город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2024 г. |
дело N А53-27424/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевым П.А.,
при участии:
от истца посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Красоткин М.А. по доверенности от 11.07.2023,
от ответчика: представитель Буцаленко И.С. по доверенности от 09.02.2024, удостоверение N IV 0077561,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2024 по делу N А53-27424/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл" (ОГРН 1102329000146, ИНН 2329023693)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл" (далее - истец, ООО "Транс-Ойл") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "Российские железные дороги") о взыскании убытков в сумме 58 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неправомерность вывода суда первой инстанции о доказанности истцом условий для взыскания убытков, а также на наличие вины ОАО "Российские железные дороги" в возникновении убытков. По мнению ответчика, в материалах дела отсутствуют доказательства наличие вины ОАО "Российские железные дороги" в сверхнормативном простое цистерн под выгрузочными работами на путях необщего пользования ООО "Транс-Ойл". На момент направления уведомлений вагоны не были готовы к уборке из-за отсутствия оформленных перевозочных документов на отправку порожних вагонов после выгрузки, что исключает вину ОАО "Российские железные дороги" в простое вагонов. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправомерность начисления штрафа в период действия моратория на начисление неустоек, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, участвовавший в онлайн-заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, 27.10.2017 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "Транс-Ойл" (владелец) заключен договор N 61/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Транс-Ойл".
В соответствии с договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования N 70, принадлежащего ООО "Транс-Ойл" обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к сдаче с железнодорожного пути необщего пользования ООО "Транс-Ойл" передает уведомление приемосдатчику станции. На основании пункта 3.7 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 26, срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции (памятка приемосдатчика), но не менее чем через 2 часа после его приема.
Между ООО "Транс-Ойл" (покупатель) и ЗАО "Ардос", которое в настоящий момент переименовано в АО "Компания Уфаойл", (поставщик) заключен договор поставки от 12.07.2013 N АРД-ПК-13-0124/ЮА, в соответствии с которым в адрес покупателя были направлены нефтепродукты железнодорожным транспортом, а именно: вагон-цистерна N 73122624 отправка 17.07.2022 09:16; вагон-цистерна N 50663541 отправка 19.08.2022 17:25; вагон-цистерна N 54032024 отправка 08.11.2022 16:28 (по московскому времени); вагон-цистерна N 57036402 отправка 29.11.2022 10:25 (по московскому времени), что подтверждается отметками в графе календарные штемпели, указанными в оригиналах железнодорожных транспортных накладных N ЭХ102034, ЭЦ428440, ЭБ974589, ЭЯ065676.
Согласно пункту 4.7.13 договора срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 24 (двадцать четыре) часа. Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия на станцию назначения согласно календарному штемпелю на железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную поставщиком, согласно календарному штемпелю на железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке".
За превышение срока оборота цистерн, указанного в пункте 4.7.13.1 договора, покупатель, независимо, чья вина в этом - покупателя и (или) грузополучателя, уплачивает поставщику штраф в размере, установленном Федеральным законом от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), либо собственником в/цистерны, при этом неполные сутки округляются в сторону увеличения и рассматриваются как полные.
Факт своевременного уведомления перевозчика о завершении операции по сливу груза из цистерн прибывшего от поставщика отражен в памятках приемосдатчика на уборку вагонов N N 130, 138, 172, 182: вагон-цистерна N 73122624 уведомление 11.08.2022 12:51; вагон-цистерна N 50663541 уведомление 20.08.2022 12:47; вагон-цистерна N 54032024 уведомление 22.11.2022 12:04; вагон-цистерна N 57036402 уведомление 19.12.2022 15:28.
Однако готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях ООО "Транс-Ойл": вагон-цистерна N 73122624 - уборка 17.08.2022 15:38, вагон-цистерна N 50663541 - уборка 02.09.2022 00:58, вагон-цистерна N 54032024 - уборка 26.11.2022 16:10, вагон-цистерна N 57036402 - уборка 21.12.2022 12:14, что подтверждается памятками приемосдатчика, а также актами общей формы от 17.08.2022 N 693, от 05.09.2022 N 732, от 28.11.2022 N 915, от 27.12.2022 N 979, следовательно, ОАО "Российские железные дороги" ненадлежащим образом исполняло свои обязательств по договору, что подтверждается памятками приемосдатчика и актами общей формы.
Для расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя поставщик использует данные главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО "Российские железные дороги" и/или данные ЭТРАН, и/или данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "Российские железные дороги" в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
В связи с превышением срока использования цистерн на станции назначения (по вине ОАО "Российские железные дороги") поставщиком выставлены в адрес ООО "Транс-Ойл" претензии N КУО-ПС-23-002017 от 10.02.2023, N КУО-ПС-23-001934 от 10.02.2023, N КУО-ПС-23-002916 от 27.02.2023, N КУО-ПС-23-002983 от 28.02.2023 на общую сумму 58 000 рублей по которым в адрес АО "Компания Уфаойл" были произведены оплаты, что подтверждается платежными поручениями: N 561 от 06.03.2023 на сумму 4 000 рублей; N 562 от 06.03.2023 на сумму 6 000 рублей; N 563 от 06.03.2023 на сумму 36 000 рублей; N 481 от 01.03.2023 на сумму 12 000 рублей.
Таким образом, у ООО "Транс-Ойл" возникла обязанность по выплате штрафов за сверхнормативный простой цистерн по вине ОАО "Российские железные дороги".
С целью урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлено претензионное требование о погашении убытков, которое ответчиком оставлено без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела первичных документов усматривается ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "Российские железные дороги" своих обязательств по договору 27.10.2017 N 61/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Транс-Ойл".
В пункте 69 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), предусмотрено, что порожний вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования в соответствии со статьей 44 Устава без оформленных в установленном порядке перевозочных документов в случае подачи порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования припортовых железнодорожных станций (в том числе для перемещения), определенных в соответствии с Порядком формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2016 N 100.
Таким образом, грузополучатель (грузоотправитель) после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подает на железнодорожные пути общего пользования без оформления перевозочных документов, а в случае обслуживания грузополучателя (грузоотправителя) владельцем путей необщего пользования, возврат вагонов осуществляется последним.
Возврат вагонов осуществляется локомотивом ООО "Транс-Ойл" как владельца пути необщего пользования, что свидетельствует о его статусе грузополучателя, так как истец заинтересован в своевременном осуществлении перевозчиком соответствующей обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная и необоснованная занятость путей необщего пользования исключает возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема иных вагонов и возврата иных партий порожних вагонов.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 374 гузоотправитель, грузополучатель, владелец или пользователь железнодорожных путей необщего пользования должен уведомить перевозчика о готовности вагонов к уборке.
Как указывалось выше, факт своевременного уведомления перевозчика о завершении операции по сливу груза из цистерн прибывшего от поставщика отражен в памятках приемосдатчика на уборку вагонов N N 130, 138, 172, 182: вагон-цистерна N 73122624 уведомление 11.08.2022 12:51; вагон-цистерна N 50663541 уведомление 20.08.2022 12:47; вагон-цистерна N 54032024 уведомление 22.11.2022 12:04; вагон-цистерна N 57036402 уведомление 19.12.2022 15:28. Однако готовые к уборке вагоны простаивали на путях ООО "Транс-Ойл" сверх нормы.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, памятки приемосдатчика на уборку вагонов подтверждают, что вагоны по заявкам поданы под погрузку, погружены и владельцем пути подано уведомление о готовности погруженных вагонов к уборке.
Даты всех указанных событий отражены в памятках приемосдатчика и происходили в период, согласованный в заявках.
Согласно пункту 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования", утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 26, срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Истец в рамках настоящего дела взыскивает убытки в размере 58 000 рублей, возникшие у истца за сверхнормативный простой цистерн по вине ОАО "Российские железные дороги" и выставлением претензий со стороны контрагентов истца по договорам, указанным в иске.
Факт нарушения ответчиком сроков подачи и уборки вагонов и размер убытков документально подтвержден памятками приемосдатчика.
Таким образом, у общества с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл" возникла обязанность по выплате штрафов за сверхнормативный простой цистерн по вине ОАО "Российские железные дороги".
Довод ответчика о том, что при рассмотрении настоящего дела необходимо принять во внимание дело N А40-112980/2019, отклонятся, поскольку в рамках вышеуказанного дела рассматривался иной предмет спора.
Требование о возмещении убытков вытекает не из договоров перевозки грузов, истец не является участником перевозочного процесса, следовательно, Устав при разрешении настоящего спора, с учетом его предмета и основания, применению не подлежит, а убытки подлежат возмещению на основании положений статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец воспользовался своим законным правом и обратился к ответчику с требованиями о взыскании убытков.
Даже, если истец обратился к ответчику с требованиями о привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательств по подаче и уборке вагонов в рамках статьи 100 Устава, то оставшаяся сумма требований довзыскивалась бы в рамках статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание положения постановления N 497, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Постановлением N 497 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Как установлено пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N127-ФЗ), для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ установлено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, в частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, помимо невозможности инициирования процедуры банкротства мораторий влечет невозможность начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ).
В рассматриваемом споре истцом заявлено требование о взыскании убытков в виде платы за сверхнормативное использование цистерн.
Учитывая, что в период действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции, положения введенного моратория на требования о взыскании убытков не распространяются (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2023 по делу N А60-44588/2022).
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2024 по делу N А53-42448/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27424/2023
Истец: ООО "ТРАНС-ОЙЛ", ООО "Транс-Ойл"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российский железные дороги", ОАО "Российский железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"