город Омск |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А70-1787/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4148/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2024 по делу N А70-1787/2024 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58А), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Никифоровой Кристины Константиновны, о признании незаконным постановления от 18.01.2024 о назначении административного наказания по делу N072/04/9.21-606/2023 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителя:
от акционерного общества "Россети Тюмень" после перерыва - Соколова Дмитрия Игоревича по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия до 16.09.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление, Тюменское УФАС России, административный орган) об оспаривании постановления от 18.01.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-606/2023 об административном правонарушении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Никифорова Кристина Константиновна (далее - Никифорова К.К.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2024 по делу N А70-1787/2024 заявленные требования удовлетворены частично. В постановлении от 18.01.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-606/2023 об административном правонарушении, вынесенном заместителем руководителя Управления, назначенную АО "Россети Тюмень" изменена мера ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 700 000 руб. на административный штраф в размере 350 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что в связи с отсутствием коммерческих предложений для формирования закупок с целью осуществления технологических присоединений, вызванным сложной экономической ситуацией, обусловленной отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации, осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и провести закупку на выполнение подрядных работ для целей технологического присоединения заявителей в сроки, предусмотренные договором, не представилось возможным. Договорные обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Никифоровой К.К. выполнены, что подтверждается уведомлением об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 20.10.2023 N Т13/23/3979.
Кроме того, заявитель жалобы полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным, снизить размер административного штрафа ниже минимального размера.
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 изменены дата и время судебного заседания, о чем информация размещена в установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядке.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 30.05.2024 в судебном заседании объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 31.05.2024.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26.06.2023 между обществом и Никифоровой К.К. был заключен договор N Т13/23/3979-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств: малоэтажная жилая застройка (индивидуальный жилой дом/ садовый/дачный дом), расположенных по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тюменская область, Тюменский район, Успенское муниципальное образование, с. Успенка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2209002:500, с заявленной максимальной мощностью 15 Квт, со сроком выполнения мероприятий 30 рабочих дней.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-606/2023, назначения проведения административного расследования явилось поступившая в Тюменское УФАС России жалоба Никифоровой К.К. на действия АО "Россети Тюмень", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
25.12.2023 должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-606/2023 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
18.01.2024 Тюменским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-606/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 21.03.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 календарных дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Как усматривается из материалов дела, 26.06.2023 между обществом и Никифоровой К.К. был заключен договор N Т13/23/3979-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств: малоэтажная жилая застройка (индивидуальный жилой дом/ садовый/дачный дом), расположенных по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тюменская область, Тюменский район, Успенское муниципальное образование, с. Успенка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2209002:500, с заявленной максимальной мощностью 15 Квт, со сроком выполнения мероприятий 30 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 21 договора N Т13/23/3979-ДТП договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета. Согласно представленным документам, счет оплачен 24.06.2023, таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены до 04.08.2023.
Согласно материалам дела мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Никифоровой К.К. обществом выполнены только 20.10.2023, что подтверждается уведомлением об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 20.10.2023 N Т13/23/3979, то есть с нарушением установленного Правилами N 861 срока.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя выполнены в полном объеме, о чем свидетельствует уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 20.10.2023 N Т13/23/3979, не опровергает наличие события вменяемого административного правонарушения, а является добровольным прекращением противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ответственность (но не в случае минимального размера санкции).
Ссылки общества на то, что увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено трудностями подрядных организаций, вызванных сложной экономической ситуацией, обусловленной отсутствием фиксированной стоимости на материалы и оборудования и затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Пунктами 15, 18, 25(1) Правил N 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушены.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 700 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) повторное совершение обществом административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
2) имущественное и финансовое положение юридического лица - по данным бухгалтерской отчетности, выручка АО "Россети Тюмень" за 2022 год составила 76 млрд рублей,
3) систематическое нарушение АО "Россети Тюмень" Правил N 861 - за период с 01.01.2022 по 26.09.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 142 постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 350 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.03.2024 по делу N А70-1787/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1787/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Никифирова К.К.