город Чита |
|
7 июня 2024 г. |
Дело N А19-24873/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Бушуевой Е.М., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от истца - акционерного общества "Первая грузовая компания" - представителя Понамаревой Н.С. (доверенность от 13.03.2024, паспорт, копия диплом),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" - представителя Зубарева И.Ю. (доверенность от 18.12.2023, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промсервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 февраля 2024 года по делу N А19-24873/2022
по исковому заявлению акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН: 1137746982856, ИНН: 7725806898) к обществу с ограниченной ответственностью "Промсервис" (ОГРН: 1020300738589, ИНН: 0313004349) о взыскании 364 200 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - истец, АО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промсервис" (далее - ответчик, ООО "Промсервис") о взыскании 364 200 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой (транспортные железнодорожные накладные N N ЭМ144183, ЭМ244652, ЭМ461129, ЭМ588826, ЭМ671659, ЭН154221, ЭН191679, ЭН619473, ЭО330507, ЭО699447, ЭО705124, ЭП155850, ЭХ019166, ЭХ341938, ЭХ723779, ЭХ887841, ЭХ865239, ЭЦ271031; вагоны NN 29228293, 29196599, 29197993, 29077096, 52503802, 52694882, 29327194, 29254497,54611470, 29146404, 29548591, 29072998, 29590692, 29372299, 55723548, 29194057, 29311198, 29217064).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2023 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
По итогам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 291 360 руб. штрафа, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в отсутствие договорных обязательств между истцом и ответчиком, оснований для взыскания штрафа по части 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не имеется.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судом решения и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании Четвертого арбитражного апелляционного суда поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что в период с февраля 2022 года по август 2022 года в адрес грузополучателя ООО "Промсервис" на станцию Таксимо ВСЖД по транспортным железнодорожным накладным ЭМ144183, ЭМ244652, ЭМ461129, ЭМ588826, ЭМ671659, ЭН154221, ЭН191679, ЭН619473, ЭО330507, ЭО699447, ЭО705124, ЭП155850, ЭХ019166, ЭХ341938, ЭХ723779, ЭХ887841, ЭХ865239, ЭЦ271031 под выгрузку прибывали вагоны 29228293, 29196599, 29197993, 29077096, 52503802, 52694882, 29327194, 29254497,54611470, 29146404, 29548591, 29072998, 29590692, 29372299, 55723548, 29194057, 29311198, 29217064, принадлежащие АО "ПГК".
Поскольку ответчик своевременно не обеспечил выгрузку груза и возврат вагона перевозчику в срок, предусмотренный статьями 62, 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", истец претензией от 22.09.2022 N ИД/ПР/ФИрк-1432/22 потребовал от ответчика оплатить штраф на основании статей 99, 100 Устава в размере 354 200 руб.
Ответчик претензию оставил без удовлетворения, в связи с чем АО "ПГК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 309, 310, 329, 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 62, 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав), Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации N 26), установив факт нарушения ответчиком установленных сроков оборота вагонов, пришел к выводу об обоснованности исковых требований в заявленном размере. Сумма штрафа судом уменьшена на 20% по правилам статьи 333 ГК РФ как явно несоразмерная последствиям нарушенного обязательства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 15028/11, действие статьи 62 УЖТ РФ распространяется не только на перевозчика, но и на иного владельца вагона, являющегося оператором подвижного состава.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 (далее - Обзор) установлено, что владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, так как права компаний, являющихся оператором подвижного состава, при использовании принадлежащих им вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
Из толкования вышеуказанного Обзора и УЖТ РФ следует, что законный штраф создан для защиты прав пользования и распоряжения принадлежащими собственникам вагонами. Отсутствие такой нормы об уплате штрафа позволяло бы недобросовестным грузополучателям использовать подвижной состав собственников на безвозмездной основе, хранить в нем груз и осуществлять иные грузовые операции неограниченное количество времени без привлечения к какой-либо ответственности и без компенсации собственнику его потерь.
Кроме того, как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", согласно части 6 статьи 62 УЖТ РФ за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 УЖТ РФ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 УЖТ РФ, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
В связи с этим отсутствие в договоре условия об ответственности за задержку вагонов сверх нормативного времени, равно как и отсутствие договорных отношений между сторонами не является основанием для освобождения соответствующего лица от уплаты начисленного штрафа.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания штрафа за задержку вагонов под выгрузкой.
Учитывая, что факт предоставления истцом вагонов и нарушения ответчиком нормативного срока оборота вагонов подтвержден материалами настоящего дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца, снизив размер штрафа на основании статьи 333 ГК РФ до 291 360 руб. (на 20%).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как разъяснено в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах задача суда состоит в устранении явной несоразмерности штрафных санкций.
Следовательно, суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению (пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае размер пени определен судом первой инстанции к взысканию с учетом назначения института ответственности за допущенное нарушение и всех существенных обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении требований истца, не находящегося в договорных отношениях с ответчиком, имеющего статус грузополучателя, отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом буквального толкования положений абзаца шестого статьи 62 УЖТ РФ, не содержащих указание на наличие в качестве основания взимания законной неустойки, направленной на обеспечение непрерывности перевозочного процесса, как цели, предусмотренной положениями статьей 4 УЖТ РФ, заключенного договора с оператором подвижного состава. Изложенные положения предоставляют лицам, поименованным в статье 62 УЖТ РФ в качестве взыскателей, право выбора лица, не осуществившего возврат поданных вагонов, контейнеров по истечении тридцати шести часов с момента их подачи под погрузку, выгрузку и обязанного уплатить неустойку.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 февраля 2024 года по делу N А19-24873/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24873/2022
Истец: АО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ООО "Промсервис"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4143/2024
07.06.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-975/2023
29.02.2024 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24873/2022
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4125/2023
11.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-975/2023
27.02.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24873/2022