г. Пермь |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А50-1102/2024 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 26 марта 2024 года
вынесенное в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-1102/2024
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лекарь" (ОГРН 1085918001278, ИНН 5918839159),
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лекарь" (далее - ответчик, ООО "Лекарь", Общество, страхователь) штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2024 года принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований Фонда отказано.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Фонд считает ошибочным вывод суда о том, что электронный листок нетрудоспособности (далее - ЭЛН) закрыт 26.01.2023. Согласно скриншоту страхователя, из программы "Оператор ЭДО ООО "Компания "Тензор": Уведомление об изменении ЭЛН не содержит даты закрытия ЭЛН. Дата - 26.01.2023 08:35, является датой входа страхователя в Систему с использованием ключа проверки электронной подписи к квалифицированному сертификату. Также Уведомление об изменении ЭЛН содержит сведения о том, что застрахованное лицо Субботина Александра Алексеевна освобождена от работы с 27.12.2022 по 05.01.2023, обязана приступить к работе 06.01.2023; вместе с тем сведения, предоставленные Фондом, содержат данные о том, что ЭЛН N 910157785055 закрыт 05-01-2023 10:45); что для подтверждения выплаты направлен запрос страхователю 05-01-2023 10-45:48. Таким образом, Фонд подтверждает факт получения страхователем запроса от страховщика 05.01.2023 и отправки страхователем ответа на указанный запрос 26.01.2023, т.е. с нарушением установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем/застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Субботиной А.А. (при сроке представления не позднее 11.01.2023, сведения фактически представлены 09.02.2023). Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 04.05.2023.
20.06.2023 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 590023400088103, которым Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Поскольку штраф в добровольном порядке не уплачен, Фонд обратился в суд с исковым заявлением о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, и отказал в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен нормами Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
С 18.12.2017 применяются Правила информационного взаимодействия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 N 1567, согласно которым взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах", оператором которой является Фонд социального страхования Российской Федерации (оператор), и информационных систем участников информационного взаимодействия.
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Во исполнение указанной нормы и на основании части 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 утверждены Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила N 2010).
В соответствии с пунктами 17, 19 данных Правил после размещения электронного листка нетрудоспособности в государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" и завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя оператор (то есть страховщик) направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.
Пунктом 22 Правил N 2010, как и в части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, указано, что страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика необходимые сведения для назначения и выплаты пособий.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил в случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня их получения вручает страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу под расписку либо направляет в электронной форме или по почте заказным письмом извещение о представлении недостающих сведений и документов по форме, утверждаемой страховщиком.
При получении извещения в электронной форме страхователь подтверждает в электронной форме его получение в течение 3 рабочих дней со дня получения такого извещения. В случае отсутствия подтверждения о получении извещения страховщик в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направляет извещение по почте заказным письмом.
Извещение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма.
Подтверждение получения извещения и представление недостающих сведений и документов также осуществляются с использованием единого портала.
Нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет ответственность на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что работнику Общества Субботиной А.А. оформлен электронный листок нетрудоспособности N 910157785055 на период с 27.12.2022 по 05.01.2023, приступить к работе с 06.01.2023, ЭЛН не закрыт.
В адрес ООО "Лекарь" 03.01.2023 по телекоммуникационным каналам связи (СБИС) от Фонда поступил документ в электронном виде: ЭЛН N 910157785055 в отношении Субботиной А.А. При этом ЭЛН N910157785055 по состоянию на 03.01.2023 был открыт.
05.01.2023 Фондом страхователю направлен запрос сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности Субботиной А.А. Ответ на данный запрос требовалось направить в срок не позднее трех рабочих дней - до 11.01.2023.
Вместе с тем, ЭЛН закрыт 26.01.2023, что подтверждается уведомлением об изменении ЭЛН.
В этот же день - 26.01.2023 - ООО "Лекарь" представлен ответ на запрос Фонда, направлены сведения для назначения и осуществления выплаты по проактивному процессу по ЭЛН N 910157785055, то есть в установленный срок, а именно не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии ЭЛН.
Далее 06.02.2023 Фондом направлено уведомление (извещение) от 26.01.2023N 8257 о предоставлении недостающих сведений по ЭЛН N910157785055.
В срок не позднее 5 рабочих дней, а именно 09.02.2023, ООО "Лекарь" направило в Фонд недостающие сведения по извещению от 26.01.2023 N 8257.
Доказательств иной даты получения страхователем запроса Фондом не представлено.
Пособие по временной нетрудоспособности назначено и выплачено Фондом 14.02.2023.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)) или по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать), что следует из частей 1 - 3 статьи 26.24 названного Закона.
При этом частью 4 статьи 26.24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
По смыслу пунктов 10, 22, 23 Правил обязанность по размещению в информационной системе страховщика необходимых сведений для назначения и выплаты пособий поставлена в зависимость от факта получения страхователем запроса страховщика (Фонда). При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя.
С учетом изложенного следует признать, что до получения запроса страховщика обязанность по размещению сведений для назначения и выплаты пособий у страхователя отсутствует, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Таким образом, возникновение у страхователя обязанности по размещению сведений связано не с датой направления запроса Фондом, а с датой его получения страхователем, поскольку только после получения соответствующего запроса у страхователя появляется объективная возможность для исполнения требований закона.
Кроме того, при наличии у страховщика сведений для назначения и выплаты пособий они не запрашиваются у страхователя.
В отсутствие специальных норм в Законе N 255-ФЗ суд на основании части 1.1 статьи 1.1 этого закона руководствуется общими положениями Налогового кодекса Российской Федерации о привлечении к ответственности.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
Аналогичные нормы предусмотрены главой IV.3 Закона N 125-ФЗ.
К обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении правонарушения, статья 26.25 Закона N 125-ФЗ относит, в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения; при наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Фонда оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии со ст.71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с Фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2024 года вынесенное в порядке упрощенного производства, по делу N А50-1102/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1102/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчик: ООО "ЛЕКАРЬ"