г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А56-1243/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Барминой И.Н., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Беляевой Д.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 03.06.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6545/2024) Романова Алексея Владимировича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-1243/2020 (судья Шевченко И.М.), принятое
по результатам рассмотрения ходатайства финансового управляющего имуществом должника о завершении процедуры реализации имущества гражданина,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Романова Алексея Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
определением от 17.08.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввел в отношении Романова Алексея Владимировича процедуру реструктуризации долгов гражданина и утвердил в должности финансового управляющего Рудакова Дмитрия Германовича.
Сведения об этом опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 29.08.2020 N 156.
Решением от 03.02.2021 суд признал Романова А.В. несостоятельным (банкротом), ввел в отношении него процедуру реализации имущества гражданина и утвердил в должности финансового управляющего Рудакова Д.Г.
Сведения об этом опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 13.02.2021 N 26.
Финансовый управляющий Рудаков Д.Г. обратился в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Кредитор Шманев Евгений Петрович обратился в суд с ходатайством, в котором просил не применять в отношении Романова А.В. правило об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
В судебном заседании представитель финансового управляющего поддержала ходатайство о завершении процедуры реализации имущества гражданина; вопрос об освобождении Романова А.В. от дальнейшего исполнения своих обязательств оставила на усмотрение суда.
Определением от 01.02.2024 суд завершил процедуру реализации имущества гражданина в отношении Романова Алексея Владимировича. Романов А.В. не освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в ходе процедур банкротства.
Должник не согласился с вынесенным определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить в части не освобождения должника от исполнения обязательств и в указанной части принять по делу новый судебный акт: применить в отношении должника правила об освобождении от обязательств перед кредиторами.
По мнению подателя жалобы, установленные судом обстоятельства, не свидетельствуют об очевидном и явном отклонении действий должника как участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции
Представитель Шманева Е.П. возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов жалоб.
Предметом апелляционного обжалования является вопрос об освобождении/неосвобождении должника от исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении названной процедуры банкротства (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
По общему правилу гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, в том числе не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Институт банкротства граждан предусматривает исключительный механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, а именно списание долгов, который позволяет гражданину заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, но при этом в определенной степени ущемляет права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им удовлетворения.
В связи с этим к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие, помимо прочего, честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве установлен перечень признаков недобросовестного поведения гражданина, исключающих возможность использования особого порядка освобождения от требований через процедуры банкротства, в том числе, если гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина; а также если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Указанная норма направлена на недопустимость использования механизма освобождения гражданина от обязательств в случаях, когда при возникновении или исполнении обязательств имело место поведение, не согласующееся с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Исходя из задач арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ), целей реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина и последствий признания гражданина банкротом (абзацы 17, 18 статьи 2 и статья 213.30 Закона о банкротстве), а также с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление N 45), в процедуре банкротства граждан, с одной стороны, добросовестным должникам предоставляется возможность освободиться от чрезмерной задолженности, не возлагая на должника большего бремени, чем он реально может погасить, а с другой стороны, у кредиторов должна быть возможность удовлетворения их интересов, препятствуя стимулированию недобросовестного поведения граждан, направленного на получение кредитов без цели их погашения в надежде на предоставление возможности полного освобождения от задолженности посредством института банкротства.
С учетом императивного положения закона о недопустимости злоупотребления правом возможность квалификации судом действий лица как злоупотребление правом не зависит от того, ссылалась ли другая сторона спора на злоупотребление правом противной стороной.
Суд вправе по своей инициативе отказать в защите права злоупотребляющему лицу, что прямо следует и из содержания пункта 2 статьи 10 ГК РФ.
Банкротство граждан, по смыслу Закона о банкротстве, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом для избавления от накопленных долгов.
Таким образом, процедура банкротства гражданина, как и в целом институт несостоятельности, не ставит цель быстрого списания долгов в отсутствие достаточных для этого оснований, поскольку это приведет к неизбежному нарушению прав кредиторов должника.
Суд первой инстанции, установил, что Романов А.В. при наличии задолженности перед кредитором, продал недвижимое имущество (квартиру) и при этом, не представил пояснения относительно того на что были потрачены денежные средства, а также почему денежными средствами от продажи имущества не пошли на погашение (хотя бы частичное) задолженности перед кредитором.
Суд первой инстанции учитывал и то, что Романов А.В. не раскрыл перед судом источник своих текущих доходов, в частности, за счет чего финансируются его повседневные нужды.
Намеренное уклонение обычно не ограничивается простым бездействием, его признаки, как правило, обнаруживаются в том, что должник: умышленно скрывает свои действительные доходы или имущество, на которые может быть обращено взыскание; совершает в отношении этого имущества незаконные действия, в том числе мнимые сделки, с тем, чтобы не производить расчеты с кредитором; изменяет место жительства или имя, не извещая об этом кредитора; противодействует судебному приставу или финансовому управляющему в исполнении обязанностей по формированию имущественной массы, подлежащей описи, реализации и направлению на погашение задолженности по обязательству; несмотря на требования кредитора о погашении долга ведет явно роскошный образ жизни (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2020 N 310-ЭС20-6956, от 31.10.2022 N 307-ЭС22-12512).
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается злостное уклонение должника от погашения задолженности, сокрытия денежных средств вырученных от продажи своего имущества, за счет которого могла быть погашена задолженность, а также не раскрытие источника дохода, на который должник ведет нормальную жизнедеятельность, с учетом того, что должник с 2008 года официально не трудоустроен.
Также апелляционный суд учитывает, что убедительных пояснений относительно того, какое событие произошло в результате которого должник перестал получать доходы и соответственно утратил возможность рассчитаться с кредиторами, не представлено.
Оценив представленные доказательства согласно статье 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поведение должника по уклонению от оплаты задолженности не отвечает критерию добросовестности и не может быть признано правомерным, в связи с чем, правомерно не применил в отношении него правила об освобождении от исполнения обязательств.
Доводы жалобы не являются существенными и не способны повлиять на выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 АПК РФ апелляционная инстанция не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-1243/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1243/2020
Должник: Романов Алексей Владимирович
Кредитор: Романов Алексей Владимирович
Третье лицо: А56-65182/2020, Ассоциация "НацАрбитр", АССОЦИАЦИЯ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", ГУ УВМ МВД России по Мурманской области, Дрёмов Дмитрий Александрович, Комитет по делам ЗАГС СПб, МАЙКОВ Е.С., МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ОАО "Сбербанк России", Романов Максим Владимирович, РУДАКОВ Д.Г, Рудаков Дмитрий Германович, Сердюкова Галина Анатольевна, Управление Росреестра по ЛО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Шмалёв Евгений Петрович, Шманёв Евгений Петрович
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6545/2024
11.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22280/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42628/2022
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43745/2021
03.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-1243/20