г. Владимир |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А43-29015/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационный вычислительный центр" (ИНН 5262067308, ОГРН 1025203758580) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2024 по делу N А43-29015/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Информационный вычислительный центр" о признании недействительными решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу от 23.08.2023 N 221-нд; акта внеплановой документарной проверки от 22.09.2023 NА-52/4/221-нд/228; предписания от 22.09.2023 NП-52/4/221-нд/-/1/45.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения 23.08.2023 N 221-нд Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Управление) по согласованию с прокуратурой Нижегородской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Информационный вычислительный центр" (далее по тексту - Общество) проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области о необеспечении реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества.
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2023 N А-52/4/221-нд/228 и Обществу выдано предписание от 22.09.2023 N П-52/4/221-нд/-/1/45 об устранении в срок до 22.12.2023 выявленных нарушений.
Не согласившись с решением Управления от 23.08.2023 N 221-нд о проведении проверки; актом проверки от 22.09.2023 NА-52/4/221-нд/228 и предписанием от 22.09.2023 NП-52/4/221-нд/-/1/45, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2024 производство по делу в части требования заявителя о признании незаконным и отмене акта внеплановой документарной проверки от 22.09.2023 N А-52/4/221-нд/228 прекращено. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество считает, что предписание является неисполнимым, поскольку в указанный в предписании срок совершить ряд последовательных действий является невозможным. Считает, что выявленные нарушения совершены по вине УФСБ РФ по Нижегородской области ввиду длительного срока согласования с данным лицом требований к спорной сети.
Ходатайство Общества о приобщении дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции отклонено, поскольку представленная переписка имела место после вынесения обжалуемого решения суда.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что Обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 10 разделов I, XIV, XV, пункта 9 раздела XVI Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385; пункта 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538; пункта 10 лицензионных требований в соответствии с лицензиями NN Л030-00114-77/00083253 (N 188377), Л030-00114-77/00066977 (N166753), Л030-00114-77/00087945 (N 186368), пункта 9 лицензионных требований в соответствии с лицензией N ЛОЗО-00114-77/00087946 (N 186369).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи.
Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 35 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, которым установлено, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Управление осуществляет деятельность на территории Нижегородской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия и Чувашской Республики - Чувашии, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Согласно Разделу 2 указанного Положения Управление Роскомнадзора обладает полномочиями по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований (далее - лицензионные требования) владельцами (соискателями) лицензий, предоставление которых отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение N2385) лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N2.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им телематических услуг связи, является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10 разделов I, II, XIV, пункт 11 раздела XI приложения N 2 к Положению N 2385).
Пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан, в том числе, оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 установлен порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами (далее - Правила N538).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, и оператора связи.
Таким образом, мероприятия по реализации СОРМ на узле сети связи лицензиата должны быть организованы до начала осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 9 раздела XVI Приложения N 2 к Положению N 2385 лицензионных требований лицензиат обязан обеспечить реализацию требовании к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Судом установлено, что согласно пункту 10 лицензионных требований в соответствии с лицензиями N N Л030-00114-77/00083253 (N188377), Л030-00114-77/00066977 (N166753), Л030-00114-77/00087945 (N186368), пункту 9 лицензионных требований в соответствии с лицензией NЛ030-00114-77/00087946 (N 186369) лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приёмов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 15 Положения N 2385 осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Как следует из материалов дела, оспариваемое Обществом решение о проведении внеплановой документарной проверки от 23.08.2023 N 221-нд вынесено руководителем Управления на основании пункта 1 части 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзаца 3 подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" по предварительному согласованию с первым заместителем Прокурора Нижегородской области Кузьминым В.В. (решение от 25.08.2023 N2755) в связи с наличием сведений, поступивших от УФСБ России по Нижегородской области (вх. от 16.08.2023 N20198/52), о необеспечении Обществом реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сети связи, что является непосредственной угрозой обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, у Управления имелись законные основания для вынесения оспариваемого решения и проведения проверочных мероприятий, доказательств обратного Обществом в нарушение положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования Общества о признании незаконным и отмене решения Управления о проведении внеплановой документарной проверки от 23.08.2023 N 221-нд.
Как следует из материалов дела по лицензиям N N - Л030-00114-77/00083253 (N 188377), Л030-00114-77/00087946 (N 186369), Л030-00114-77/00087945 (N 186368): 21.02.2007 Обществом совместно с УФСБ России по Нижегородской области утвержден план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план мероприятий), 07.09.2014 утверждено дополнение к плану мероприятий.
В соответствии с дополнением к плану мероприятий при оказании услуг связи по вышеуказанным лицензиям оператор связи обязан ввести технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий в опытную эксплуатацию в апреле 2015 года.
Письмом от 04.10.2016 УФСБ России по Нижегородской области уведомило Общество об отсутствии возражений относительно эксплуатации сети связи по вышеуказанным лицензиям до 01.12.2016. К указанному в письме сроку Обществу необходимо было устранить замечания, перечисленные в протоколе приемо-сдаточных испытаний.
По лицензии N ЛОЗО-ООП4-77/00066977 (N166753): 11.11.2009 Обществом совместно с УФСБ России по Нижегородской области утвержден план мероприятий на узле связи, построенном на базе УПАТС "М-200" со сроком ввода технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий в опытную эксплуатацию - 30.06.2010.
В июне 2016 года на сети связи оператора связи произошла модернизация сети связи, актом приемки законченного строительством объекта связи от 09.06.2016 N 1 оператор связи ввел в эксплуатацию сооружение связи для оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, городскую станцию АТС типа "ECSS-10".
Письмом от 28.04.2017 УФСБ России по Нижегородской области проинформировало Общество об отсутствии возражений относительно эксплуатации сети связи по вышеуказанной лицензии до 01.08.2017. До указанного срока оператору связи необходимо было проработать и устранить замечания, выявленные в результате проведенных испытаний.
Однако до настоящего времени (после модернизации сети связи) план мероприятий Обществом совместно с УФСБ России по Нижегородской области не разработан и не утвержден, в Управление не представлен.
Акты ввода технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества при оказании услуг связи в соответствии с лицензиями ЖN ЛОЗО-00114-77/00083253 (N 188377), Л030-00114-77/00087946 (N 186369), ЛОЗО-ОО114-77/00066977 (N166753), Л030-00114-77/00087945 (N 186368) на территории Нижегородской области, подписанные в установленном порядке представителями органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи, в Управлении отсутствуют.
УФСБ России по Нижегородской области 24.03.2023 информировало Общество о необходимости в срок до 02.05.2023 разработать и согласовать с УФСБ России по Нижегородской области план мероприятий на сети связи с проектами "Планов мероприятий" для заполнения.
Общество 20.07.2023 направило на подписание в УФСБ России по Нижегородской области, подписанные со стороны Общества планы мероприятий с замечаниями и исправлениями.
Письмом от 21.08.2023 УФСБ России по Нижегородской области сообщило Обществу о том, что представленные в адрес УФСБ России по Нижегородской области оригиналы документов "Планы мероприятий" оформлены некорректно. Разработка оператором связи программы и методики испытаний технических средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий и информационных систем, содержащих базы данных об абонентах оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ИС БД ОРМ) не предусмотрена совместным Приказом Минкомсвязи РФ и ФСБ РФ.
По информации УФСБ России по Нижегородской области протоколы проведения приемо-сдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, подтверждающие несоответствие технических средств общества требованиям действующего законодательства, направлены в адрес Общества 23.04.2020 и 10.11.2020. По состоянию на 18.09.2023 в адрес УФСБ России по Нижегородской области писем об устранении замечаний и запросов на проведение повторных приемо-сдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий от Общества не поступало.
По результатам проверки Управление 22.09.2023 выдало Обществу предписание N П-52/4/221-нд/-/1/45, которым возложило на Общество обязанность в срок до 22.12.2023 принять меры по устранению выявленных нарушений.
Поскольку проверка проведена Управлением с целью установления фактов, изложенных в обращении УФСБ России по Нижегородской области (вх. от 16.08.2023 N 20198/52) о необеспечении реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества, то оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Управления не допущено.
Как следует из материалов дела Общество на территории Нижегородской области оказывает услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензией N Л030-00114-77/00083253 (N 188377); услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в соответствии с лицензией N ЛОЗО-00114-77/00066977 (N166753); услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передачи данных для целей передачи голосовой информации, в соответствии с лицензией N Л030-00114-77/00087945 (N 186368); телематические услуги связи в соответствии с лицензией N ЛОЗО-00114-77/00087946 (N 186369).
По итогам проверочных мероприятий Управлением установлено, что по состоянию на дату завершения внеплановой документарной проверки - 22.09.2023 документ, подтверждающий выполнение Обществом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации на сети связи Общества на территории Нижегородской области в соответствии вышеуказанными лицензиями, отсутствует.
Учитывая изложенное, Управление правомерно пришло к выводу о том, что в действиях Общества имеются нарушения лицензионных требований в части нереализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи Общества.
Доводы Общества об обратном правомерно отклонены судом как противоречащие материалам дела.
Факт невыполнения Обществом лицензионных и обязательных требований подтверждается представленными в дело Управлением письмом УФСБ России по Нижегородской области (вх. от 16.08.2023 N 20198/52) и письмами оператора связи (вх. от 30.08.2023 N 21292/52, от 04.09.2023 N 21741/52, N 21744/52, от 12.09.2023 N 22326/52, N 22352/52).
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В части требования Общества о признании недействительным акта внеплановой документарной проверки от 22.09.2023 N А-52/4/221-нд/228 суд апелляционной инстанции соглашается в выводом суда, что требование в указанной части подлежало прекращению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт, оформленный по результатам проверки, не содержит властно-распорядительных предписаний, не возлагает на него каких-либо обязанностей, неисполнение которых влечет наступление неблагоприятных правовых последствий, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество. Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.03.2024 по делу N А43-29015/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационный вычислительный центр" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Информационный вычислительный центр" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.04.2024 N 319.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29015/2023
Истец: ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ПЛЕШКАН ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ