г. Хабаровск |
|
13 июня 2024 г. |
А37-2830/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
на решение от 27.03.2024
по делу N А37-2830/2023
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ОГРН 1097746150292, ИНН 7709827266)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (ОГРН 1054900008811, ИНН 4909025803)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ Росгранстрой, заявитель, дирекция Росграницы) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, Управление) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 08.09.2023 N 49-00-06/02-2842-2023, в предоставлении конкретных характеристик оборудования, необходимого для обустройства санитарной площадки в МПП Магадан, в соответствии с решением Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019; возложении обязанности предоставить конкретные характеристики оборудования.
Решением суда от 27.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ФГКУ Росгранстрой обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ФГКУ Росгранстрой в полном объеме.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в целях организации обустройства санитарной площадки в МПП Магадан, ФГКУ Росгранстрой необходимо наличие конкретных показателей оборудования, которое будет размещаться на санитарной площадке, и которое, в дальнейшем подлежит передаче Управлению Роспотребнадзора в пользование в предусмотренном порядке; ФГКУ Росгранстрой не в праве самостоятельно определять конкретные характеристики имущества и оборудования, которое необходимо государственным контрольным органам в целях осуществления их полномочий по осуществлению контроля, оно не обладает сведениями и познаниями о потребностях государственных контрольных органов в конкретном оборудовании; при запросе у Управления конкретных показателей необходимого оборудования для оснащения санитарной площадки в МПП Магадан, не ставился вопрос по оснащению МПП Магадан санитарной площадкой в рамках разработки предпроектной и проектно-сметной документации, поскольку такая документация разрабатывается при принятии решения о строительстве нового пункта пропуска или реконструкции действующего пункта пропуска.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019 удовлетворено административное исковое заявление и. о. Магаданского транспортного прокурора к ФГКУ Росгранстрой о возложении обязанности оборудовать в морском грузопассажирском постоянном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Магадан, расположенном по адресу: Магаданская область, город Магадан, Магаданский морской торговый порт, санитарную площадку (стоянку), предусмотрев на площадке санитарного причала: систему водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда (гидрант, судно-водолей), компрессионную установку достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; систему сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалет (с определением постоянного места хранения биотуалетов при отсутствии рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека).
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области письмо о предоставлении требований к карантинному причалу в МПП Магадан", из которого следует, что Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой просит Управление Роспотребнадзора по Магаданской области представить требования, предъявляемые к оборудованию санитарных площадок.
В адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой Управление Роспотребнадзора по Магаданской области направило письмо с перечнем нормативных документов, регламентирующих требования к оснащению пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также разъяснение требований, предусмотренных (необходимых) для санитарного причала.
Согласно выписке из протокола совещания постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам безопасности функционирования объектов морского и воздушного транспорта при Магаданской транспортной прокуратуре от 19.05.2023 по итогам обсуждения вопросов повестки совещания рабочей группой принято решение активизировать Владивостокскому филиалу ФГКУ Росгранстрой работу по исполнению решения Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019.
Также Управлению Роспотребнадзора по Магаданской области рекомендовано направить в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой нормативные документы, регламентирующие требования к санитарному причалу в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту.
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области письмо о предоставлении информации по санитарной площадке в МППП Магадан" с просьбой: указать потребность в модульном здании для размещения сотрудников Роспотребнадзора с обязательным указанием конфигурации (в том числе, количество окон, комнат, перегородок и т.д.), техническое оснащение (вентиляция, кондиционирование, освещение, количество розеток, умывальников, радиаторов, кондиционеров), мебель (наименование, количество, характеристики); наличие системы водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда, в том числе производительность в л/с гидранта, его длину, тип соединения; определить характеристики судна-водолея и судна - сборщика сточных и фекальных вод (водоизмещение, производительность, швартовочные устройства, наличие специального оборудования для обеспечения потребностей Роспотребнадзора и т.п.); указать мощность компрессионной установки для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; характеристики системы сбора и утилизации отходов; с учетом необходимости расчета длины периметрального ограждения сообщить способ швартовки судна с выявленными больными.
Согласно пункту 2 протокола от 19.05.2023 по итогам совещания постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам безопасности функционирования объектов морского и воздушного транспорта при Магаданской транспортной прокуратуре Управление Роспотребнадзора по Магаданской области направило в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой письмо от 30.05.2023 с указанием перечня документов, регламентирующих требования к оснащению пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе предусматривающих оборудование санитарной стоянки или площадки (причала) для размещения транспортного средства, на котором выявлен инфекционный больной: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 N 701н "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"; Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 688 "О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза", Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза"; Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области письмо о предоставлении информации по санитарной площадке в МППП Магадан", в котором указал, что без конкретизации требований Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, филиал не может сформировать техническое задание, составить локальный сметный расчет для проведения закупочных процедур.
В адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой Управление направило письмо с указанием на ранее направленное письмо от 30.05.2023 N 49-00-09/02-1645-2023, содержащее перечень нормативных документов, регламентирующих требования к оснащению пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе, предусматривающих оборудование санитарной стоянки или площадки (причала) для размещения транспортного средства, на котором выявлен инфекционный больной, было указано на ранее направленное письмо от 26.01.2023 N 49-00-09/02-250-2023, которое также содержало перечень нормативных документов, регламентирующих требования к оснащению пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также разъяснение требований, предусмотренных (необходимых) для санитарного причала.
Также в письме от 08.09.2023 Управление указало, что в решении Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019 конкретизированы требования к санитарной площадке (стоянке).
Управление дополнительно в письме от 08.09.2023 указало, что Владивостокский филиал ФКГУ Росгранстрой располагает полной и достаточной информацией, необходимой для принятия мер по оборудованию в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Магадан, расположенном по адресу: Магаданская область, город Магадан, Магаданский морской торговый порт санитарной площадки (стоянки).
ФКГУ Росгранстрой, не согласившись с письмом Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 08.09.2023 N 49-00-06/02-2842-2023, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление письмо от 21.09.2023 о предоставлении информации по санитарной площадке в МППП Магадан, в котором повторил запрос, изложенный в письме от 23.05.2023 N ДК-2003/04Ф.
Также Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление письмо от 26.09.2023 о предоставлении информации по санитарной площадке в МППП Магадан, в котором указал, что все требования к оборудованию пунктов пропуска, приведенные в нормативных документах, основываются на расчетах "планируемой пропускной способности пунктов пропуска", "учете расчетной штатной численности", "достаточной мощности оборудования"; так как в полномочия Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой не входит планирование работы, загрузки и постановки задач службам Роспотребнадзора, ранее были направлены запросы для предоставления конкретных характеристик зданий, сооружений и оборудования.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области направило в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой письмо от 28.09.2023, в котором указало на ранее направленные ответы от 26.01.2023 и 30.05.2023, а также на то, что вопросы, касающиеся количества окон, комнат, перегородок, розеток, умывальников, радиаторов, кондиционеров, характеристики мебели, производительности, длины и типа соединения гидранта, водоизмещения, производительности, швартовочных устройств судна-водолея и судна-сборщика сточных и фекальных вод, мощности компрессионной установки для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции и другие, перечисленные в письмах от 21.09.2023 и 26.09.2023, решаются проектировщиками соответствующими проектными решениями в проектно-сметной документации, а не в процессе сбора исходных материалов и подготовки предпроектных документов, также указало, что, если проектные решения по оборудованию санитарного причала в Магаданском морском порту Магадан не являются уникальными, и к ним возможно применение унифицированных проектов решений по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому оснащению и информационно-техническому обеспечению объектов Государственной границы и у ФГКУ Росгранстрой имеется соответствующий опыт по оборудованию санитарных причалов в других портах при сходной пропускной способности пунктов пропуска, то Владивостокский филиал ФГКУ Pocгpанстрой при планировании выполнения решения суда мог бы применить такие проектные решения.
В связи с тем, что Управление не имеет полномочий и функций по разработке предпроектной и проектно-сметной документации, поэтому не имеет возможности вместо проектировщика сообщить информацию о количестве окон, комнат, перегородок, розеток, умывальников, радиаторов, кондиционеров, характеристике мебели, производительности, длине и типу соединения гидранта, водоизмещении, производительности, швартовочных устройствах судна-водолея и судна-сборщика сточных и фекальных вод, мощности компрессионной установки для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции.
Управлением указано, что учитывая свои полномочия в сфере контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, Управление готово предоставлять необходимую информацию в пределах своей компетенции Владивостокскому филиалу ФГКУ Росгранстрой, проектной и/или строительной организации при оборудовании санитарного причала в Магаданском морском порту исключительно в пределах своей компетенции.
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление письмо от 05.10.2023 о реконструкции МПП Магадан", в котором предложил Управлению Роспотребнадзора по Магаданской области инициировать внесение в Министерство транспорта Российской Федерации предложения о проведении реконструкции морского пункта пропуска г. Магадана, в соответствии с требованиями Правил N 482, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008.
Также Управление направило в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой письмо от 18.10.2023, в котором указало, что Управление не считает возможным инициировать внесение в Министерство транспорта Российской Федерации предложения о проведении реконструкции морского пункта пропуска города Магадана, так как это не предусмотрено решением суда.
Владивостокский филиал ФГКУ "Росгранстрой" направил в Магаданскую транспортную прокуратуру письмо от 23.10.2023 с просьбой обязать Роспотребнадзор инициировать внесение предложения о проведении реконструкции морского пункта пропуска города Магадана в Министерство транспорта Российской Федерации с приложением полного пакета документов, определенных пунктом 30 раздела 7 Правил N 482.
Письмом от 20.10.2023 Магаданская транспортная прокуратура указала Владивостокскому филиалу ФГКУ Росгранстрой, что вопросы, поставленные в письмах Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области от 23.05.2023 N ДК-2003/04Ф, от 08.06.2023 N ДК-2282/04Ф, от 21.09.2023 N ДК-3711/04Ф, 26.09.2023 N ДК-3776/04Ф, к компетенции органов Роспотребнадзора не относятся.
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой направил в Управление письмо от 12.12.2023 N ДК-4969/04Ф, в котором указал, что в целях исполнения решения Ленинского суда города Владивостока повторно просит предоставить конкретный перечень и характеристики оборудования и помещений: потребность в модульном здании для размещения сотрудников Роспотребнадзора из расчета штатной численности работников в период проведения дезинфекционных мероприятий с указанием конфигурации (количество комнат, перегородок, наличие вспомогательных помещений, минимально необходимая площадь помещений), техническое оснащение (вентиляция, кондиционирование, освещение, наличие раковин, душевых кабин), мебель (наименование, количество, характеристики), оборудование (принтер, сканер, ПЭВМ, холодильник, чайник); характеристики системы сбора и утилизации отходов: характеристики контейнера для сбора мусора (длина, ширина, объем, количество) из расчета штатной численности работников в период проведения дезинфекционных мероприятий; характеристики биотуалета (длина, ширина, объем, количество); указать, какая система водоснабжения водой питьевого качества необходима для подачи воды на суда: гидрант или судно-водолей.
Согласно п.п. "о" п. 30 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 767 Владивостокский филиал ФГКУ "Росгранстрой" просит предоставить информацию: о предприятиях дезинфекционного профиля для проведения дезинфекции (по показаниям - дезинсекции, дератизации), о наличии у этих организаций компрессионной установки для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; о количестве судов, заходивших в МПП Магадан, и на которых были выявлены риски возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требующих постановку судна на санитарный причал с обустроенной санитарной площадкой.
Управление направило в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой письмо от 11.01.2024 N 49-00-09/02-39-2024, в котором указало, что в целях реализации п. п. "о" п. 30 Приказа Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 767 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза" будет привлекаться ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", для уточнения вопросов, касающихся организации деятельности пункта пропуска, Управление предложило ФГКУ "Росгранстрой" обратиться в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области".
Также в письме было указано, что в случае возникновения ситуаций, связанных с необходимостью проведения соответствующих действий в рамках осуществления санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска Магадан, число должностных лиц, с учетом привлеченных должностных лиц ФБУЗ "Центр гигиены и Магаданской области" составит 1 - 2 штатных единицы.
В части предоставления запрашиваемой ФГКУ "Росгранстрой" информации о количестве судов, на которых были выявлены риски возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требующих постановку судна на санитарный причал с обустроенной санитарной площадкой, в письме о 11.01.2024 N 49-00-09/02-39-2024, Управлением указано, что количество таких случаев не влияет на объем мероприятий по оборудованию санитарной площадки (стоянки) в морском пункте пропуска Магадан.
Исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, отказывая в удовлетворении требования ФГКУ "Росгранстрой" суд обоснованно пришел следующему.
Под пунктом пропуска через Государственную границу, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров н животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482 "Об утверждения Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации" проектирование, строительство (реконструкция) в оборудование зданий; помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружения для организации пограничного, таможенного н иных видов контроля в пункте пропуска).
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу.
Строительство и реконструкция зданий, помещений и сооружений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании пункта 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В целях реализации решения Комиссии Таможенное союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" и обеспечения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации Приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 (далее - Приказ N 871) утверждены типовые требования к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно с п. п. 2, 3 приложения N 1 к Приказу N 871 в пределах пункта пропуска через Государственную границу должны быть предусмотрены: комплекс помещений санитарно-карантинного пункта; помещение для временной изоляции; санитарная стоянка или площадка.
Основные требования к оснащению пунктов пропуска регламентированы приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 "О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 701н "Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".
Указанные типовые требования определяют требования к техническому оснащению зданий и сооружений морских (речных, озерных) портов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), необходимые для проведения комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения на территорию Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих потенциальную опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, биологических, химических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также ввоза пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 N 701н санитарный причал/санитарный рейд предназначен для размещения транспортного средства, на котором выявлен инфекционный больной.
Площадка санитарного причала/санитарного рейда должна быть ограждена, обозначена предупреждающими надписями, заасфальтирована и оборудована помещением для охраны причала и вахтенных дезинструкторов на время проведения противоэпидемических мероприятий; санитарный причал/санитарный рейд должен быть оборудован водопроводом с установкой гидранта для подачи воды на суда, достаточным электроосвещением, компрессорной установкой достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции.
Подъезд к санитарному причалу должен быть заасфальтированным и постоянно свободным для проезда эвакотранспорта.
Также на санитарном причале/санитарном рейде для эффективного проведения противоэпидемических мероприятий должны быть предусмотрены: система водоснабжения водой питьевого качества (гидрант, судно-водолей); эффективная система сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалет.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 на площадке санитарного причала предусматривается наличие асфальтового (твердого) покрытия и ограждения с предупреждающими надписями, помещения для лиц, охраняющих причал, и размещения медицинских работников на время проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, подъезд к санитарному причалу имеет асфальтированное (твердое) покрытие.
При этом, на санитарном причале предусматривается наличие: системы водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда (гидрант, судно-водолей); достаточного наружного электроосвещения; компрессорной установки достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; системы сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалета (с определением постоянного места хранения биотуалетов при отсутствии рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Департамент государственной политики осуществляет взаимодействие с подведомственной Министерству транспорта Российской Федерации организацией ФГКУ "Росгранстрой" по вопросам реализации государственной политики в сфере обустройства пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, oрганизации администрирования, паспортизации, технического оснащения, реконструкции, содержания, эксплуатации, использования имущественных комплексов, реализации инвестиционных проектов и иным вопросам функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 N СА-78-р, ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Министерства транспорта РФ и обеспечивает выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Согласно п. 3.3.1 Устава, ФГКУ Росгранстрой для достижения целей деятельности выполняет за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами, в том числе организовывает осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Филиал в городе Владивостоке ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" представляет интересы ФГКУ Росграницы в координации деятельности подразделений государственных контрольных органов и администраций, в том числе, морского порта, по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, оборудования, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой в отношении объектов Государственной границы Российской Федерации обладает функциями по предпроектному обследованию территорий и объектов государственной границы Российской Федерации, разработке исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, разработке и реализации унифицированных проектов решений по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому оснащению и информационно-техническому обеспечению объектов государственной границы.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 710, Управление области осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также организует и проводит в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Управление не наделено полномочиями и не имеет соответствующих функций по разработке предпроектной и проектно-сметной документации, а также не обладает соответствующими познаниями в данной области, в связи с чем, не располагает указанной информацией и не имеет возможности предоставить ее Владивостокскому филиалу ФГКУ Росгранстрой.
Вместе с тем, как установлено судом, учитывая свои полномочия в сфере контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, Управление готово предоставить исключительно в пределах своей компетенции необходимую информацию Владивостокскому филиалу ФГКУ Росгранстрой, проектной или строительной организации при оборудовании санитарного причала в Магаданском морском порту.
В связи с чем, верен вывод суда о том, что поскольку обязанность по оборудованию в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации санитарной площадки (стоянки), возложена на ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Владивостокского филиала, то обязанность по совершению конкретных действий, направленных на исполнение решения суда от 18.04.2019 по делу N N 2-706/2019 в части обязательного наличия на площадке санитарного причала системы водоснабжения водой питьевого качества для подачи воды на суда (гидрант, судно-водолей), компрессионной установки достаточной мощности с калорифером для подачи подогретого воздуха на суда в период дезинфекции; системы сбора и утилизации отходов (контейнер для сбора мусора с крышкой, судно-сборщик сточных и фекальных вод); биотуалета (с определением постоянного места хранения биотуалетов при отсутствии рисков возникновения чрезвычайных ситуации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), возлагается на ФГКУ Росгранстрой, наделенное в рамках своей уставной деятельности соответствующими полномочиями.
Доводы о невозможности исполнения решения суда в силу непредставления Управлением конкретных характеристик оборудования, необходимого для обустройства санитарной площадки, верно отклонены судом, поскольку противоречат содержанию уставной деятельности ФГКУ Росгранстрой и нормам Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области.
Согласно Протоколу совещания постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам безопасности функционирования объектов морского и воздушного транспорта при Магаданской транспортной прокуратуре от 19.05.2023 обязанность по исполнению решения Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019 возложена на Владивостокский филиал ФГКУ Росгранстрой.
Управлению рекомендовано направить в адрес Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой нормативные документы, регламентирующие требования к санитарному причалу в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту, что было исполнено в установленном порядке.
Между тем вопросы, поставленные в письмах Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, к компетенции органов Роспотребнадзора не относятся.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают неправомерность требования ФГКУ Росгранстрой, о возложении на Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, обязанности по предоставлению конкретных характеристики оборудования, необходимого для обустройства санитарной площадки в МПП Магадан, на основании решения Ленинского районного суда города Владивостока от 18.04.2019 по делу N 2-706/2019, и соответственно, неправомерность требования о признании недействительным отказа в предоставлении указанных характеристик, оформленного письмом от 08.09.2023 N 49-00-06/02-2842-2023.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 27 марта 2024 года по делу N А37-2830/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2830/2023
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Магаданской области