г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А56-106323/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Зычкова Е.А. по доверенности от 11.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4608/2024) общества с ограниченной ответственностью "Ретро Клуб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2024 по делу N А56-106323/2023 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московскому району г. Санкт-Петербурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Ретро Клуб" (адрес: 194358, Санкт-Петербург, Энгельса пр., д. 154, литера А; ОГРН 1117847405862, ИНН 7802764035)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московскому району г. Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ретро Клуб" (далее - Общество, ООО "Ретро Клуб") к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.01.2024 ООО "Ретро Клуб" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения. Суд также направил на уничтожение алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 23.09.2023
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Ретро Клуб" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.01.2024, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ходе проверки административным органом была обнаружена бутылка ликера "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра с признаками нанесения дополнительных обозначений маркером в области размещения штрих-кода, вместе с тем акцизная марка считывалась в ЕГАИС, что также указано в объяснениях представителя Общества, приложенных к протоколу об административном правонарушении от 25.10.2023 N АП-Юр N 011014689; движение спорного товара сопровождалось товарной накладной от 28.04.2021 N ЛРнК-047359, факт приемки товара отражен в открытом доступе на сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками; товар реализуется в условиях общепита, является составным элементом в рецептуре коктейлей (акт списания товара от 16.07.2021 N DXWO-8463, который принят в ЕГАИС). Таким образом, по мнению подателя жалобы, ООО "Ретро Клуб" необоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Также Обществом к апелляционной жалобе приложены следующие дополнительные документы (в копиях): договор поставки от 06.01.2014 N 16/14, заключенный Обществом с ОАО "Ладога Дистрибьюшен"; информационное письмо ОАО "Ладога Дистрибьюшен" от 24.06.2023; товарная накладная N ЛРнК-047359 от 28.04.2021; счет-фактура N 276633 от 28.04.2021; товарно-транспортная накладная от 28.04.2021 N ЛРнК-047359, транспортная накладная от 28.04.2021 N ЛРнК-047359; скриншот о приемке товара по товарной накладной N ЛРнК-047359 от 28.04.2021 с сайта Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачными рынками; акт списания NDXWO-8463 от 16.07.2021; акт инвентаризации алкоголя в ЕГАИС за NDXB-00247 от 27.06.2021; декларация соответствия Евразийского экономического союза от 20.03.2023.
В судебном заседании 23.04.2024 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а также поддержал ранее заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что представитель Общества не смог явиться в судебное заседание суда первой инстанции и представить документы в связи с болезнью. Обществом также были представлены в суд апелляционной инстанции доказательства направления дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, в адрес Управления (получены Управлением 08.04.2024, что подтверждается почтовой квитанцией от 03.04.2024, описью почтового отправления 19737573051747, отчетом об отслеживании с сайта Почты России).
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Управлением также не представлен отзыв на апелляционную жалобу и письменная позиция относительно представленных Обществом дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, приведенные Обществом доводы относительно невозможности участия в судебном заседании суда первой инстанции, удовлетворил ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, поскольку данные документы необходимы для правильного рассмотрения настоящего дела о привлечении к административной ответственности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.09.2023 сотрудниками Управления проведена проверка ресторана-бара "Москва", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 21, стр. 1, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ООО "Ретро Клуб", имеющее лицензию N 78РПО0005266 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В протоколе осмотра места происшествия от 22.03.2023 отражено, что на момент осмотра не были предъявлены товарно-транспортные накладные на ликер десертный "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра. Указанная алкогольная продукция изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 23.09.2023.
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол АП-Юр N 011014689 от 25.10.2023 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В протоколе АП-Юр N 011014689 от 25.10.2023 об административном правонарушении указано, что в нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Общество в помещении бара "Москва" осуществило оборот алкогольной продукции - одной бутылки ликера "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра с содержанием этилового спирта более 5%, на бутылке зачеркнут штрих код путем нанесения маркером; таким образом, Общество осуществляло предпринимательскую деятельность по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "Ретро Клуб" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При этом в заявлении о привлечении к административной ответственности Управление в качестве вмененного Обществу нарушения указало на то, что реализация (розничная продажа) алкогольной продукции происходила не по фиксированному в установленном порядке в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС). Управление также указало, что Общество осуществляло реализацию (розничную продажу) алкогольной и спиртосодержащей продукции без предоставления покупателю документа с наличием штрихового кода (акциза) о факте фиксации в ЕГАИС (федеральная акцизная марка была удалена с потребительской тары; был зачеркнут штрих код путем нанесения маркером). Кроме того Управление также указало на то, что Обществом нарушены требования пунктов 4.2 и 10.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения (признал доказанным нарушение Обществом требований пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ), не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек ООО "Ретро Клуб" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения; суд также указал на то, что алкогольная продукция, изъятая на основании протокола от 23.09.2023, подлежит уничтожению.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Общества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 16.01.2024 подлежащим отмене в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящей статьи, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
Федеральная специальная марка является документом, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в указанной системе (пункт 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Федеральная специальная марка содержит двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией - изготовителем федеральной специальной марки и содержащий идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы в кодированном виде (пункт 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом по контролю и надзору, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:
- оборот алкогольной продукции без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками или средствами идентификации, либо без передачи сведений о маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и об обороте такой продукции согласно требованиям, установленным правилами маркировки пива, либо с нарушением порядка передачи этих сведений;
- производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
- розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В рассматриваемом случае, из протокола АП-Юр N 011014689 от 25.10.2023 об административном правонарушении не представляется возможным установить нарушение какого именно лицензионного требования (конкретного положения Закона N 171-ФЗ) вменяется Обществу. Как указано в протоколе АП-Юр N011014689 от 25.10.2023, в нарушение требований Закона N 171-ФЗ (без конкретизации данных требований) Общество в помещении бара "Москва" осуществило оборот алкогольной продукции - одной бутылки ликера "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра с содержанием этилового спирта более 5%, на бутылке зачеркнут штрих код путем нанесения маркером.
При этом в заявлении о привлечении к административной ответственности Управление в качестве вмененного Обществу нарушения указало на то, что реализация (розничная продажа) алкогольной продукции происходила не по фиксированному в установленном порядке в ЕГАИС. Управление также указало, что Общество осуществляло реализацию (розничную продажу) алкогольной и спиртосодержащей продукции без предоставления покупателю документа с наличием штрихового кода (акциза) о факте фиксации в ЕГАИС (федеральная акцизная марка была удалена с потребительской тары; был зачеркнут штрих код путем нанесения маркером). Кроме того Управление также указало на то, что Обществом нарушены требования пунктов 4.2 и 10.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397).
Вместе с тем, как усматривается из представленных в материалы дела документов, в том числе материалов фотофиксации к протоколу осмотра, на бутылки ликера "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра имелась федеральная акцизная марка, содержащая двухмерный штриховой код.
Тот факт, что штрих код на одной бутылке был перечеркнут маркером не свидетельствует об отсутствии необходимой маркировки и не подтверждает, что информация об обороте данной бутылки ликера не была зафиксирована в ЕГАИС (доказательства того, что информация со штрихкода не считывалась, равно как и доказательства отсутствия сведений об обороте алкогольной продукции - ликера "Фруко Шульц" объемом 0,7 литра в количестве 6 бутылок в ЕГАИС Управление в материалы дела не представило).
В свою очередь Обществом представлены в материалы дела документы, подтверждающие легальность оборота спорной алкогольной продукции и фиксацию сведений в ЕГАИС. Обществом представлены договор поставки от 06.01.2014 N 16/14 между ООО "Ладога Дистрибьюшен" и ООО "Ретро Клуб", товарная накладная от 28.04.2021 N ЛРнК-047359 о поставке АО "Ладога Дистрибьюшен" алкогольной продукции в адрес ООО "Ретро Клуб", в числе которой указан ликер десертный "Фруко Шульц Ежевика" креп.20%, 0,7 л, в количестве 6 бутылок; товарно-транспортная накладная от 28.04.2021 N ЛКнК-047359, транспортная накладная от 28.04.2021 N ЛКнК-047359. Факт приемки товара отражен в открытом доступе на сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, что подтверждается представленным Обществом скриншотом. Сведения о поставке по ТТН от 28.04.2021 N ЛКнК-047359 зарегистрированы в ЕГАИС. Учитывая, что спорная алкогольная продукция реализуется в условиях общепита и является составным элементом в рецептуре коктейлей, Обществом составлен акт списания товара от 16.07.2021 NDXWO-8463, который также принят в ЕГАИС (акт инвентаризации алкоголя в ЕГАИС за NDXB-00247 от 27.06.2021).
Таким образом, Управлением не доказано, что Обществом осуществлялся оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС или с нарушением требований Приказа N 397, равно как не доказан оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ либо с маркировкой поддельными марками или средствами идентификации.
Доводы Управления, изложенные в заявлении, о том, что Общество осуществляло реализацию (розничную продажу) алкогольной и спиртосодержащей продукции без предоставления покупателю документа с наличием штрихового кода (акциза) о факте фиксации в ЕГАИС (нарушение подпункта 13 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ) не подтверждены соответствующими доказательствами, не отражены в протоколе осмотра от 22.09.2023 и в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2023 N АП-Юр N 011014689.
Более того, нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (нарушение требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ) образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом не доказано и материалами дела не подтверждается наличие в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции).
Отсутствие (недоказанность) события и состава административного правонарушения в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ надлежит отказать.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 16.01.2024 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Поскольку в отношении алкогольной продукции ликер десертный "Фруко Шульц Ежевика" (Fruko Schulz Blackberry) креп.20%, 0,7 л Обществом представлены документы, подтверждающие нахождение его в законном обороте, то указанная алкогольная продукция, поименованная в протоколе изъятия вещей и документов от 23.09.2023, подлежит возврату ООО "Ретро Клуб".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2024 года по делу N А56-106323/2023 отменить.
В удовлетворении заявления УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ретро Клуб" (адрес: 194358, Санкт-Петербург, Энгельса пр., д. 154, литера А; ОГРН 1117847405862, ИНН 7802764035) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 23.09.2023, возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ретро Клуб" (адрес: 194358, Санкт-Петербург, Энгельса пр., д. 154, литера А; ОГРН 1117847405862, ИНН 7802764035)
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106323/2023
Истец: Управление МВД России по Московскому району города Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "РЕТРО КЛУБ"