г. Чита |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А58-1360/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Газпром" Ушаковой Ю.В. (доверенность от 14.04.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2024 года по делу N А58-1360/2024,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" ( ОГРН 1027700070518, 197229, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Лахта-Ольгино, пр-кт Лахтинский, д. 2, к. 3, стр. 1, далее - заявитель, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1227700700633, 107078, г.Москва, вн.тер. г.Муниципальный округ Красносельский, пер Орликов, д. 10, стр. 1, далее - ответчик, Роскадастр) с требованиями о признании незаконными, как не соответствующими Федеральному закону от 03.08.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действий публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Саха (Якутия) по отказу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенные в уведомлении от 11.12.2023 N 2.13-8835/23, обязании публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала Публично правовой компании "Роскадастр" по Республике Саха (Якутия) устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", а именно:
1. магистральный газопровод "Сила Сибири", км.0,0 - км 207,3, кадастровый номер 14:14:000000:6975;
2. магистральный газопровод "Сила Сибири", км.207,3 - км 301,1, кадастровый номер 14:14:000000:6978;
3. магистральный газопровод "Сила Сибири", км.301,1 - км 555,8, кадастровый номер 14:00:000000:9732;
4. магистральный газопровод "Сила Сибири", км 555,8 - км 794,8, кадастровый номер 14:00:000000:9731;
5. магистральный газопровод "Сила Сибири", км 794,8 - км 1029,8, кадастровый номер 14:02:000000:5704;
6. газопровод-отвод ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:000000:5753;
7. площадка производственная ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:010201:141;
8. магистральный газопровод "Сила Сибири", км.1092,8 - км 1290,7, кадастровый номер 14:00:000000:9729.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2024 года по делу N А58-1360/2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Роскадастр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт с решением суда не согласен, считает, что ПАО "Газпром" не выполнил специальный порядок, установленный частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, поскольку заявление о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до данных сооружений поданы в филиал минуя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство энергетики Российской Федерации, в связи, с чем у филиала отсутствовали правовые основания для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
ПАО "Газпром" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.05.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ППК "Роскадастр" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя. ППК "Роскадастр" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником следующих объектов капитального строительства: магистральный газопровод "Сила Сибири", км.0,0 - км 207,3, кадастровый номер 14:14:000000:6975; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.207,3 - км 301,1, кадастровый номер 14:14:000000:6978; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.301,1 - км 555,8, кадастровый номер 14:00:000000:9732; магистральный газопровод "Сила Сибири", км 555,8 - км 794,8, кадастровый номер 14:00:000000:9731; магистральный газопровод "Сила Сибири", км 794,8 - км 1029,8, кадастровый номер 14:02:000000:5704; газопровод-отвод ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:000000:5753; площадка производственная ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:010201:141; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.1092,8 - км 1290,7, кадастровый номер 14:00:000000:9729, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
В этой связи ПАО "Газпром" на основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ инициировано обращение в публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице филиала по РС (Я) (письмо от 30.11.2023 без номера) (вход N 8197-23 от 01.12.2023) для внесения сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний вышеуказанных следующих объектов: магистральный газопровод "Сила Сибири", км.0,0 - км 207,3, кадастровый номер 14:14:000000:6975; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.207,3 - км 301,1, кадастровый номер 14:14:000000:6978; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.301,1 - км 555,8, кадастровый номер 14:00:000000:9732; магистральный газопровод "Сила Сибири", км 555,8 - км 794,8, кадастровый номер 14:00:000000:9731; магистральный газопровод "Сила Сибири", км 794,8 - км 1029,8, кадастровый номер 14:02:000000:5704; газопровод-отвод ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:000000:5753; площадка производственная ГРС Алдан, кадастровый номер 14:02:010201:141; магистральный газопровод "Сила Сибири", км.1092,8 - км 1290,7, кадастровый номер 14:00:000000:9729.
К обращению прилагалось текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории (на CD-диске). Указанный CD-диск содержит всю необходимую информацию о зонах минимальных расстояний в формате zip Archive (.zip).
В ответ на указанное обращение публично-правовая компания "Роскадастр" в лице филиала по РС (Я) направила уведомление от 11.12.2023 N 2.13-8835/23 о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Не согласившись с данными действиями ответчика, заявитель оспорил их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Под зоной с особыми условиями использования территорий (далее также - ЗОУИТ) понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями этого федерального закона.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 8 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с действующим законодательством полномочия по внесению сведений о зонах с особыми условиями возложены на ППК "Роскадастр".
На основании статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением зон, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены, в том числе: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
По общему правилу, если иное не предусмотрено статьей 106 ЗК РФ, установление, изменение, прекращение существования ЗОУИТ осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106 Кодекса).
Статьей 32 Закона N 218-ФЗ установлен порядок внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если иное не предусмотрено федеральным законом или если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.
Положение об охранных зонах трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правительством Российской Федерации не утверждено.
До его утверждения статьей 26 Закона N 342-ФЗ определены переходные нормы.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ не требуется.
В силу пункта 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 1 января 2028 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм можно сделать вывод, что ЗОУИТ считаются установленными, если до 01.01.2022 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
В пункте 1 письма Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94- ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также приложениям к нему опасным производственным объектом является магистральный газопровод, посредством которого транспортируется газ, являющийся горючим, воспламеняющимся веществом, способным самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ, а также газораспределительные станций, сети газораспределения и сети газопотребления.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Порядок установления охранных зон на трубопроводы регламентируется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России N 9 от 22.04.1992 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов N 9).
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Сводом правил "СНиП 2.05.06-85*Магистральные трубопроводы", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Применение положений актуализированной редакции Свода правил "СНиП 2.05.06- 85*Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Следовательно, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках. Действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Само по себе внесение в ЕГРН названных сведений по заявлению собственника (владельца) трубопроводов в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не свидетельствует о незаконности соответствующего решения (записи) уполномоченного органа в отсутствие доказательств нарушения этим прав и законных интересов каких-либо лиц В силу пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах" (далее - Правила охраны магистральных газопроводов N 1083), сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов N 1083 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования. Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
В соответствии с приложением 1 к Закону N 116-ФЗ магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющееся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Пунктом 1 статьи 3 названного закона определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 2 статьи 3 ФЗ N 116-ФЗ).
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта. С учетом изложенного, поскольку ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов установлены законодательно, сведения о них подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.10.2015 N 2318-О, от 23.06.2016 N 1394-О, от 27.03.2018 N 701-О, от 28.06.2018 N 1543-О, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности (в границах охранных зон, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения) направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
При указанном правовом регулировании суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ЗОУИТ считаются установленными, если до 01.01.2022 были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
Из преамбулы и пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами N 9, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, Правилами N 1083, СП 36.13330.2012.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены нормативными актами.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 302- ЭС22-23313.
В силу части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2028 года.
На основании вышеизложенного, с учетом положений ЗК РФ, Закона N 342-ФЗ, Правил охраны магистральных трубопроводов N 9 и N 1083, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах охранных зон трубопроводов, созданных до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ, законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ не только на основании сведений, поступивших от органов государственной власти или органов местного самоуправления, но и на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
При этом правообладатель зданий, сооружений предоставляет сведения о границах ЗОУИТ (графическое описание местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (пункт 11 статьи 106 ЗК РФ).
Внесение сведений в ЕГРН об охранной зоне объекта газоснабжения является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН.
В данном случае зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО "Газпром" заявляло для внесения в ЕГРН с представлением пакета документов, установлены в отношении объектов - газопроводов, собственником которых являлось ПАО "Газпром". Представленное в филиал ППК Роскадастр по РС (Я) заявление содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявлении заявителя на совершение регистрации ЗОУИТ в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально определённых признаков.
Зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2025 и являются действующими в настоящее время на основании следующих актов: Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (пункты 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний), Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов) (пункт 22), СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденный Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (пункты 7.15. и 7.16).
В пункте 22 Правил охраны магистральных газопроводов установлено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
Вследствие вышеизложенного применение положений Актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* при определении минимальных допустимых расстояний от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).
В рассматриваемом случае, вопреки утверждению апеллянта, ПАО "Газпром" предоставило ответчику необходимые для внесения в ЕГРН сведения о ЗОУИТ. Доказательства несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений о ЗОУИТ в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь, Филиал ППК "Роскадастр" по РС (Я) не внес в ЕГРН информацию, предоставленную обществом, что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах ЗОУИТ.
С учетом изложенного судом сделан правомерный вывод о том, что у публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по РС (Я) отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ЗОУИТ.
Довод апеллянта о том, что внесение в ЕГРН сведений о ЗМР возможно исключительно на основании нормативного правового акта органов государственной власти или местного самоуправления противоречит положениям статьи 56 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой предусмотрена возможность установления ограничений прав на землю не только на основании актов исполнительных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, решения суда, но и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон, которые могут быть установлены по заявлению правообладателя.
Согласно части 6 статьи 18 Закона о регистрации заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, ЗМР до магистральных газопроводов, как ЗОУИТ, подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2028 года по заявлению правообладателя, что свидетельствует о незаконности отказа во внесении сведений в ЕГРН со стороны государственного органа.
Довод о том, что правила охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083, СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" не являются нормативными правовыми актами, определяющими порядок установления границ ЗМР, правомерно отклонен судом со ссылкой на пункт 3 части 8, части 9-10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ и того обстоятельства, что зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены законодательно с определением границ данных зон.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2024 года по делу N А58-1360/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1360/2024
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: Публично-правовая компания "Роскадастр"