г. Томск |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А45-2271/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В., Михайловой А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.П.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-3081/2024) на решение от 27.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2271/2024 (судья Нахимович Е.А.),
по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: 1025402470389, ИНН: 5406103101)
к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" (ОГРН: 1025400518110, ИНН: 5401109621), г Новосибирск,
о взыскании финансовых санкций в размере 6000 рублей.
В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 7 000 рублей, заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" (далее - учреждение, страхователь, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.03.2024 заявленные требования удовлетворены частично, с ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО в пользу Фонда взысканы финансовые санкции в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь, октябрь 2022 года, ноябрь 2023 года, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2022 год, с учетом применения смягчающих вину обстоятельств.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании финансовых санкцией в размере 6 000 руб.
По мнению подателя апелляционной жалобы, у суда не имелось оснований для снижения размера финансовых санкций, поскольку страхователь неоднократно нарушал законодательство пенсионного и социального страхования, соответственно смягчающие обстоятельства не могут приниматься во внимание.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить её без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возражения приобщены к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО, Фондом установлено следующее.
Страхователь представил 06.10.2022, исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды: сентябрь 2022 года на 176 застрахованных лиц, 11.11.2022 за отчетные периоды - октябрь 2022 года на 197 застрахованных лиц, 09.12.2023 исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды-ноябрь 2023 года на 206 застрахованных лиц, 11.11.2022 за отчетные периоды - октябрь 2022 года на 197 застрахованных лиц.
12.04.2023, 28.11.2022 страхователем по телекоммуникационным каналам связи дополнительно представлены сведения с типом "дополняющая" по форме СЗВ-М за отчетные периоды - сентябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 115-492-452 52 Юрьев А.Ю.), октябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 170-306-229 25), ноябрь 2023 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 115- 492-452 52), октябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 170-306-229 25 Яцуценко А.С.), которые ранее не предоставлялись, что подтверждается извещениями о доставке.
В результате сверки представленных страхователем сведений за 2022 год выявлено, что страхователь не включил в форму о страховом стаже застрахованных лиц СЗВ-СТАЖ за 2022 год сведения на 8 застрахованных лиц (СНИЛС 155-715-077 71, 127-225-746 50, 148-383-290 90, 153-898-626 21,129-780- 912 00, 131-185-201 12,157-254-134 63, 138-180-250 50).
27.07.2023 по телекоммуникационным каналам страхователю сформировано и направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в том числе полученные от налоговых органов б.н. от 27.07.2023 (далее-Уведомление) в течение пяти рабочих дней.
18.08.2023 страхователь представил по телекоммуникационным каналам сведения о страховом стаже застрахованных лиц с типом "дополняющая" за 2022 год на 8 застрахованных лиц с нарушением срока, указанного в Уведомлении.
По результатам проверок составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.02.2023 N 064S18230003278, 10.07.2023 N 064S18230016465, N 064S18230016463, 24.10.2023 N 064S18230022708, 10.07.2023 N 064S18230016464 и вынесены решения от 09.03.2023 N 064S19230004760, 10.08.2023 N 064S19230018919, N 064S19230018925, N 064S19230018921, 16.11.2023 N 064S19230023976, о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общем размере 6 000 рублей.
Страхователю направлены требования об уплате финансовых санкций от 28.03.2023 N 064S0123005836, 24.08.2023 N 064S01230019087, N 064S01230019088, N 064S01230019090, 05.12.2023 N 064S01230024173 в общем размере 6 000 рублей.
В установленный срок требования не исполнены, что явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, установив факт совершения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, руководствуясь положениями Федерального закона N 27-ФЗ, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, оценив характер нарушения, пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и снизил размер финансовых санкций до 500 руб.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии;
4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона;
5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам;
6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. В единую форму сведений включаются также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемые ежеквартально в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Единая форма сведений и порядок ее заполнения устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы единой формы сведений определяются Фондом.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что учреждение привлечено к ответственности, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального N 27-ФЗ, в связи с нарушением пятидневного срока, предоставленного для устранения выявленных нарушений в сведениях по форме СЗВ-М за отчётные периоды сентябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 115-492-452 52 Юрьев А.Ю.), октябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 170-306-229 25), ноябрь 2023 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 115- 492-452 52), октябрь 2022 года на 1 застрахованное лицо (СНИЛС 170-306-229 25 3 А45-2271/2024 Яцуценко А.С.), и по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год на 8 застрахованных лиц (СНИЛС 155-715-077 71, 127-225-746 50, 148-383-290 90, 153-898-626 21,129-780- 912 00, 131-185-201 12,157-254-134 63, 138-180-250 50).
Факт совершения учреждением правонарушения установлен Фондом и не оспаривается страхователем.
Суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие умысла со стороны страхователя на совершение правонарушения, нарушение срока представления сведений не нанесло ущерба бюджету пенсионного фонда, отсутствие наступления негативных последствий, посчитал возможным применить к страхователю смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер назначенного Фондом штрафа до 500 рублей.
Доводы Фонда об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для снижения штрафной санкции, подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Таким образом, из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 АПК РФ следует, что примененная органом контроля мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Учитывая вышеизложенные нормы налогового законодательства Российской Федерации и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание отсутствие умысла на совершение правонарушения, нарушение срока представления сведений не нанесло ущерба бюджету Фонда, отсутствие наступления негативных последствий, в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и, исходя из необходимости применения правила дифференциации правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличие оснований для снижения финансовых санкций до 500 рублей.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно наличия основания для снижения размера финансовых санкций, Фондом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, суд первой инстанции не освободил страхователя от ответственности, а снизил размер санкций исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести совершенного обществом правонарушения, связанного с несвоевременным представлением территориальному органу Фонда сведений персонифицированного учета на застрахованных лиц, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций с учетом фактических обстоятельств.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы Фонда о том, что учреждение ранее привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о невозможности снижения размера штрафных санкций в настоящем случае, учитывая, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2271/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий судья |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2271/2024
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 1 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд