г. Вологда |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А44-7627/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новеврощебень" Шабанова С.В. по доверенности от 01.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новеврощебень" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 февраля 2024 года по делу N А44-7627/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новеврощебень" (ОГРН 1025300993080, ИНН 5316004064; адрес: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Юго-Западная, дом 2, офис 2; далее - общество, ООО "Новеврощебень") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее - министерство) о признании недействительным приказа от 30.10.2023 N 1025 "Об отказе в утверждении проектной документации лесного участка".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 01 февраля 2024 года по делу N А44-7627/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Новеврощебень" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ранее действующее лесное законодательство не влекло автоматический запрет на ведение работ, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых. Также отмечает, что установление такой категории лесов, как особо защитные возможно только на основании акта федерального органа государственной власти, а не на основании лесохозяйственного регламента.
Министерство в своем отзыве на эту жалобу считает, что решение суда следует оставить без изменения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 26.12.2003 обществу выдана лицензия на пользование недрами серии НВГ N 02042 ТЭ, сроком действия до 31.12.2028, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песчано-гравийной смеси на месторождении "Анциферово III" участок "Центральный".
Обществом подготовлена проектная документация в отношении лесного участка, расположенного на территории Новгородской области, Хвойнинского муниципального района, Хвойнинского лесничества, Анциферовского участкового лесничества, в квартале 286 в выделе 9.1, части выделов 11, 12, 13, 58 общей площадью 4,1228 га, испрашиваемого в целях добычи полезных ископаемых (добыча песчано-гравийного материала) на месторождении "Анциферово III" участок "Центральный".
В связи с изложенным общество 10.10.2023 обратилось в министерство с заявлением от 09.10.2023 N 09/10-2023 об утверждении проектной документации в отношении указанного выше лесного участка.
Приказом от 30.10.2023 N 1025 министерство отказало заявителю в утверждении проектной документации лесного участка.
При этом указаны следующие причины отказа:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к ее содержанию, так в разделе 10 "Проектирование вида использования лесов лесного участка" на схеме расположения проектируемого лесного участка в строке "Цель предоставления участка" неверно указан вид полезного ископаемого, что не соответствует лицензии на пользование недрами;
2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесохозяйственному регламенту Хвойнинского лесничества, а именно, испрашиваемый лесной участок относится к особо защитным участкам - участкам вокруг населенных пунктов.
Не согласившись вынесенным приказом, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Проектирование лесных участков входит в процесс создания участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность. На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 ЛК РФ, согласно которой при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4); проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков (часть 5).
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (далее - Требования N 54), согласно пункту 2 которых подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части, содержание которой определено в пункте 4 Требований N 54, и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (пункт 3 Требований N 54).
В соответствии с частью 10 статьи 70.1 ЛК РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Частью 11 статьи 70.1 ЛК РФ определены основания для отказа в утверждении проектной документации лесного участка:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
В рассматриваемом случае, отказывая в утверждении проектной документации, министерство указало, в том числе на то, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом Хвойнинского лесничества испрашиваемый лесной участок относится по целевому назначению к защитным лесам (ценные леса), категории защитных лесов - участки вокруг населенных пунктов, на которых размещение карьеров запрещено в соответствии с Перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 N 999-р (далее - Перечень N 999-р).
Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
В силу части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов.
В соответствии с частью 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута (далее - Правила N 417)
Пунктом 9 Правил N 417 при использовании лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В свою очередь, на основании пункта 1 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 ЛК РФ).
В силу части 10 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Перечнем N 999-р не предусмотрено создание на особо защитных участках. С учетом изложенного суд верно отметил первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что размещение карьера в защитных лесах, относящихся к участкам вокруг населенных пунктов, не допускается.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению, как противоречащие вышеприведенному нормативному регулированию доводы подателя жалобы о том, что ранее действующее лесное законодательство не влекло автоматический запрет на ведение работ, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510 (далее - Лесоустроительная инструкция), проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов является неотъемлемой частью лесоустройства.
Проектирование особо защитных участков лесов осуществляется в соответствии с перечнем, приведенным в Лесоустроительной инструкции.
Одним из видов особо защитных участков лесов являются участки лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов, то есть участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы поселков городского типа, сельских населенных пунктов (подпункт "т" пункта 134).
Согласно статье 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
Согласно представленной в материалы дела выписке из государственного лесного реестра от 23.03.2023 N ПР-2917-И испрашиваемый лесной участок относится к особо защитным участкам - участкам вокруг населенных пунктов.
Кроме этого, судом первой инстанции также установлено, что на момент оформления обществом лицензии на пользование недрами серии НВГ N 02042 вид ТЭ, весь 286 квартал Хвойнинского лесничества Анциферовского участкового лесничества, относился к особо защитным участкам, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от 03.05.2023 N ПР-4354-И.
Указанные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты.
Следует отметить, что еще одним основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка послужило несоответствие ее содержания установленным требованиям.
Так, в разделе 10 "Проектирование вида использования лесов лесного участка" на схеме расположения проектируемого лесного участка в строке "Цель предоставления участка" указан вид полезного ископаемого - валунно-гравийно-песчаный материал.
В то время как в пункте 1.5 Условий пользования недрами, являющихся Приложением 1 к лицензии серии НВГ N 2042 тип ТЭ указан вид полезных ископаемых на участке недр: песчано-гравийная смесь.
Доказательства того, что в указанные Условия пользования недрами вносились изменения обществом в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенная в апелляционной жалобе позиция общества фактически сводится к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 февраля 2024 года по делу N А44-7627/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новеврощебень" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7627/2023
Истец: ООО "Новеврощебень"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд