город Воронеж |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А36-96/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Бумагина А.Н., |
|
Кораблевой Г.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Овчинниковой О.С., представителя по доверенности N 4 от 01.02.2024;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: Дементьевой М.А., представителя по доверенности N 106 от 23.11.2023;
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Поля Придонья": Разбирина А.А., представителя по доверенности от 01.02.2024;
от индивидуального предпринимателя Баташова Владимира Павловича: Баташова В.П., представлен паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Баташова Владимира Павловича (ОГРНИП 322482700032264, ИНН 482416476518) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.04.2024 по делу N А36-96/2024 по иску Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ИНН 4826006839, ОГРН 1024840853696) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (ОГРН 1044800221817, ИНН 4826044672) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: крестьянского (фермерского) хозяйства "Поля Придонья" (ОГРН 1234800000951, ИНН 4800003054), индивидуального предпринимателя Баташова Владимира Павловича (ОГРНИП 322482700032264, ИНН 482416476518),
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра по Липецкой области, ответчик) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 48:02:0990101:10969, расположенного по адресу: Липецкая область, Грязинский муниципальный район, сельское поселение Бутырский сельсовет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: крестьянское (фермерское) хозяйство "Поля Придонья" (далее - КФХ "Поля Придонья"), индивидуальный предприниматель Баташов Владимир Павлович (далее - ИП Баташова В.П.).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.04.2024 исковые требования удовлетворены. Снят с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969, расположенный по адресу: Липецкая область, Грязинский муниципальный район, сельское поселение Бутырский сельсовет.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Баташов В.П. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Аргументируя доводы апелляционной жалобы, заявитель ссылался на то, что доводы о нарушении прав третьих лиц, как основание для удовлетворения требований истца об обязательстве ответчика снять с кадастрового учета спорный земельный участок, являются несостоятельными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, спорный земельный участок сформирован без нарушений, а его применение для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не противоречит законодательству.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024 указанная жалоба принята к производству.
В материалы дела от КФХ "Поля Придонья" поступил отзыв на апелляционную жалобу; от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и Управления Росреестра по Липецкой области - возражения на апелляционную жалобу; от ИП Баташова В.П. - дополнение к апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционного суда ИП Баташов В.П. ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии заявления Беднова В.А. от 13.06.2019; письма Администрации Грязинского района от 20.06.2019 N 222 и от 30.08.2019 N 94; решения Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-8281/2022; объявления о собрании; территориального землеустройства; выписки из ЕГРН образованных участков общедолевой собственности; схема расположения земельных участков.
В порядке статей 159, 184, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", с учетом мнения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела указанных документов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП Баташов В.П. поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом представленного дополнения), считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управления Росреестра по Липецкой области и КФХ "Поля Придонья" возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях и отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом представленного дополнения), отзыва и возражений на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом области, в соответствии с пунктом 1 статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2014 N 357-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области", распоряжением Правительства Липецкой области от 13.10.2022 N 394-р "Об утверждении Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области", управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по предоставлению которых перераспределены в соответствии с Законом Липецкой области 26.12.2014 N 357-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области", заключает в отношении таких земельных участков договоры мены, соглашения об установлении сервитута, заключает соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по предоставлению которых перераспределены в соответствии с Законом Липецкой области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области", а также принимает решения о перераспределении указанных земель и земельных участков и выдает разрешения на их использование.
27.09.2023 в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области обратился Баташов Владимир Павлович с заявлением о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Грязинский район, с/п Бутырский сельсовет, площадью 471976 кв.м, для использования в целях: для деятельности КФХ (сельхозиспользование) на праве аренды.
03.10.2023 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области решением N 4730-2023-рз утвердило схему расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 471976 кв.м, расположенного в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения (СХН) для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, по адресу: РФ, Липецкая область, Грязинский муниципальный район, сельское поселение Бутырский сельсовет и предварительно согласовало предоставление данного участка в аренду Баташову В.П.
На основании данного решения Управление Росреестра по Липецкой области поставило на учет земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969.
14.11.2023 КФХ "Поля Придонья" обратилось в Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области с заявлением о рассмотрении вопроса снятия с кадастрового учета земельного участка 48:02:0990101:10969, ввиду нарушения прав данного общества и участников долевой собственности граждан бывшего совхоза "Бутырский".
21.11.2023 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области направило в Управление Росреестра по Липецкой области запрос N 4993- 2023-м о предоставлении информации о наличии совпадения местоположения спорного земельного участка с землями общей долевой собственности граждан (земли первоочередного выхода).
В письме N 02-8780 от 24.11.2023 Управление Росреестра по Липецкой области сообщило, что в соответствии с материалами "По выдаче документов на право собственности на землю ТОО "Бутырское" с проектом землеустройства "перераспределения земель" совхоза "Бутырский" Грязинского района Липецкой области" от 1991 года, земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 сформирован на землях общей долевой собственности граждан.
В связи с чем, 29.11.2023 Управлением имущественных и земельных отношений по Липецкой области вынесено решение "Об отмене решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 03.10.2023 N 4730-2023-рз "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
30.11.2023 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области направило в Управление Росреестра по Липецкой области письмо N И28- 12703, в котором уведомило об отмене решения от 03.10.2023 N 4730-2023-рз "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Уведомлением N КУВД-001/2023-61858332/1 от 28.12.2023 Управление Росреестра по Липецкой области возвратило без рассмотрения документы, сославшись на пункт 7 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" поскольку земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом, а именно, согласно пункту 15 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета.
Управление Росреестра по Липецкой области указало, что в данном случае земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 был поставлен на кадастровый учет 23.10.2023, то есть со дня государственного кадастрового учета прошло менее пяти лет.
Ссылаясь на формирование земельного участка с нарушением требований статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, последующую отмену решения об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, соответственно на наличие недостоверных сведений о спорном земельном участке в ЕГРН, Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, арбитражный суд области пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закона N 218-ФЗ).
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. К ним относятся, в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу требований статьи 14 Закона N 218-ФЗ в обязанности регистрирующего органа входит проверка документов, представленных для осуществления регистрационных действий, на предмет их соответствия действующему законодательству.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества также осуществляется на основании соответствующего решения органа кадастрового учета.
При этом снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (в частности земельного участка) Законом N 218-ФЗ предусмотрено для следующих случаев:
-для объектов, которые содержались в государственном кадастре недвижимости со статусом "временные" (часть 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ);
-в случае преобразования земельного участка (пункт 33 часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ);
-для земельных участков, учтенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ);
- для земельных участков, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости: могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда; снимаются с государственного кадастрового учета по истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по решению, государственного регистратора прав (часть 11 статьи 60 Закона N 218-ФЗ);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ);
- до 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 3.1 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
В то же время, ссылаясь на данный правовой подход и приведенные в абзацах 2, 3 пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указала на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта. Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых позиций, в предмет доказывания по рассматриваемому иску входит установление обстоятельств, которые положены истцом в качестве оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, и проверка относимости данных обстоятельств к основаниям, установленным законом, а также взаимосвязь невозможности снятия с государственного кадастрового учета с действиями (бездействиями) ответчика.
Как установлено арбитражным судом области, земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 образован из земель государственная собственность на который не разграничена.
03.10.2023 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области решением N 4730-2023-рз утвердило схему расположения земельного участка, площадью 471976 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Липецкая область, Грязинский муниципальный район, сельское поселение Бутырский сельсовет на основании Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федераци".
На основании данного решения Управление Росреестра по Липецкой области поставило на учет земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969.
14.11.2023 КФХ "Поля Придонья" обратилось в Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области с заявлением о рассмотрении вопроса снятия с кадастрового учета земельного участка 48:02:0990101:10969, ввиду нарушения прав данного общества и участников долевой собственности граждан бывшего совхоза "Бутырский".
21.11.2023 Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области направило в Управление Росреестра по Липецкой области запрос N 4993- 2023-м о предоставлении информации о наличии совпадения местоположения спорного земельного участка с землями общей долевой собственности граждан (земли первоочередного выхода).
В письме N 02-8780 от 24.11.2023 Управление Росреестра по Липецкой области сообщило, что в соответствии с материалами "По выдаче документов на право собственности на землю ТОО "Бутырское" с проектом землеустройства "перераспределения земель) совхоза "Бутырский" Грязинского района Липецкой области" от 1991 года, земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 сформирован на землях общей долевой собственности граждан.
В связи с чем, 29.11.2023 Управлением имущественных и земельных отношений по Липецкой области вынесено решение "Об отмене решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 03.10.2023 N 4730-2023-рз "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Данное решение было направлено в Управление Росреестра по Липецкой области.
Уведомлением N КУВД-001/2023-61858332/1 от 28.12.2023 Управление Росреестра по Липецкой области возвратило документы без рассмотрения.
Вместе с тем, в материалы дела представлен архивный материал N 2-1-ПСЗ по выдаче документов на право собственности на землю ТОО "Бутырское" с проектом землеустройства (перераспределения земель) с-за "Бутырский" Грязинского района Липецкой области 1992 (Инв. N 12-0/21671 от 10.01.2017), из пояснительной записки которого следует, что проект перераспределения земель колхоза (совхоза) "Бутырский" Грязинского района выполнен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 (с изм. от 06.03.1992) "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
Хозяйство преобразуется в ТОО "Бутырское" собственность на землю и перерегистрировано в районном Совете. Спорная территория согласно архивным материалам определена в качестве земельных участков первоочередного выделения бесплатных паев гражданам, пожелавшим выйти из состава с-за "Бутырский" с целью организации КФХ. Собранием коллектива определен перечень граждан, имеющих право на получение бесплатного земельного пая в количестве - 609 человек, в том числе постоянных работников хозяйства - 235 чел., пенсионеры - 319 чел., сфера обслуживания - 55 чел.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (действовавшим до 27.01.2003) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозам и колхозам предписывалось до 1.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Из пунктов 8 и 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (далее - Положение), следует, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
В соответствии пунктами 16 и 17 Положения владелец земельной доли мог использовать ее следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" (далее - Постановление N 96) и пунктом 28 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных указанным постановлением, решение о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделенных земельных долей, принимает собрание собственников земельных долей или их представителей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок или предлагаются конкретные земельные участки.
При этом размер земельной доли, рассчитывается в соответствии с пунктом 11 Постановления N 96 в гектарах и в балло-гектарах.
В гектарах размер земельной доли рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Бутырский" Грязинского района Липецкой области 1992 года (Инв. N 12-0/21671 от 10.01.2017), выполненного Госкомземом РСФСР Объединением РОСНИИземпроект Липецкое землеустроительное проектно-изыскательское предприятие ЦЧОНИИгипрозем в 1992 году, численность лиц, имеющих право на получение земельного пая составила 609 человек.
В соответствии с расчетом в архивных документах фактически установленный размер земельной доли в совхозе "Бутырский" составил 4.76 га.
Из экспликации земель реорганизуемого совхоза "Бутырский" и выписки из протокола общего собрания совхоза "Бутырский" следует, что спорная территория определена в качестве земельных участков первоочередного выделения бесплатных паев гражданам, пожелавшим выйти из состава с-за "Бутырский" с целью организации КФХ.
Таким образом, право долевой собственности на спорную территорию возникло у граждан - членов колхоза "Бутырский" в момент утверждения проекта перераспределения земель 01.03.1992.
Кроме того, истцом представлено заключение кадастрового инженера Самолдина С.Ю., из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 сформирован на землях первоочередного выделения для вновь создаваемых крестьянских хозяйств (земли общей долевой собственности пайщиков), которые определены в соответствии с материалами по выдаче документов на право собственности на землю ТООО "Бутырское" с проектом землеустройства (перераспределения земель) с-за "Бутырский" Грязинского района Липецкой области 1992.
Оценив представленные в материалы доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что сформированный земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969, является собственностью физических лиц, соответственно Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не обладало полномочиями по формированию земельного участка и постановке его на учет в Управлении Росреестра по Липецкой области.
При этом Управление Росреестра по Липецкой области, как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН.
Отмена Управлением имущественных и земельных отношений по Липецкой области своего решения от 03.10.2023 N 4730-2023-рз "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", а также допущенные при образовании земельного участка нарушения (формированием его на землях общей долевой собственности пайщиков), исключают основания для нахождения недостоверных сведений об участке в ЕГРН, которые препятствуют реализации права на формирование самостоятельного участка и вовлечение его в гражданский оборот.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Иных способов защиты нарушенного права, иначе, чем путем обращения в суд с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 48:02:0990101:10969, у истца не имеется.
Более того, в ходе рассмотрения дела арбитражными судами Управление Росреестра по Липецкой области не отрицало то обстоятельство, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ошибочно, факт формирования земельного участка с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 на землях, находящихся в долевой собственности не оспаривался, и более того подтвержден официальным ответом на запрос Управления.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 48:02:0990101:10969 имеет смежные границы с земельными участками 48:02:0990101:10867, 48:02:0990101:902 не состоятелен и опровергается сведениями публичной кадастровой карты, из которой явно следует, что общих границ вышеперечисленные земельные участки не имеют, более того, наличие образованных земельных участков на территории кадастрового квартала не меняет сущности спора, а также факта долевой собственности граждан на спорный участок, возникшей в 1992 году.
Ссылки ИП Баташова В.П. на то, что спорная территория является фондом перераспределения также несостоятельны, поскольку в фонд перераспределения земельные участки сельскохозяйственного назначения могли войти исключительно через процедуру, установленную статьей 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которой орган местного самоуправления до конца 2022 года обращался в суд о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, соблюдая процедуру, установленную указанной статьей.
Сведений о том, что имеются документы о праве муниципальной собственности, либо документы о начатой процедуре оформления прав муниципалитетом на невостребованные земельные доли на спорной территории в Управлении Ростреестра по Липецкой области не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.04.2024 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.04.2024 по делу N А36-96/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-96/2024
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области
Третье лицо: КФХ "Поля Придонья", Баташов Владимир Павлович