г. Киров |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А29-14744/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Плыгача Е.А., действующего на основании доверенности от 01.12.2023 N 329.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 по делу N А29-14744/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (ИНН: 5902201970, ОГРН: 1035900103997)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (ИНН: 1101486195, ОГРН: 1041100424221)
о признании недействительным отказа в согласовании плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (далее - Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным отказа в согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 1" ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" ООО "Лукойл-Коми" (далее - План), изложенного в письме от 18.08.2023 N 07-51/6007, а также об обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, поскольку положения Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 (далее - Правила N 2451), не содержат отсылки к Правилам безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 534, Положениям о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437, соответственно, вышеуказанные нормативно-правовые акты не применимы при реализации требований, установленных Правилами N 2451. Управление указывает, что для достижения целей Правил N 2451 эксплуатирующая организация разрабатывает план предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов в отношении объекта нефтедобычи, в том числе для объектов, находящихся на суше, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, имеющих общие границы. Ответчик настаивает на том, что указанные Обществом объекты нефтедобычи не относятся к объектам, в отношении которых возможно разработать единый план предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Управления отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Лукойл-Пермь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Управления.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Постановления N 2451 ООО "Лукойл-Коми" (правопредшественник Общества) организована разработка планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для производственных объектов ТПП "Лукойл-Севернефтегаз" с привлечением организации-разработчика - ООО "Промпроект".
С целью определения состава объектов, входящих в разрабатываемые планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработчиком был направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в ответ на который получено письмо от 22.06.2022 N РН-09-05-34/19928.
Из письма следует, что для достижения целей Правил N 2451 эксплуатирующая организация разрабатывает план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении объекта, в том числе для объектов, находящихся на суше, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных с физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, имеющих общие границы, а для объектов, указанных в подпунктах "е", "ж", "з", "и" пункта 7 Правил N2451, необходимо разделение трубопроводов на отдельные участки по зонам ответственности аварийно-спасательных служб и (или) формирований, при этом отдельно выделяя отдельную часть трубопроводов от частей трубопроводов в местах нахождения которых осуществляются переходы через водные преграды.
С учётом указанным разъяснений эксплуатирующей организацией принято решение о разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (единого для объектов, входящих в комплексные цеха по добыче нефти и газа), а именно:
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 1" (далее - План);
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 2";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 4";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 5";
- План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объекте "Комплексный цех по добыче нефти и газа N 6".
На основании пункта 6 статьи 46 Закона N 7-ФЗ План направлен на согласование в адрес Управления письмом от 16.06.2023 N ГА-561-ЛК/23.
Согласно письму от 17.07.2023 N 07-51/5073 Управление возвратило План без согласования, так как он разработан в отношении нескольких объектов.
В целях урегулирования вопроса о разработке и согласовании Плана в адрес Управления направлено письмо от 27.07.2023 N ГА-819ЛК/23 для повторного рассмотрения разработанных планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе Плана, с указанием позиции о целесообразности рассмотрения комплексного цеха по добыче нефти и газа в качестве объекта для разработки плана. Дополнительно было указано, что планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разработаны с соблюдением требований к содержанию, установленных разделом III Правил N2451 и описанием сведений обо всех потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов, идентифицированных в соответствии с критериями определения объектов, указанных в пунктах 4 и 7 Правил, включая максимальные расчетные объемы разливов нефти по каждому объекту в отдельности.
В письме от 18.08.2023 N 07-51/6007 Управление указало на отсутствие оснований для согласования Плана ввиду неустранения замечаний, изложенных в письме от 17.07.2023 N 07-51/5073.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 4 статьи 46 Закона N 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно пункту 6 статьи 46 Закона N 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:
заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, отказывая в согласовании Плана, Управление в письмах от 17.07.2023 N 07-51/5075 и от 18.08.2023 N 07-51/6007 указало на необходимость разработки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении каждого из 12-ти объектов нефтедобычи, включенных в состав Комплексного цеха по добыче нефти и газа N 1.
Вместе с тем, Правила N 2451 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, а также в действующей редакции на момент вынесения настоящего судебного акта, не устанавливают требования разработки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении одного или совокупности объектов.
При этом согласно пункту 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 534 (далее - Правила N 534), для всех опасных производственных объектов I, II, III классов опасности разрабатывается план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в порядке, установленном Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 (далее - Положение N 1437).
Согласно пункту 4 Положения N 1437 в случае, если два и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
Более того, согласно абзацу второму пункта 32 Правил N 534 допускается разрабатывать технологический регламент на опасный производственный объект в целом или на группу опасных производственных объектов, если они являются составной частью единого технологического комплекса.
Правилами N 2451 определены критерии объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 4) и максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов для таких объектов (пункт 7).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 2451 план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать, в том числе, сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "б"); максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 данных Правил (подпункт "в"); расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий (подпункт "ж"); состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке (подпункт "з").
В рассматриваемом случае согласно Плану, разработанному ООО "Промпроект", Комплексный цех по добыче нефти и газа N 1 включает в себя нефтяные месторождения (Инзырейское месторождение, Восточно-Сарутаюское месторождение, месторождение им. Ю. Россихина, месторождение Нирмалинской площади) и объекты нефтедобычи, расположенные на них. Объекты нефтедобычи расположены в пределах одного субъекта федерации - Ненецкого автономного округа Архангельской области и территориального производственного предприятия "ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз". Технологические процессы объектов объединены непрерывной технологической схемой по добыче, подготовке и перекачки нефти и газа, что подтверждается описанием их процесса работы и приведенными технологическими схемами в разделе 1.2 Плана. Доказательств отсутствия технологической связанности месторождений и расположенных на них объектов нефтедобычи, вопреки положениям статей 65, 200 АПК РФ, Управление при рассмотрении настоящего дела не представило.
Согласно разделу 3 Плана максимальный расчетный объем разлива нефти складывается из суммы максимально возможных разливов на всех объектах нефтедобычи, для эксплуатации которых требуется разработка плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Согласно разделу 8 Плана аварийно-спасательными службами на всех объектах нефтедобычи, включенных в состав Комплексного цеха по добыче нефти и газа N 1, являются НАСФ ТПП "ЛУКОЙЛ - Севернефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", ГАУ "СПАС - Коми", ООО "ПожсервисПирант", ООО "МЕДИС".
Учитывая изложенное, а также то, что способ выполнения обязательного требования по разработке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (единого для нескольких объектов или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учётом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании Плана, разработанного Обществом.
Довод Управления о том, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению Правила N 534, Положение N 1437, признается несостоятельным, поскольку данные нормативные акты устанавливают определенные требования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазодобывающих производств и, соответственно, распространяются на деятельность эксплуатирующей организацией - Общества.
Ссылка Управления на постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2122 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 N 2451" правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку соответствующие изменения не вступили в силу.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным отказ Управления в согласовании Плана, выраженный в письме от 18.08.2023 N 07-51/6007.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в судебном акте указал на необходимость применения в качестве восстановительной меры возложение на Управление обязанности повторно рассмотреть заявление Общества о согласовании Плана. Мотивированных возражений по данному выводу суда позиции сторон не содержат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 по делу N А29-14744/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 по делу N А29-14744/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14744/2023
Истец: ООО "Лукойл-Коми"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования по Республике Коми и Ненецкому Автономному Округу