г. Саратов |
|
04 июня 2024 г. |
Дело N А57-14902/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" Леонтьевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 30.08.2023 N 01-26/8943, представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" Нефедовой Т.А., действующей на основании доверенности от 13.12.2023 N 28-10/326, Егоровой О.В., действующей на основании доверенности от 25.12.2023 N 28-10/476, Торопова Н.Н., действующего на основании доверенности от 15.12.2023 N 28-10/333,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 марта 2024 года по делу N А57-14902/2023 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (410009, г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, зд. 118А, стр. 1, ОГРН 1026403049815, ИНН 6453010110)
заинтересованные лица: администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1, ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253), администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Горького, д. 48, ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ОГРН 1156451022683, ИНН 6450090478), комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" (410056, г. Саратов, ул. им. Н.И. Вавилова, д. 23/25, ОГРН 1026402204344, ИНН 6452051770), муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ОГРН 1026403357420, ИНН 645400333)
о признании незаконным бездействия,
о возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района), выразившегося в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер, связанных с выявлением и постановкой на учёт бесхозяйного объекта - водовода к жилым домам в п. Северный г. Саратова (труба d-100 мм протяжённостью 179,0 м, расположенная от ул. Черниговская д. 240 до д. 250; труба d-150 мм протяжённостью 751,9 м, расположенная от ул. Песочная д. 227 до д. 237, от ул. Песочная, д. 237 до ул. Черниговская, д. 250, от ул. Черниговская д. 245 до д. 253, от ул. Черниговская, д. 253 до ул. Чкалова, д. 174, от ул. Чкалова д. 166 до д. 174, от ул. Чкалова, д. 166 до ул. Песочная, д. 227); о возложении обязанности на администрацию Ленинского района принять меры по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества - водовода к жилым домам в п. Северный г. Саратова (труба d-100 мм протяжённостью 179,0 м, расположенная от ул. Черниговская д. 240 до д. 250; труба d-150 мм протяжённостью 751,9 м, расположенная от ул. Песочная д. 227 до д. 237, от ул. Песочная, д. 237 до ул. Черниговская, д. 250, от ул. Черниговская д. 245 до д. 253, от ул. Черниговская, д. 253 до ул. Чкалова, д. 174, от ул. Чкалова д. 166 до д. 174, от ул. Чкалова, д. 166 до ул. Песочная, д. 227).
Решением суда первой инстанции от 7 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Ленинского района, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер, связанных с выявлением и постановкой на учёт бесхозяйного объекта - водовода к жилым домам в п. Северный г. Саратова (труба d-100 мм протяжённостью 179,0 м, расположенная от ул. Черниговская д. 240 до д. 250; труба d-150 мм протяжённостью 751,9 м, расположенная от ул. Песочная д. 227 до д. 237, от ул. Песочная, д. 237 до ул. Черниговская, д. 250, от ул. Черниговская д. 245 до д. 253, от ул. Черниговская, д. 253 до ул. Чкалова, д. 174, от ул. Чкалова д. 166 до д. 174, от ул. Чкалова, д. 166 до ул. Песочная, д. 227). На администрацию Ленинского района возложена обязанность принять меры по выявлению и постановке на учёт бесхозяйного объекта - водовода к жилым домам в п. Северный г. Саратова (труба d-100 мм протяжённостью 179,0 м, расположенная от ул. Черниговская д. 240 до д. 250; труба d-150 мм протяжённостью 751,9 м, расположенная от ул. Песочная д. 227 до д. 237, от ул. Песочная, д. 237 до ул. Черниговская, д. 250, от ул. Черниговская д. 245 до д. 253, от ул. Черниговская, д. 253 до ул. Чкалова, д. 174, от ул. Чкалова д. 166 до д. 174, от ул. Чкалова, д. 166 до ул. Песочная, д. 227).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Ленинского района обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой также просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Газпром трансгаз Саратов" возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ путём направления определений, выполненных в форме электронного документа, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 11 апреля 2024 года, 16 апреля 2024 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на территории города Саратова в Ленинском районе по ул. Черниговская, ул. Песочная, ул. Чкалова расположен объект коммунальной инфраструктуры - водовод к жилым домам в п. Северный.
В отношении указанного объекта коммунальной инфраструктуры отсутствует информация о собственнике либо владельце на ином вещном праве в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, также спорный объект недвижимого имущества не значится в реестре государственного имущества Саратовской области, реестре муниципальной собственности и в Сводном реестре объектов муниципальной казны, что подтверждено представленными в материалы дела ответами комитета по управлению имуществом Саратовской области, комитета по управлению имуществом города Саратова, Роскадастра по Саратовской области (т.1 л.д.33, 35, 96).
По мнению заявителя, указанный объект коммунальной инфраструктуры имеет признаки бесхозяйного имущества, социальную значимость, а органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе бесхозяйных систем, а также обеспечивать признание в установленном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.
ООО "Газпром трансгаз Саратов" неоднократно обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" и администрацию Ленинского района с письмами о выявлении бесхозяйных вещей (от 15.06.2021 N 01-2/3484; от 22.09.2021 N 01-2/5597; от 23.12.2021 N 01-2/7695; от 04.04.2022 N 01-2/2010; от 19.05.2022 N 01-2/3156; от 29.06.2022 N 01-2/4094; от 08.09.2022 N 01-2/5778; от 18.10.2022 N 01-2/6780; от 20.10.2022 N 01-2/6841; от 12.12.2022 N 01-2/8076) с обозначением вышеуказанного объекта недвижимого имущества (т.1 л.д.36, 38, 40, 42, 45).
В письме от 05.04.2023 N 01-26/2750 администрация Ленинского района отказала в проведении инвентаризации объекта коммунальной инфраструктуры по причине нахождения линий коммуникаций и колодцев на территориях огороженных земельных участков организаций и домовладений, принадлежащих третьим лицам, а также указала обществу на необходимость вынести коммуникации за пределы земельных участков, после чего администрацией Ленинского района будет проведена инвентаризация объектов (т.1 л.д.22).
Аналогичный ответ получен заявителем от администрации муниципального образования "Город Саратов" (от 05.04.2023 N 02-02-20/579) (т.1 л.д.23).
ООО "Газпром трансгаз Саратов", полагая, что бездействие администрации Ленинского района, выразившееся в непринятии необходимых мер, связанных с выявлением и постановкой на учёт бесхозяйного объекта - водовода, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о несоответствии законодательству, муниципальным правовым актам бездействия администрации Ленинского района по постановке на учёт как бесхозяйного спорного объекта коммунальной инфраструктуры (водовода).
Согласно доводам апелляционной жалобы администрация Ленинского района считает, что права общества нарушены не были, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению ввиду ненадлежащего заявителя. Порядком выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Саратов", утверждённым постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.03.2022 N 1132 (далее также - Порядок), на несоответствие оспоренного бездействия которому указано в решении суда первой инстанции, не установлены конкретные сроки проведения мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, их совместному обследованию инвентаризационной комиссией, а также непосредственно по составлению акта инвентаризации. Администрацией Ленинского района приняты все необходимые меры в рамках полномочий, возложенных на неё утверждённым Порядком. Проведено комиссионное обследование водовода к жилым домам в п. Северный. Выявленные в ходе обследования факты свидетельствуют о том, что администрацией Ленинского района не нарушаются права ООО "Газпром трансгаз Саратов", а также отсутствует бездействие администрации, поскольку не представляется возможным инвентаризировать спорный объект.
Аналогичные доводы изложены в апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов".
В судебном заседании в арбитражном суде апелляционной инстанции представитель администрации Ленинского района пояснила, что не имеет возражений относительно рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со статьёй 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Исходя из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, обращение с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества на соответствующий учёт является обязанностью органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В части 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьёй 12 указанного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся наряду с другими организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.03.2022 N 1132 утверждён Порядок выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пунктом 1 Порядка выявление бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории районов муниципального образования "Город Саратов" осуществляют администрации соответствующих районов муниципального образования "Город Саратов" и департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов".
Из материалов дела следует, что объект коммунальной инфраструктуры - водовод к жилым домам в п. Северный - находится на территории Ленинского района г. Саратова, следовательно, обязанность по выявлению такого объекта возложена на администрацию Ленинского района.
В пункте 2 Порядка указано, что в целях выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" создаётся инвентаризационная комиссия района муниципального образования "Город Саратов", состав которой утверждается правовым актом администрации района муниципального образования "Город Саратов".
Согласно Порядку администрация Ленинского района должна:
создать инвентаризационную комиссию и утвердить её состав правовым актом (пункт 2);
провести совместное (с членами комиссии) обследование бесхозяйного объекта (пункт 3);
составить акт инвентаризации (подпункт 4.1);
в целях выявления собственника направить соответствующие запросы (в течение пяти рабочих дней) (подпункт 4.2);
подписать передаточный акт объектов с ресурсоснабжающей организацией (подпункт 4.5.1);
уведомить комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (в течение десяти рабочих дней) (пункт 4.6);
осуществить постановку на учёт (в течение десяти рабочих дней со дня получения технического плана) (пункт 4.7) и т.д.
Материалами дела подтверждено, что указанные мероприятия органом местного самоуправления в период с 2022 года по настоящее время не проводились. Длительное невыполнение органом местного самоуправления действий по инвентаризации и последующей постановке спорных сетей на учёт как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Вопреки доводам апелляционных жалоб заявление о постановке объекта недвижимости на учёт в качестве бесхозяйного должно быть подано в разумный срок, предусматривающий время, необходимое для совершения действий в целях исполнения установленной законом обязанности.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что бездействие администрации не соответствует Федеральному закону N 131-ФЗ, Федеральному закону N 416-ФЗ, Порядку выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Саратов", утверждённому постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.03.2022 N 1132.
Доводу администрации Ленинского района о том, что общество является ненадлежащим заявителем, судом первой инстанции дана правильная оценка.
Орган местного самоуправления и ресурсоснабжающая организация, располагая информацией о том, что объект коммунальной инфраструктуры - водовод к жилым домам в п. Северный - является бесхозяйным имуществом, возлагают на общество обязанности по содержанию спорного объекта, орган местного самоуправления направляет акты осмотра, содержащие требования по устранению утечек питьевой воды на водоводе и предписания с указанием выставления дополнительных счетов на оплату утечек; в переписке с жителями п. Северный по возникающим проблемным вопросам на водоводе делаются ссылки на участие ООО "Газпром трансгаз Саратов" в строительстве спорного объекта и как следствие обязанность содержания.
Суд первой инстанции обоснованно отмечает, что спорный объект обеспечивает решение задач, не входящих в компетенцию заявителя.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в силу закона на орган местного самоуправления возложены обязанности по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, а также по выявлению бесхозяйного имущества, а общество непосредственно не несёт обязанности по содержанию спорного объекта, следовательно, ООО "Газпром трансгаз Саратов" выбран надлежащий способ защиты нарушенного права.
Учитывая изложенное, бездействие администрации Ленинского района, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер, связанных с выявлением и постановкой на учёт бесхозяйного объекта - водовода к жилым домам в п. Северный г. Саратова (труба d-100 мм протяжённостью 179,0 м, расположенная от ул. Черниговская д. 240 до д. 250; труба d-150 мм протяжённостью 751,9 м, расположенная от ул. Песочная д. 227 до д. 237, от ул. Песочная, д. 237 до ул. Черниговская, д. 250, от ул. Черниговская д. 245 до д. 253, от ул. Черниговская, д. 253 до ул. Чкалова, д. 174, от ул. Чкалова д. 166 до д. 174, от ул. Чкалова, д. 166 до ул. Песочная, д. 227), обоснованно признано незаконным. На администрацию Ленинского района возложена обязанность принять меры по выявлению и постановке на учёт указанного бесхозяйного объекта.
Поскольку бездействие администрации Ленинского района является незаконным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 марта 2024 года по делу N А57-14902/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14902/2023
Истец: ООО Газпром трансгаз Саратов
Ответчик: Администрация Ленинского района МО Город Саратов, Администрация МО Город Саратов
Третье лицо: Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", Комитет по строительству и инженерной защите администрации МО г. Саратов, КУИ г. Саратова, МУПП Саратовводоканал, ООО КВС, Комитет правового обеспечения Администрации МО г.Саратов, Филиал ППК Роскадастр по СО