город Москва |
|
13 июня 2024 г. |
дело N А40-168344/22 |
Резолютивная часть постановления от 06.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 13.06.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024
по делу N А40-168344/22,
по заявлению Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третьи лица: ГБОУ г. Москвы Школа "Покровский Квартал", Департамент культурного наследия г. Москвы, Департамент образования и науки г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Танасов Б.Н. по доверенности от 01.03.2024, Чугунов С.В. по доверенности от 03.10.2023, Баранюк А.В. по протоколу от 10.10.2023, Макеев А.В. по доверенности от 05.06.2024 ;
от заинтересованного лица - Мустафаев Н.Т. по доверенности от 10.01.2024, Семенюта Н.В. по доверенности от 09.01.2023;
от третьих лиц - Кухлевская К.И. - директор школы, Исаев П.А. по доверенности от 16.04.2021, Макарова Г.В. по доверенности от 28.12.2023, Ряскин В.В. по доверенности от 21.04.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2022 признано недействительным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1 и на Департамент возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о безвозмездной передаче в собственность Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" здания площадью 3.747,8 кв.м. по адресу: Москва, Большой Трёхсвятительский переулок, дом 4.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2023 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024 в удовлетворении заявленных Местной религиозной организации "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" требований о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ГБОУ г. Москвы Школа "Покровский Квартал", Департамент культурного наследия г. Москвы и Департамент образования и науки г. Москвы.
От Департамента и третьих лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Представители заявителя, Департамента и третьих лиц в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое здание общей площадью 3747,8 кв.м., по адресу: Москва, Большой Трёхсвятительский переулок, дом 4 находится в собственности г. Москвы (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 17.02.2009 N 77-77-11/054/2009-247).
На основании постановления Правительства г. Москвы от 03.06,1997 N 417 здание закреплено на праве оперативного управления за ГБОУ СОШ N 1227 (реорганизовано в ГБОУ г. Москвы "Школа "Покровский квартал").
Протоколом совместного заседания секции архитектуры и градостроительства и секции монументального и монументально-декоративного искусства экспертной комиссии по объектам, предложенным к постановке на государственную охрану в качестве недвижимых памятников истории и культуры от 23.05.1996 N 73/10 распоряжением Правительства г. Москвы от 16.05.2007 N 932-РП "О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия г. Москвы" объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.03.2016 N 35592-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 771510310670015.
Приказом от 20.03.2018 N 217 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта.
Распоряжением Мосгорнаследия от 10.01.2014 N 16 утвержден предмет охраны объекта.
03.12.2019 Местная религиозная организация "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" в порядке ст. 6 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением исх. N 17/19 от 02.12.2019 (вх. ДГИ-219645/19-(0)-0) о безвозмездной передаче в собственность заявителя 3-этажного нежилого здания площадью 3.747,8 кв.м., кадастровый номер 77:01:0001023:1058, расположенного по адресу: Москва, Большой Трехсвятительский переулок, дом 4, для использования в соответствии с целями деятельности, определенными уставом заявителя.
Решением Департамента, оформленным письмом от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19-1, заявителю возвращен комплект документов и отказ мотивирован наличием права оперативного управления ГБОУ Школа "Покровский квартал" на указанное здание.
Местная религиозная организация "Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы" повторно обратилась в Департамент с заявлением N 01-22/22 о передаче в собственность здания Церковного училища с предоставлением комплекта документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи".
Решением Департамента, оформленным письмом от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1, заявителю отказано и ему возвращен комплект документов.
Отказ обусловлен невозможностью освобождения здания, фактически занятого третьим лицом с обременением регистрации права оперативного управления ГБОУ Школа "Покровский квартал".
Не согласившись с решением Департамента от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен положениями Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно этому Закону имуществом религиозного назначения признается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
Передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется либо в собственность, либо в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок (ч. 1 ст. 4 Закона N 327-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 утвержден Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. К числу таких документов отнесена архивная справка, содержащая, в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения) (п. 5).
В течение месяца со дня поступления заявления уполномоченный орган обязан его рассмотреть и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения либо мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества (ч. 1 ст. 7 Закона N 327-ФЗ).
Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения установлены ст. 8 Закона N 327-ФЗ.
Согласно названной норме указанное решение принимается в случае, если испрашиваемое религиозной организацией имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со ст. 2 настоящего Закона и (или) не соответствует критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч. 1 ст. 12 настоящего Закона (п. 1 ч. 1 Закона).
По смыслу положений изложенных норм для решения вопроса о безвозмездной передаче имущества в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации юридически значимым обстоятельством является назначение испрашиваемого имущества.
Возможность передачи имущества религиозной организации законодатель ставит в зависимость от целей, в соответствии с которыми осуществлялось строительство испрашиваемого объекта.
Имущество должно быть построено либо непосредственно для осуществления видов деятельности религиозных организаций, либо для обеспечения таких видов деятельности.
В рассматриваемом случае религиозная организация испрашивает в собственность нежилое 3-этажное здание общей площадью 3.747,8 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Большой Трехсвятительский переулок, дом 4 для использования в соответствии с целями деятельности, определенными уставом заявителя.
Поскольку Закон N 327-ФЗ не содержит ограничений по количеству обращений религиозной организации в уполномоченный орган с заявлением по вопросу передачи имущества религиозного назначения и судами в данном деле презюмирован самостоятельный характер решения Департамента об отказе в передаче в собственность здания, оформленного письмом от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1, данное обстоятельство подлежит проверке.
В рамках рассмотрения дела N А40-65582/20 проверена законность и обоснованность решения Департамента от 27.12.2019 N ДГИ-1-136886/19 по вопросу о безвозмездной передаче в собственность здания и возврате документов заявителя в связи с наличием права оперативного управления на здание и в качестве мер, восстанавливающих права заявителя и на Департамент возложена обязанность принять одно из предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона N 327-ФЗ решений по результатам такого обращения.
Судебными актами по указанному делу в удовлетворении заявления о наложении судебного штрафа на Департамент городского имущества г. Москвы за неисполнение судебного решения отказано, поскольку установлен факт исполнения решения суда и принятия Департаментом городского имущества г. Москвы 23.04.2021 решения N ДГИ-1-27400/21-1 об отказе в передаче спорного здания в собственность заявителя (определение суда первой инстанции от 29.09.2021, постановление суда апелляционной инстанции от 18.01.2022).
Применительно к настоящему спору, в письме от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22-1 указано на то, что в соответствии с архивной справкой Департамента культурного наследия г. Москвы от 10.06.2019 N 487/1 спорное здание 1914 года постройки, площадью 3.747,8 кв.м. находится в собственности г. Москвы, является объектом культурного наследия регионального значения "Евангелическо-реформатская церковь (с 1917 - Молитвенный дом Евангельских христиан-баптистов), XIX века - начало XX века, архитекторы Г. фон Ниссен, А.Э. Эрихсон; здание с молитвенным залом, 1820-е - 1830-е годы, 1860-е - 1880-е годы, XX века, архитектор Г. фон Ниссен; Церковное училище, 1913 - 1914 годы, архитектор А.Э. Эрихсон, здесь учились поэт В.М. Гусев, полярник Э.Т. Кренкель, пианист Л.Н. Оборин, кинорежиссер У.Л. Дзиган".
Одновременно Департаментом в оспариваемом письме указано, что здание построено как здание училища.
Наименование памятника, сохраненное при внесении в реестр объектов культурного наследия, само по себе не свидетельствует о его предназначении и фактическом использовании для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций, а также того обстоятельства, что ранее часть ансамбля, а именно здание Молитвенного дома, уже было безвозмездно передано Департаментом в собственность заявителя в соответствии с Законом N 327-ФЗ.
В материалах настоящего дела не содержится документов, подтверждающих, как именно в разные периоды использовалось здание с момента введения в эксплуатацию и подтверждающих возможность отнесения спорного здания к имуществу религиозного назначения для целей, поименованных в Законе N 327-ФЗ.
Вместе с тем, конфессиональная принадлежность спорного здания училища Церкви евангельских христиан-баптистов надлежащими документами не подтверждена.
Из материалов дела следует, что начиная с момента постройки и до настоящего времени здание используется исключительно как общеобразовательное учреждение.
Следовательно, отсутствуют признаки религиозного имущества по смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 327-ФЗ.
Ссылка на архивную справку от 10.06.2019 N 487/1 отклоняется, поскольку положенные в основу архивной справки 2019 документы не подтверждают религиозный характер назначения спорного здания на момент его строительства и в последующие периоды, не свидетельствуют об отправлении в указанном здании религиозного культа, а также об осуществлении в нем обучения религии.
Доказательств того, что осуществлялось строительство здания на денежные средства и сам факт финансирования строительства для нужд Московской общины евангельских христиан-баптистов не представлено.
Согласно архивной копии исторической справки к фонду N 1563 "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 1227 Центрального окружного управления образования Московского комитета образования", предоставленной ГБУ "Мосархив" учреждение открыто в 1912 как гимназия и носило название "Реформаторское училище" до 1917, после чего реорганизовано в школу-девятилетку с профессиональным уклоном N 24 и на протяжении всего последующего времени до 1991 (до времени составления справки) в здании располагалась общеобразовательная школа.
Доводы заявителя о подтверждении статуса здания как имущества религиозного назначения ранее принятым решением по делу об оспаривании отказа в рассмотрении документов несостоятельны, поскольку в рамках настоящего дела по оспариванию отказа в передаче имущества по существу судом затребованы и исследованы архивные документы, изучен вопрос о конфессиональной принадлежности, фактическом использовании и назначении имущества, который ранее не являлся предметом изучения, что подробно отражено в судебном акте.
Ссылка заявителя на положения п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отклоняется, действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 6 ст. 43 Закона о приватизации установлено, что в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Данная норма о запрете приватизации находится в системной связи с ранее действовавшими требованиями п. 13 ст. 39 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", согласно которой федеральным законом определено как запрещенные к приватизации государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 10 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 приватизация образовательных учреждений не допускается до установления соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
В настоящее время специальной процедуры передачи в частную собственность имущества образовательных учреждений не предусмотрено.
Положение о запрете приватизации имущества образовательных учреждений закреплено ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Вопрос о целевом назначении здания и возможности передачи его в частную собственность может быть определен с учетом особенностей правового режима объекта, его функционального назначения.
В отношении имущества, переданного образовательным учреждениям на праве оперативного управления законодательно установлены ограничения возможности приватизации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 327-ФЗ в течение месяца со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с ч. ч. 4 - 8 ст. 5 данного Закона.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа. Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений (ч. 2 ст. 7 Закона N 327-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона N 327-ФЗ решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в ч. ч. 4 - 8 ст. 5 данного Закона, принимается уполномоченным органом на основании плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, сформированного в порядке, установленном ч. ч. 4 - 8 ст. 5 названного Федерального закона.
При этом срок передачи религиозной организации указанного государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать 6 лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Таким образом, Законом N 327-ФЗ предусмотрена обязанность Департамента по заявлению религиозной организации принять одно из решений, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 ст. 7 названного Закона.
В соответствии с п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу положений ч. 2 ст. 117 названного Кодекса арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные ст. ст. 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Оспариваемое по настоящему делу письмо от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22 не является решением уполномоченного органа, а носит информационный характер относительно ранее принятого Департаментом решения от 23.04.2021 N ДГИ-1-27400/21-1 об отказе в передаче здания в собственность заявителя.
Таким образом, заявитель с 2021 знал о наличии решения Департамента об отказе в передаче здания и о его позиции по спорному вопросу, в связи с чем его обращение 05.08.2022 в суд с заявлением об оспаривании письма от 06.05.2022 N ДГИ-1-24678/22 направлено на преодоление срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем пропущен.
Пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-168344/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168344/2022
Истец: МЕСТНАЯ "ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ Г. МОСКВЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА "ПОКРОВСКИЙ КВАРТАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6922/2023
13.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26662/2024
29.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-168344/2022
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6922/2023
25.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86029/2022
18.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-168344/2022