, оформленных письмами Комитета по управлению имуществом города Саратова от 14.02.2023 N 15-07/3036 и от 20.02.2023 N 15-07/3537, и обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" продлить срок договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:060210:59, 64:48:050371:21, 64:48:050214:0004.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2024 года по делу N А57-23185/2023 признаны недействительными отказы Администрации муниципального образования "Город Саратов" от продления договоров аренды, оформленные письмами Комитета по управлению имуществом города Саратова от 14.02.2023 N 15-07/3036 и от 20.02.202. N 15-07/3537.
Суд обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по продлению срока договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:060210:59, 64:48:050371:21, 64:48:050214:0004.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом возражений на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Романова М.В. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:060210:59, 64:48:050371:21, 64:48:050214:0004.
Все вышеуказанные земельные участки заняты нестационарными торговыми объектами - киосками, принадлежащими Романовой М.В. на праве собственности.
Заявитель указывает, что, являясь арендатором земельных участков, обратилась в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по управлению имуществом г. Саратова с заявлениями о продлении договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков, на что был получен отказ.
В отказах от продления договоров аренды, оформленных письмами Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 14.02.2023 N 15-07/3036 и от 20.02.2023 N 15-07/3537, указана ссылка на п. 2 Положения о порядке продлении срока действия разрешительных документов в сфере торговли на территории Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 15.09.2022 N 883-П, согласно которому продление сроков действия договоров на размещение объектов и иных разрешительных документов осуществляется на основании заявления о продлении срока действия договора на размещение объекта либо иного разрешительного документа в произвольной форме, направленного хозяйствующим субъектом в соответствующий орган, уполномоченный на заключение договоров на размещение объектов либо выдачу иных разрешительных документов, не позднее даты окончания срока действия договора на размещение объектов и иных разрешительных документов.
Однако, как указывает ИП Романова М.В., заявитель ранее неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлениями о продлении договоров аренды земельных участков, в том числе и в период их действия.
По мнению заявителя, отказы органа местного самоуправления от продления договоров аренды, оформленные письмами Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 14.02.2023 N 15-07/3036 и от 20.02.2023 N 15-07/3537, являются незаконными и необоснованными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено понятие "вопросы местного значения", к которым в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Закона о местном самоуправлении относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Пунктом 1 приложения N 15 "Особенности разрешительных режимов в сфере торговли" к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - постановление N 353) установлена возможность продления без торгов до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) срока действия договоров на размещение НТО и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают 14 марта 2022 года - со дня вступления в силу постановления N 353, по 31 декабря 2026 года.
Пунктом 4 приложения N 15 Постановления N 353 определено, что сроки, на которые продлеваются договоры, указанные в пунктах 1 - 3, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что 18 июня 2019 года между Ванаг А.В. и Романовой М.В. был заключен договор, согласно условиям которого Ванаг А.В. продал Романовой М.В. торговые павильоны-киоски, а также передал права и обязанности арендатора земельных участков.
Согласно пункту 1.5 договора, Ванаг А.В. уступает, а Романова М.В. принимает права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 929 от 27 декабря 2007 года, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ОАО "Роспечать" на срок 15 (пятнадцать) лет, находящегося в государственной собственности земельного участка, а именно земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, проспект им. Кирова, 41, кадастровый номер 64:48:060210:0059, общей площадью - 6 (шесть) кв.м. Разрешенное использование (назначение) - для целей, не связанных со строительством - размещение киоска, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 64:48:060210:0059.
Ванаг А.В. продал и передал, а Романова М.В. купила и приняла киоск N 87, инвентарный N 0000797, площадью 6 (шесть) кв.м, расположенный на вышеуказанном земельном участке.
Согласно пункту 1.6 договора, Ванаг А.В. уступает, а Романова М.В. принимает права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 198 от 2 апреля 2005 года, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ОАО "Роспечать" на срок 15 (пятнадцать) лет, находящегося в государственной собственности земельного участка, а именно земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, проспект им. Кирова, кадастровый помер 64:48:060211:0042, общей площадью - 6 (месть) кв.м. Разрешенное использование (назначение) - размещение киоска N 100 категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 64:48:060211:0042.
Ванаг А.В. продал и передал, а Романова М.В. купила и приняла киоск N 100, инвентарный N 00001503, площадью 6 (шесть) кв.м, расположенный на вышеуказанном земельном участке.
Согласно п. 3.5, 3.6 указанного договора, в счет уступаемых прав и обязанностей аренды земельных участков Романова М.В. уплатила Ванаг А.В. за право аренды земельного участка (кадастровый номер 64:48:060210:0059), общей площадью - 6 кв. м, разрешенное использование (назначение) - для целей, не связанных со строительством - размещение газетно-журнального киоска, категория земель - земли населенных пунктов, адрес (местонахождение) объекта: г. Саратов. пр. им. Кирова С.М., д. 41, денежные средства в размере 21 786 рублей.
Стороны пришли к соглашению о стоимости киоска N 87 в размере 22 991 рубль.
В счет уступаемых прав и обязанностей аренды земельных участков Романова М.В. уплатила Ванаг А.В. за право аренды земельного участка (кадастровый помер 64:48:060211:0042) общей площадью - 6 кв. м, разрешенное использование (назначение) - киоск N 100, категория земель - земли населенных пунктов, адрес (местонахождение) объекта: г. Саратов, пр. им. Кирова, денежные средства в размере 21 786 рублей.
Стороны пришли к соглашению о стоимости киоска N 100 в размере 22 991 рубль.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
16 декабря 2021 года между Романовым А.В. и Романовой М.В. заключен договор, согласно п. 1 которого Романов А.В. продал и передал, а Романова М.В. купила и приняла в общую долевую собственность 1/2 (одну второю) долю следующее имущество:
- право аренды сроком на 15 лет, начиная с 27 февраля 2008 года, земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 7 кв.м, кадастровый номер 64:48:050371:21, адрес объекта: Саратовская область, г. Саратов, пл. Ильинская,
- киоск N 21, адрес объекта: Саратовская область, г. Саратов, пл. Ильинская.
Цена продаваемого имущества составила 50 000 рублей. Оплата произведена денежными средствами, которые получены в полном объеме в момент подписания договора.
Также, 16 декабря 2021 года между Романовым А.В. и Романовой М.В. заключен договор, согласно п. 1 которого Романов А.В. продал и передал, а Романова М.В. купила и приняла следующее имущество:
- право аренды сроком на 15 лет, начиная с 27.02.2008, земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 6 кв.м, кадастровый номер 64:48:050214:0004, адрес объекта: Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая,
- киоск N 2, адрес объекта: Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая.
Цена продаваемого имущества составила 100 000 рублей. Оплата произведена денежными средствами, которые получены в полном объеме в момент подписания договора.
Договоры от 16 декабря 2021 года зарегистрированы в Управлении Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Таким образом, указанные договоры были исполнены в полном объеме, что сторонами не оспаривается.
В пункте 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории области, утвержденный приказом Департамента экономического развития области от 21.03.2014 N 74-О установлено, что в 2022 году договоры на размещение НТО, сроки действия которых истекают (истекли) с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, продлеваются однократно на срок до 3 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договорами органа местного самоуправления).
Продление осуществляется на основании заявления, направленного владельцем объекта в соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на заключение договоров на размещение объектов. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня обращения владельца объекта заключает с ним дополнительное соглашение к договору на размещение объектов, предусматривающее продление срока его действия.
Как верно указано судом первой инстанции, возможность продлить без торгов договоры на право размещения НТО установлена для договоров, которые закончились или закончатся в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года.
Срок действия договора N 929 от 27.12.2007, согласно которому был взят в аренду земельный участок с кадастровым номером 64:48:060210:0059, истек 27.12.2022.
Срок действия договора N 95 от 27.02.2008, согласно которому были взяты в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:050371:21, 64:48:050214:0004, истек 27.02.2023.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что поскольку срок действия договоров N 929 от 27.12.2007 и N 95 от 27.02.2008 истек после 14 марта 2022 года, они подлежат продлению.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" не содержит каких-либо дополнительных условий для продления на срок до 7 лет без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли.
Также, дополнительные условия для продления срока действия договоров не предусмотрены постановлением Правительства Саратовской области от 15.09.2022 N 883-П "О продлении срока действия разрешительных документов в сфере торговли на территории Саратовской области".
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 и постановление Правительства Саратовской области от 15.09.2022 N 883-П были приняты в качестве мер поддержки населения и отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска из-за введения ограничений в отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц в составе перечня антикризисных мер в 2022 - 2023 г.
При этом, Порядок заключения (продления срока действия) договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов", а также постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23 января 2023 года N 235 о его утверждении, регламентируют обычный порядок деятельности и не могут рассматриваться в качестве нормативного акта, принятого в целях поддержки населения и отраслей экономики в составе перечня антикризисных мер в 2022 - 2023 г.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы Администрации муниципального образования "Город Саратов" от продления договоров аренды, оформленные письмами Комитета по управлению имуществом города Саратова от 14.02.2023 N 15-07/3036 и от 20.02.2023 N 15-07/3537, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции в качестве восстановления нарушенного права обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по продлению срока договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:060210:59, 64:48:050371:21, 64:48:050214:0004, что, по мнению суда апелляционной инстанции, является надлежащим способом устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2024 года по делу N А57-23185/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23185/2023
Истец: ИП Романова Мария Валерьевна
Ответчик: Администрация МО Город Саратов
Третье лицо: Филиал ППК "Роскадастр" по Саратовской области, Комитет по управлению имуществом города Саратова