г. Тула |
|
4 июня 2024 г. |
Дело N А62-14019/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2024 по делу N А62-14019/2023, принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Евростандарт" (далее - общество) о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что исчисление срока на обращение в суд должно быть исчислено с даты представления страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Считает, что исчисление сроков с нормативной даты исполнения обязанности предоставления сведений, а не с момента, когда фонд фактически узнал о совершении правонарушения при отсутствии объективной возможности выявить правонарушение в более ранний срок, влечет необоснованное и незаконное ограничение права фонда.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что страхователем своевременно представлены в УПФР в г. Смоленске в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "Исходная") за 2019 год на 9 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.
В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ и форме СЗВ-М выявлено, что им представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на застрахованное лицо Аксенову Н.Г. с периодом работы с 01.01.2019 по 12.02.2019, однако сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на указанное застрахованное лицо не представлены.
Фондом составлен акт от 03.07.2020 N 076S18200004564, который направлен страхователю заказной почтовой корреспонденцией 07.07.2020.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов вынесено решение от 12.08.2020 N 076S19200005134 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым страхователь привлечен к ответственности в виде применения финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Решение направлено страхователю 14.08.2020 заказной почтовой корреспонденцией.
Страхователю направлено требование от 09.09.2020 N 076S01200005248 об уплате в добровольном порядке финансовых санкций.
Поскольку в добровольном порядке требования фонда удовлетворены не были, он обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 57), проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
С учетом приведенных выше нормативных положений и официальных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, с учетом статьи статьей 17 Закона N 27-ФЗ предельный срок взыскания неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 рабочих дней на направление акта, 6 календарных дней на его доставку, 15 рабочих дней на представление страхователем возражений, 10 рабочих дней на вынесение решения, 5 рабочих дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 рабочих дней на вступление в силу решения по проверке, 10 рабочих дней на направление требования, 6 календарных дней на его доставку, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Также в статье 17 Закона N 27-ФЗ указано, что территориальный орган фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного частью 20 настоящей статьи.
В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 руб., территориальный орган фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 руб., территориальный орган фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзацы 18 - 20).
Согласно пункту 31 постановления Пленума N 57 судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, несоблюдение фондом в рамках осуществления контрольных мероприятий указанных предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию штрафа в принудительном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем своевременно представлены в фонд в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "Исходная") за 2019 год на 9 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке и протоколом проверки отчетности.
В результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ и форме СЗВ-М выявлено, что страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на застрахованное лицо Аксёнову Н.Г. с периодом работы с 01.01.2019 по 12.02.2019, однако сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на указанное застрахованное лицо не представлены.
По факту указанного выше нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете составлен акт от 03.07.2020 N 076S18200004564, который направлен страхователю 07.07.2020 заказной почтовой корреспонденцией. Возражений по акту в адрес фонда от должника не поступило.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов вынесено решение от 12.08.2020 N 076S19200005134 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанным решением страхователь привлечен к ответственности в виде применения финансовой санкции в размере 500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 N 27-ФЗ.
Решение направлено страхователю 14.08.2020 заказной почтовой корреспонденцией.
Страхователю 11.09.2020 направлено требование от 09.09.2020 N 076S01200005248 об уплате в добровольном порядке финансовых санкций.
При этом, как верно отметил суд, момент фактического представления отчетности страхователем не является основанием для исчисления шестимесячного срока на обращение в суд с этой даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом установленных нормативных сроков и с учетом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ (нормативный срок исполнения требования - 28.09.2019 + 3 года (28.09.2022) + 6 мес. (28.03.2023) фонд должен был обратиться в суд не позднее 28.03.2023, в то время как заявление подано им в суд лишь 14.12.2023.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок обращения в суд с заявленными требованиями истек.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд с рассматриваемым заявлением, фондом не представлено.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Мнение фонда, изложенное в жалобе, основано на неверном толковании норм материального права.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2024 по делу N А62-14019/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании статей 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Судья |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-14019/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЕВРОСТАНДАРТ"