город Омск |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А70-4754/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котляров Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4765/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2024 по делу N А70-4754/2024 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628406, город Сургут, улица Университетская, дом 4; 625002, город Тюмень, улица Даудельная, 44) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а), при участии в деле потерпевшего по делу об административном правонарушении, Ващенко Ирины Андреевны, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-746/2023 об административном правонарушении от 21.04.2024 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 21.02.2024 N 072/04/9.21-746/2023,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителя:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Дегтярева Алексея Сергеевича по доверенности от 04.04.2023 N 87833 сроком действия до 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, административный орган, Тюменское УФАС России) об оспаривании постановления от 21.04.2024 N 072/04/9.21-746/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и представления от 21.02.2024 N 072/04/9.21-746/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле привлечен потерпевший по делу об административном правонарушении Ващенко Ирина Андреевна (далее - Ващенко И.А.)
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2024 по делу N А70-4754/2024 заявленные требования удовлетворены частично. Размер административного штрафа, назначенного постановлением управления от 21.02.2024 N 072/04/9.21-746/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении снижен судом до 500 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что для осуществления технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Ващенко И.А. первоначально необходимо осуществить мероприятия по технологическому присоединению по договору от 16.11.2022 N Т13/22/7955-ДТП, заключенному с Штыковой М.В. Без выполнения данных мероприятий для заявителя Штыковой М.В. осуществление фактического технологического присоединения для заявителя Ващенко И.А. невозможно. В связи со сложной экономической ситуацией, обусловленной отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации, осуществить мероприятия по технологическому энегопринимающих устройств к электрическим сетям АО "Россети Тюмень" и провести закупку на выполнение подрядных работ для целей технологического присоединения заявителей в сроки, предусмотренные договором, не представилось возможным. 11.04.2024 обществом выполнены мероприятия по технологическому присоединению, что подтверждается уведомлением об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 27.09.2023 N Т13/23/0055.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным, снизить размер административного штрафа ниже минимального размера.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между АО "Россети Тюмень" и Ващенко И.А. заключен договор от 23.01.2023 N Т13/23/0055-ДТП, предметом которого является подключение малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом, садовый, дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, р-н Тюменский, Мальковское МО, южнее д. Ошкукова, 15-16 км автодороги Тюмень - Криводанова, справа от дороги, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206002:450. Срок исполнения обязательств по договору составляет шесть месяцев с момента заключения договора.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 072/04/9.21-746/2023 и проведения административного расследования послужило поступление в управление обращения Ващенко И.А. с жалобой на действия общества, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования управлением установлено, что в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
11.01.2024 Тюменским УФАС России в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-746/2023.
Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела, заместитель руководителя управления Полухин Д.А. вынес постановление от 21.02.2024 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-746/2023 об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Также 21.02.2024 Тюменским УФАС России обществу выдано представление N 072/04/9.21-746/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с выводами, изложенными в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и представлении, АО "Россети Тюмень" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 08.04.2024 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как подтверждается материалами дела, между АО "Россети Тюмень" и Ващенко И.А. заключен договор от 23.01.2023 N Т13/23/0055-ДТП, предметом которого является подключение малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом, садовый, дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, р-н Тюменский, Мальковское МО, южнее д. Ошкукова, 15-16 км автодороги Тюмень - Криводанова, справа от дороги, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1206002:450.
Срок исполнения обязательств по договору составляет шесть месяцев с момента заключения договора.
В соответствии с пунктом 21 договора N Т13/23/0055-ДТП договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета. Согласно представленным документам, счет Ващенко И.А. оплачен 21.02.2023, таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены не позднее 21.08.2023.
На момент обращения заявителя фактическое присоединение энергопринимающих устройств Ващенко И.А. к электрическим сетям не осуществлено.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя выполнены в полном объеме, о чем свидетельствует уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 27.09.2023 N Т13/23/0055, не опровергает наличие события вменяемого административного правонарушения, а является добровольным прекращением противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ответственность (но не в случае минимального размера санкции).
Судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки общества на сложную экономическую ситуацию, обусловленную отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации, на основании следующего.
Пунктами 15, 18, 25(1) Правил N 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Общество указывает, что для для осуществления технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Ващенко И.А. первоначально необходимо осуществить мероприятия по технологическому присоединению по договору от 16.11.2022 N Т13/22/7955-ДТП, заключенному с Штыковой М.В., а именно выполнить: строительство ВЛЗ-10 кВ на железобетонных опорах изолированным сталеалюминиевым проводом сечением до 50 кв. мм включительно одноцепные протяженностью 0,6 км с однотрансформаторной подстанцией (за исключением РТП) мощностью от 100 до 250 кВа включительно (250 кВа) шкафного или киоскового типа. Присоединение вновь сооружаемой однотрансформаторной подстанции выполнить выполнить воздушным ответвлением 10 кВ через отпаечный разъединитель от ВЛ-10 кВ ф. Есаулы ПС 110/10 кВ Чикча. От вновь сооружаемой однотрансформаторной подстанции выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом до 50 кв. мм включительно одноцепные протяженностью 0,2 км. Без выполнения данных мероприятий для заявителя Штыковой М.В. осуществление фактического технологического присоединения для заявителя Ващенко И.А. невозможно.
Суд апелляционной инстанции не признает доводы АО "Россети Тюмень" в качестве обоснованных, поскольку в силу абзаца второго пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным. Исполнение требований Правил N 861, в том числе соблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, является для общества обязательным.
Вместе с тем, общество, располагая достаточным сроком исполнения обязательств, могло и должно было предполагать о наступлении рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию необходимого оборудования, и заблаговременно принять меры для своевременного выполнения мероприятий по договору.
Однако указанные меры обществом приняты не были, что повлекло за собой нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушены.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 1 000 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) повторное совершение обществом административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
2) характер совершенного административного правонарушения - факт неосуществления обществом на момент рассмотрения дела мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя,
3) имущественное и финансовое положение юридического лица - по данным бухгалтерской отчетности, выручка АО "Россети Тюмень" за 2022 год составила 76 млрд руб.,
4) систематическое нарушение АО "Россети Тюмень" Правил N 861 - за период с 01.01.2022 по 26.09.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 142 постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств реального причинения вреда потребителю, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 500 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, позволяющие еще больше уменьшить размер назначенного наказания, апелляционным судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы подателя апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным, что свидетельствует также об отсутствии оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению рассматриваемого административного правонарушения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2024 по делу N А70-4754/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4754/2024
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: АО "Россети Тюмень", Ващенко Ирина Андреевна