город Москва |
|
10 июня 2024 г. |
дело N А40-239198/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области филиал N 7
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-239198/23
по заявлению ГКУ Московской области "Единый выплатной центр Министерства
социального развития Московской области"
к ОСФР по г. Москве и Московской области филиал N 7
о признании недействительными решения;
при участии:
от заявителя - Талддытов А.З. по доверенности от 01.06.2023;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2024 признаны недействительными решений ОСФР по г. Москве и Московской области филиал N 7 от 22.09.2023 N 060S19230049234, от 25.09.2023 N 060S19230049379, от 25.09.2023 N 060S19230049380, от 26.09.2023 N 060S19230049461, от 27.09.2023 N 060S19230049540, от 28.09.2023 N 060S19230049660, от 29.09.2023 N 060S19230049812, от 04.10.2023 N 060S19230050093, от 06.10.2023 N 060S19230050414, от 06.10.2023 N 060S19230050413, от 11.10.2023 N 060S19230050713 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в порядке, предусмотренном ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что фондом по результатам проверки форме ЕФС-1 за август 2023, сентябрь 2023 составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 01.09.2023 N 060S18230043795, от 04.09.2023 N 060S18230043928, от 04.09.2023 N 060S18230044011, от 06.09.2023 N 060S18230044122, от 07.09.2023 N 060S18230044186, от 08.09.2023 N 060S18230044220, от 13.09.2023 N 060S18230044653, от 15.09.2023 N 060S18230044862, от 15.09.2023 N 060S18230044861, от 20.09.2023 N 060S18230045230.
По результатам рассмотрения актов фондом вынесены решения от 22.09.2023 N 060S19230049234, от 25.09.2023 N 060S19230049379, от 25.09.2023 N 060S19230049380, от 26.09.2023 N 060S19230049461, от 27.09.2023 N 060S19230049540, от 28.09.2023 N 060S19230049660, от 29.09.2023 N 060S19230049812, от 04.10.2023 N 060S19230050093, от 06.10.2023 N 060S19230050414, от 06.10.2023 N 060S19230050413, от 11.10.2023 N 060S19230050713 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Размер финансовых санкций составил 17.500 руб.
Заявитель не согласился с решениями, мотивируя тем, что действующим законодательством не установлена обязанность предоставления соответствующих сведений учреждением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых решений действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального законодательства, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронажным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области.
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (п. 2 Порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (орган опеки и попечительства Московской области) по месту учета ребенка в беззаявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (п. 3 Порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (п. 4 Порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (п. 6 Порядка).
Согласно абз. 3 п. 4 Порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании Соглашения.
Пунктом 2.1 установлено, что Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (ОУСР) посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья".
Согласно п. 3.1.1 Соглашения ОУСР обязано: назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством; в ИСПДн "Семья" формировать выплаты и направлять в учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с п. 5.9.2 Соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в учреждение.
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 5 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных, предоставленных ОУСР.
Таким образом, учреждение не является страхователем в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, ввиду чего учреждение не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной для страхователей.
По делу установлено, что спорные сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 за август 2023, сентябрь 2023, за нарушение срока представления которых учреждение привлечено к ответственности фондом, представлены им не в отношении штатных сотрудников учреждения, а в отношении лиц, которыми заключены или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР.
Учреждение не является страхователем в отношении данных лиц, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении них.
Привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, фонд исходил из даты представления сведений, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 11 указанного закона (о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии), которые представляются страхователями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, без учета особенностей представляемых сведений, а также статуса представляющего их лица.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, фондом не доказана правомерность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обжалуемыми решениями от 22.09.2023 N 060S19230049234, от 25.09.2023 N 060S19230049379, от 25.09.2023 N 060S19230049380, от 26.09.2023 N 060S19230049461, от 27.09.2023 N 060S19230049540, от 28.09.2023 N 060S19230049660, от 29.09.2023 N 060S19230049812, от 04.10.2023 N 060S19230050093, от 06.10.2023 N 060S19230050414, от 06.10.2023 N 060S19230050413, от 11.10.2023 N 060S19230050713.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2024 по делу N А40-239198/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239198/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ