г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А56-96024/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Горбачевой О.В., Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: Власова С.В. по доверенности от 27.12.2023,
от ответчика: Семенова И.И. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11325/2024) ООО "Жилкомсервис N 1 Калининского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2024 по делу N А56-96024/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Калининского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Калининского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ответчик, ГЖИ, Инспекция) N 1132/23 от 20.09.2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2024 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, при наличии волеизъявления большинства собственников МКД основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют. В рассматриваемом случае не создано существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям. Общество также ссылается на то, что в данном случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель Инспекции выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.09.2023 на основании поступившего обращения от 12.07.2023 N ОБ-17171-1/23- 0-0 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и восстановления нарушенных прав, решения N 07/190/23-К-р от 05.09.2023 Главным специалистом - государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга Отдела контроля и надзора Калининского, Красногвардейского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Жилиным С.П. в результате внепланового инспекционного визита по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Просвещения, д. 75 выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), а именно: на лестничной клетке ООО "Жилкомсервис N1 Калининского района" допущено размещение дополнительного оборудования - помещения консьержа на первом этаже лестничной клетки N3 у лифтового холла (помещение оборудовано унитазом и раковиной с подключением к общедомовым инженерным сетям дома, имеет внутреннюю перегородку, дверной проем), т.е. нарушены п. 3.2.15, 3.2.16 Правил N170.
По результатам осмотра Инспекцией составлен акт инспекционного визита N 07/190/23-К-р от 06.09.2023, протокол осмотра N 07/190/23-К-р от 06.09.2023 с материалами фотофиксации.
Усмотрев по данному факту в действиях Общества признаки правонарушения, Инспекцией 12.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 07/190/23-К-р.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 20.09.2023 Инспекцией вынесено постановление N 1132/23 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 1 Калининского района" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионные требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
д) соблюдение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 11 и пунктом 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт. Просвещения, д. 75 осуществляется на основании договора управления многоквартирными домами и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами N 78-000011 от 03.04.2015.
Заявитель является лицом, которое в соответствии с п. 3.2.15, 3.2.16 Правил N 170 следит за недопущением использование лестничных клеток, а также площадок под первым маршем лестницы для размещения мастерских, кладовых и других целей. Под маршем лестниц в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитков, ограждаемых несгораемыми перегородками. Размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Выявленные нарушения подтверждаются актом инспекционного визита N 07/190/23-К-р от 06.09.2023, протоколом осмотра N 07/190/23-К-р от 06.09.2023 с материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении N 07/190/23-К-р от 12.09.2023.
Довод ООО "Жилкомсервис N 1 Калининского района" о том, что согласно протоколу N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 04.07.2010 принято решение об организации консьержных постов, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава вмененного правонарушения. Как установлено в ходе рассмотрения дела, на лестничной клетке допущено размещение дополнительного оборудования - помещения консьержа на первом этаже лестничной клетки N 3 у лифтового холла, помещение оборудовано унитазом и раковиной с подключением к общедомовым инженерным сетям дома, имеет внутреннюю перегородку, дверной проем. Вместе с тем, решения о праве произвести данные перепланировки общим собранием собственников не приняты и в установленном порядке не реализованы.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В рассматриваемом случае характер совершенного Обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющем сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также нарушают право жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
При этом, при производстве по делу об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении также установлено, что основания для применения статьи 4.1.1 КоАП PФ с учетом положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ отсутствуют и по той причине, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности (дела об административных правонарушениях N N 155/23, 705/23, 871/23).
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, штраф назначен Обществу в размере 250 000 руб. (минимальный размер санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 09.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2024 года по делу N А56-96024/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N1 Калининского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96024/2023
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N1 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга