г.Москва |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А40-71271/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-71271/20
по иску Департамента городского имущества (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423), Правительства Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507)
к ООО "Расим" (ИНН 7721013714, ОГРН 1027739352497), ООО "Алиса" (ИНН 7721023159, ОГРН 1027700309086)
третьи лица 1)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, 2) Комитет государственного строительного надзора города Москвы, 3) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: не явились, извещены;
от ответчиков: Усов В.В. по доверенностям от 27.10.2021, 21.05.2024;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы и Правительства Москвы обратились в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ООО "Расим", ООО "Алиса" о признании пристройки общей площадью 431,5 кв.м к зданию, расположенному по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115 самовольной постройкой, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2022, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022, исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.09.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 года по делу N А40-71271/2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя материалы дела на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу с учетом положений ст.222 Гражданского кодекса РФ, п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", дать оценку всем представленным в дело доказательствам и установленным обстоятельствам в их совокупности, а также всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле с учетом выводов экспертного заключения, в случае наличия противоречий, рассмотреть вопрос о назначении повторной судебной экспертизы.
Решением арбитражного суда от 13.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцы, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель ответчиков в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, по доводам, изложенным в отзыве, который приобщен в порядке ст.262 АПК РФ.
В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истцов и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющегося в деле доказательств, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2024 отсутствует.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, вл.115 выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Земельный участок площадью 369 кв. м с кадастровым номером 77:04:0004004:21, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, вл.115 оформлен договором аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 08.06.2011 N М-04-035780 ООО "Алиса" сроком действия по 18.01.2059 для целей эксплуатации помещений в нежилом здании под кафе-бар. Договор имеет статус действующего.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 30.10.2019 N 9040503 выявлено, что на земельном участке расположено здание общей площадью 1400,2 кв.м, с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115.
По данным портала Росреестр на земельном участке учтено здание площадью 802,8 кв.м. В технической документации ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 2012 учтено четырехэтажное здание (с техническим этажом) 1939 года постройки, площадью 1400,2 кв.м, площадью застройки 777 кв.м.
По результатам анализа данных "Google Earth" выявлено, что в период времени с 2005 по 2014 годы без оформления разрешительной документации проведена реконструкции здания путем возведения пристройки с тыльной стороны здания площадью 559,1 кв.м.
В технической документации ГБУ МосгорБТИ новое здание не учтено. Здание поставлено на государственный кадастровый учет от 25.05.2012 за кадастровым номером 77:04:0004004:1084.
Часть помещений с кадастровым номером 77:04:0004004:7319 площадью 1040,4 кв.м находятся в собственности ООО "Алиса" о чем сделана запись в ЕГРН от 26.12.2011 N 77-12/030/2011-591.
Часть помещений с кадастровым номером 77:04:0004002:14441 площадью 359,8 кв.м находятся в собственности ООО "Расим" о чем сделана запись в ЕГРН от 17.10.2006 N 77-77-04/097/2006-738.
Спорный объект включен в приложение 2 под номером 2501 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (введена постановлением Правительства Москвы от 03.09.2019 N 1151-ПП).
Истцы ссылаются на то, земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся, разрешительная документация на строительство (реконструкцию) не выдавалась.
В этой связи истцы полагают, что пристройка общей площадью 559,1 кв.м к зданию, расположенному по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115, собственником которой являются ответчики, отвечает признакам самовольной постройки, установленной ст.222 Гражданского кодекса РФ, и просят спорный объект признать самовольной постройкой и обязать ответчиков снести самовольно возведенный объект, зарегистрированное на самовольное строение право собственности признать отсутствующим.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком требования истцов не удовлетворены, последние обратились с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что истцами не представлено доказательств того, что спорный объект был возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, кроме того, при рассмотрении дела установлен пропуск срока исковой давности, ввиду чего суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истцов, заявленные в порядке ст.ст.222, 304 Гражданского кодекса РФ удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы истцов отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
В ст.222 Гражданского кодекса РФ определено, что самовольной постройкой является здание, возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта либо возведенное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет (п.2).
В п.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ содержится законодательное допущение сохранения самовольной постройки, за исключением случаев, когда такая постройка нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно толкованию, приведенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П, осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" постройка, возведенная (созданная) в результате реконструкции объекта недвижимого имущества, которая привела к изменению параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), может быть признана самовольной и подлежащей сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, если есть основания, предусмотренные п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.
Согласно разъяснениям п.9 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022, из положений п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ и правовых подходов к ее применению, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 29.04.2010, следует, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Вместе с тем, как указано в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2023 по делу назначена дополнительная строительно-техническая экспертиза, которая поручена экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению эксперта N 4560/19-3-23 от 15.11.2023:
1. На дату проведения экспертного осмотра механическая безопасность двухэтажной пристройки и здания в целом соблюдена. Отсутствие признаков нарушения целостности несущих и ограждающих конструкций двухэтажной пристройки и здания в целом указывает на их пространственную неизменяемость и устойчивость, что говорит о возможности безопасной эксплуатации исследуемой пристройки.
Таким образом, демонтажные работы по сносу одноэтажной пристройки не повлекли за собой негативные последствия (нарушение механической безопасности, нарушение целостности и эксплуатации объекта) для двухэтажной пристройки к зданию по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115 (см. исследовательскую часть, стр.18-19);
2. При выполнении демонтажных работ по сносу одноэтажной пристройки "ущерб" конструктивным элементам (нарушение их несущей способности, пространственной жесткости, устойчивости и эксплуатационной пригодности) двухэтажной пристройки к зданию, расположенному по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115, не нанесен;
3. Проведение исследований на соответствие/несоответствие исследуемой двухэтажной пристройки экологическим нормам и правилам не входит в компетенцию эксперта-строителя, данные исследования не являются предметом судебной строительно-технической экспертизы.
В предоставленных судом для производства дополнительной экспертизы документах отсутствует проектно-разрешительная документация на проведение работ по реконструкции здания по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115 (возведение двухэтажной пристройки).
При условии, если разрешение на производство работ по реконструкции здания не было получено в установленном порядке, отсутствие указанной документации будет являться отступлением от требований ст.51 ГрК РФ, при этом установление факта наличия или отсутствия указанного документа не требует специальных познаний эксперта-строителя. Сам факт наличия или отсутствия разрешения на строительство/реконструкцию не влияет на возможность безопасной эксплуатации объекта капитального строительства.
Исследуемая двухэтажная пристройка к зданию, расположенному по адресу: г.Москва, ул.Юных Ленинцев, д.115, отвечает положениям и требованиям:
- раздела 2, ст.ст.7, 10, 19 и п.1 ст.23 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений";
- п.1 и 3 ст.5, п.1 ст.39, п.9 ст.83, п.3 ст.89, п.1 ст.90 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности"; -раздела 4 п.4.27, раздела 5 п. 5.1, п. 5.2, п. 5.4, п. 5.7, 5.10 и 5.11; раздела 6 п. 6.12, п. 6.24, раздела 8 п. 8.1 СП 118.13330.2022 "Общественные здания и сооружения";
- главы 2.1 п. 2.1.21, п. 2.1.25, главы 4.1 п. 4.3.1 Правил устройства электроустановок ПУЭ;
- п.522.8.1, п.526.5 ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009 "Электроустановки низковольтные";
4. Проведенными исследованиями установлено, что, следуя формулировке вопроса, поставленного судом, "об угрозе жизни и здоровья граждан", в границах специальных строительно-технических знаний, угроза жизни и здоровью людей в рассматриваемой ситуации отсутствует.
То есть на дату проведения экспертного осмотра исследуемая двухэтажная пристройка к зданию, расположенному по адресу: г.Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 115, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, экспертом были проведены все необходимые исследования, необходимые для ответа на вопрос о безопасности зданий и отсутствии угрозы для жизни и здоровья граждан.
Экспертом, надлежащим образом обоснован выбор методов проведения экспертизы, достоверность сведений, использованных экспертом, проверена судом апелляционной инстанции.
Следовательно, экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные ст.8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" от 31.05.2001 N 73-ФЗ.
На основании ч.2 ст.64, ч.3 ст.86 Арбитражного процессуального кодекса РФ заключение эксперта являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Проведение судебной экспертизы должно соответствовать требованиям ст.ст.82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в заключении эксперта должны быть отражены все предусмотренные ч.2 ст.86 Арбитражного процессуального кодекса РФ сведения, экспертное заключение должно быть основано на материалах дела, являться ясным и полным.
Оценив, данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ст.ст.82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отражающим все предусмотренные ч.2 ст.86 Арбитражного процессуального кодекса РФ сведения, основанным на материалах дела, и приходит к выводу, об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу, в этой связи данное экспертное заключение, суд считает надлежащим доказательством по делу.
Несогласие заявителей жалобы с выводами эксперта не свидетельствует о противоречивости данного заключения.
Довод жалобы истцов о несогласии с применением срока исковой давности, апелляционным судом отклоняется, поскольку заявление ответчика о применении срока исковой давности было предметом исследования в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка с указанием в судебном акте мотивов, на основании которых суд заявление ответчика удовлетворил, и применил срок исковой давности.
По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции о пропуске истцами срока исковой давности по заявленным требованиям соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В силу ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2006 N 445-О, действующее гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 Гражданского кодекса РФ). Институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению хозяйственных договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Пунктом 1 ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является согласно п.2 ч.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
По смыслу ст.ст.195, 200 Гражданского кодекса РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Таким образом, исковое требование о сносе самовольной постройки может быть предъявлено лишь в пределах срока исковой давности, то есть в течение трех лет со дня, когда истец узнал о нарушении своего права.
В случае предъявления требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, установленные Гражданским кодексом РФ правила об исковой давности применению не подлежат. Учитывая, что согласно выводам эксперта спорный объект не создает угрозы жизни и здоровью граждан, земельный участок выбыл из владения города Москвы, поскольку занят объектом недвижимости, принадлежащим ответчику на праве собственности, следовательно, на заявленное требование истцов распространяется общий срок исковой давности.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 в силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Подведомственный правительству Москвы орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по контролю за имуществом города, и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения об объектах, входящих в предмет его ведения.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу ст.201 Гражданского кодекса РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В данном случае, в соответствии с абз.2 п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст.200 Гражданского кодекса РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал срок исковой давности истекшим. На основании п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как установлено судом первой инстанции, право собственности ООО "Расим" на нежилое помещение общей площадью 359,8 кв. м было зарегистрировано в ЕГРП 14.10.2006 г, а право собственности ООО "Алиса" на помещение общей площадью 1 040,4 кв. м было зарегистрировано в ЕГРП 26.12.2011 то есть с указанной даты орган исполнительной власти должен был быть осведомлен о наличии спорного здания в указанной площади. Кроме того, до регистрации права объект поставлен на кадастровый учёт за номером 77:04:0004004:7319.
Указанный правовой подход изложен в определении от 25.12.2019 N 305-ЭС19-18665, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.07.2015 по делу N 305-ЭС14-8858, постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 N 3809/12 и от 18.06.2013 N 17630/12. Указанная позиция основывается на том, что органы исполнительной власти, на которые возложены обязанности по контролю за соответствием строительства требованиям, установленным в разрешении, и которые для надлежащего осуществления этих обязанностей наделены различными контрольными полномочиями и имеют возможность в пределах срока исковой давности получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект.
Суд первой инстанции также правомерно отказал истцам в удовлетворении требований о признании права собственности ответчика на помещение отсутствующим.
В соответствии с абз.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010, заявление требований об оспаривании зарегистрированного права путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими возможно в исключительных случаях, когда право истца не может быть защищено иным способом.
Исходя из п.1 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2016) (практика Судебной коллегии по экономическим спорам), заявление такого иска допустимо в случаях, когда права ответчика нарушены регистрацией права на объект, который не является недвижимостью.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-71271/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71271/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА, Правительство Москвы
Ответчик: ООО "АЛИСА", ООО "РАСИМ"
Третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17454/2022
06.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21311/2024
13.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-71271/20
05.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17454/2022
02.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16883/2022
09.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-71271/20