г. Пермь |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А50-32184/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 01 апреля 2024 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-32184/2023
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН: 1035900505200, ИНН: 5904084719)
к обществу с ограниченной ответственностью "Романтик-С" (ОГРН 1035900097276 ИНН 5902144666)
о взыскании финансовых санкций в размере 1 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края (далее - заявитель, Фонд) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Романтик-С" (далее - должник, Общество, страхователь) финансовых санкций в сумме 1 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года, ноябрь, декабрь 2021 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 апреля 2024 года, принятым в порядке упрощенного производства, требования Фонда удовлетворены в части: с ООО "Романтик-С" в доход Фонда взысканы финансовые санкции в размере 1 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2021 года (УИН 79720380000000034319 (требование N 203S01220006262), УИН 79720380000000034327 (требование N 203S01220006265). В удовлетворении исковых требований Фонда о взыскании с ООО "Романтик-С" финансовых санкций в сумме 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года отказано в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда, взыскать финансовую санкцию в размере 500,00 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (исх) за март 2020 года.
Заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае, суд неправомерно отказал в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2020 года. Фонд считает, что, поскольку страхователь обладал достаточным количеством времени (до 12.05.2020 включительно), для своевременного представления отчета по форме СЗВ-М за отчетный период март 2020 года, не принял все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей, возложенных на него Законом N 27-ФЗ, он правомерно признан виновным в совершении правонарушения, и подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику и дополнительные документы, приложенные к жалобе.
Рассмотрев представленные Фондом документы в порядке ст. 159 АПК РФ, апелляционный суд отказывает в их приобщении в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, разъяснениям пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Оснований для повторного приобщения документов, имеющихся в материалах дела, также не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию решения суда только в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, в отсутствие возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт только в пределах доводов апелляционной жалобы. Доводов в части удовлетворенных требований апелляционная жалоба не содержит.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Фондом проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за март 2020 года, ноябрь, декабрь 2021 года.
По результатам проведенных проверок были составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.05.2020 N 203S18200017435, от 14.02.2022 NN 203S18220002202, 203S18220002203, в которых отражено, что страхователем отчетность по форме СЗВ-М за март 2020 года, ноябрь, декабрь 2021 года представлена с нарушением установленного срока.
ОСФР по Пермскому краю принял решения о привлечении должника к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, ноябрь, декабрь 2021 года.
На основании принятых решений в адрес должника направлены требования, об уплате финансовых санкций в добровольном порядке. В установленный срок указанные требования не исполнены.
Поскольку должник не уплатил финансовую санкцию в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о взыскании с должника санкций в принудительном порядке.
Удовлетворяя требования в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период ноябрь, декабрь 2021 года в размере 1 000 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины Общества во вмененном ему правонарушении, наличии в действиях (бездействии) должника состава правонарушения ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по формам СЗВ-М (исходная) за отчетный период март 2020 года в размере 500 руб., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Страхователя к ответственности.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта в обжалуемой части не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Как установлено статьей 5 Закона N 27 -ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом (статья 15 Закона N 27-ФЗ).
Как закреплено пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п (далее - Постановление N 1077п) "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)".
Согласно приложению к Постановлению N 1077п, "Тип сведений" по форме СЗВ-М - выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной формы отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
Между тем суд первой инстанции, отклоняя аргументы Фонда, правомерно руководствовался следующим.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 1 статьи 109 НК РФ предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, при отсутствии события налогового правонарушения или отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Таким образом, ответственность предусмотренная абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ может наступить только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 года N 11-П и пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П, по смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличии вины как необходимого элемента состава правонарушения (и, следовательно, основания привлечения к юридической ответственности), выражают общие принципы права при применении государственного принуждения в сфере публичной ответственности.
При этом общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права служит наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П).
Таким образом, из изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, таких как презумпция невиновности, виновность и противоправность деяния, соразмерность применяемого наказания.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочими днями. Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) срок представления расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года продлен до 15.05.2020.
С учетом того, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то положения законодательства о продлении сроков предоставления отчетности также могут быть применены к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года.
Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051 "О применении финансовых санкций", изданному в связи с обращениями отделений Пенсионного фонда по вопросу применения к страхователям финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений за отчетный период - март 2020 года страхователи к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не привлекаются.
Таким образом, на момент подачи отчетности по форме СЗВ-М 13 мая 2020 года Общество, с учетом письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 апреля 2020 года N НП-08-24/8051, действовало добросовестно и разумно, поскольку каких-либо иных разъяснений Пенсионного фонда о сроках представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по состоянию на указанную дату не имелось.
При этом Фонд в решении о привлечении страхователя к ответственности наличие вины как обязательного элемента состава правонарушения не исследовал и не установил.
С учетом разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда от 17.04.2020 N НП-08-24/8051, принимая во внимание установление в период с 30 марта по 8 мая 2020 года нерабочих дней, учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, в том числе отсутствие сведений о продлении или прекращении выходных дней, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), а также незначительный пропуск Обществом срока представления сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года (1 день), суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае вины общества, следовательно, основания для применения к должнику ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ отсутствуют.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда о том, что основания для привлечения должника к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года отсутствуют.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, суд апелляционной инстанции с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемых актов и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01 апреля 2024 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-32184/2023 в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32184/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ООО "РОМАНТИК-С"