г. Саратов |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А57-16401/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тугушева Рената Хоррясовича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2024 года по делу N А57-16401/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Тугушева Рената Хоррясовича (Саратовская обл., г. Энгельс)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская обл., г. Энгельс, пл. Ленина, д. 30, ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567), Правительство Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1176451002738, ИНН 6450096857),
о признании незаконными действий, о возложении обязанности,
при участии в судебном заседании представителя администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - Саловой А.Н., по доверенности от 09.01.2024, представителя индивидуального предпринимателя Тугушева Рената Хоррясовича - Тимофеева А.В., действующего на основании доверенности от 26.07.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Тугушев Ренат Хоррясович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Тугушев Р.Х.) с заявлением о признании незаконными действий Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Администрация Энгельсского МР, уполномоченный орган) по отказу ИП Тугушеву Р.Х. в продлении срока действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта с адресом расположения: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома от 26.12.2018 N 672, выраженных в уведомлении N 1610/03-04 от 06.06.2023, обязании Администрации Энгельсского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Тугушева Р.Х. и продлить срок действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта с адресом расположения НТО: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома N 672 от 26.12.2018 на 7 лет.
Решением суда первой инстанции от 21 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Тугушевым Ренатом Хоррясовичем требований отказано.
Предприниматель не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что 31.05.2023 заявитель обратился в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения, то есть до исключения 26.06.2023 НТО из Схемы размещения НТО и до истечения срока действия разрешения на размещение НТО (l5.06.2023). Постановлением Правительства Саратовской области от 15.09.2022 N 883-П "О продлении срока действия разрешительных документов в сфере торговли на территории Саратовской области" установлено продление по 31.12.2026 сроков действия договоров на размещение НТО, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году". Соответственно, предприниматель обратился с просьбой о продлении срока действия разрешения в установленный срок. Истечение срока действия нормативного акта, которым была утверждена схема размещения НТО на территории Энгельсского муниципального района, не прекращает действие документа, разрешающего размещение НТО. Разрешение на размещение НТО является договором. Отсутствие на региональном и муниципальном уровне отдельной процедуры продления срока разрешений на размещение НТО не может являться основанием для отказа заявителю в защите его законных прав и интересов. Вопрос о продлении срока действия разрешительных документов должен разрешаться без учета положений пункта 8 постановления Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года N 482-П в части исполнения содержащихся в них (разрешительных документах) условий.
Администрацией Энгельсского МР предоставлены письменные пояснения, в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые Администрация просит учесть при рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебное заседание явились представители Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и ИП Тугушева Р.Х.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что 26.12.2018 Администрацией Энгельсского МР предпринимателю Тугушеву Р.Х. выдано разрешение N 672 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, с площадью торгового объекта 60 кв.м., со сроком действия с 26.12.1918 по 15.06.2023 (т.1 л.д.9).
31.05.2023 предприниматель обратился к Главе Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о продлении срока действия разрешения (т.1 л.д.60).
Администрацией Энгельсского МР письмом от 06.06.2023 N 1610/03-04 отказано в продлении разрешения на размещение НТО от 26.12.2018 N 672, со ссылкой на то, что в нарушение выданного разрешения предпринимателем превышена площадь размещения НТО и составляет 100 кв.м., что превышает размер площади места размещения НТО, установленный Схемой, на 40 кв.м. Внешний вид НТО не соответствует архитектурно-художественным требованиям, установленным постановлением Администрации ЭМР N 2413 от 27.07.2020 г. Выявлена уступка прав по разрешению третьим лицам. Необходимая совокупность условий, установленных п.8 Положения, утв. постановлением Правительства Саратовской области N 482-П для продления разрешения отсутствует (т.1 л.д.10-12).
ИП Тугушев Р.Х., полагая, что отказ в продлении срока действия разрешения от 26.12.2018 N 672 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ИП Тугушев Р.Х. указывает, что для продления срока действия разрешительных документов достаточно лишь одного юридического факта - направление хозяйствующим субъектом соответствующего заявления не позднее даты окончания срока действия разрешительного документа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что процедура продления разрешения на размещение НТО региональным и местным законодательством не предусмотрена. Заявление о заключении договора на размещение НТО ИП Тугушевым Р.Х. в уполномоченный орган не подавалось. На дату обращения предпринимателя в уполномоченный орган (31.05.2023), пятилетний срок действия постановления Администрации Энгельсского МР от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области", истек (17.05.2023). Администрацией Энгельсского МР установлены нарушения, допущенные предпринимателем в период действия разрешения на размещение НТО, а также установлен факт исключения места размещения НТО из Схемы, что является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулируются особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему осуществляется по инициативе органов местного самоуправления, определенных в соответствии с уставом муниципального образования, уполномоченных на разработку и утверждение схемы, а также заинтересованных в размещении (исключении) нестационарного торгового объекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему по инициативе заинтересованных в размещении (исключении) нестационарного торгового объекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании заявлений указанных лиц.
При разработке и утверждении схемы, а также при внесении в нее изменений учитываются: необходимость обеспечения устойчивого развития территорий; необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, с учетом требований части 4 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; необходимость формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; необходимость повышения доступности товаров для населения; размещение нестационарных торговых объектов с учетом требований части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; необходимость включения в схему размещения нестационарных торговых объектов всех нестационарных торговых объектов строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 381-ФЗ условия и порядок размещения нестационарных торговых объектов определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках данного закона.
Положениями статьи 2 Закона Саратовской области от 28.01.2011 N 5-ЗСО "О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Саратовской области" определены полномочия Правительства Саратовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 N 482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных объектов на территории Саратовской области.
В силу пункта 4 Положения N 482-П размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждённой уполномоченными органами местного самоуправления, на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключённых по результатам торгов.
Таким образом, условиями размещения нестационарных торговых объектов является наличие предусмотренного в Схеме места размещения и заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта или иного разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта, действие которого не истекло. Другого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области не предусмотрено.
Пунктами 3.2.2, 3.2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта на территории Энгельского муниципального района", утв. постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 г. N 3279, предусмотрено, что основанием для размещения нестационарного торгового объекта является разрешение на размещение нестационарного торгового объекта.
Заключение отдельного самостоятельного договора на размещение нестационарного торгового объекта регламентом не предусмотрено.
Таким образом, в соответствии с нормами ранее действующего законодательства договор на размещение нестационарного торгового объекта не заключался, по заявлению заинтересованного лица выдавалось разрешение на размещение нестационарного торгового объекта, плата за такое размещение не устанавливалась.
Разрешение на размещение НТО являлось основанием возникновения отношений между органом власти и хозяйствующим субъектом.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Энгельсского МР от 15.05.2018 N 2198 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области сроком на 5 лет, вступившим в законную силу со дня размещения на официальном сайте Администрации 17.05.2018.
Постановлением Администрации Энгельсского МР от 21.12.2018 N 5664 в постановление от 15.05.2018 N 2198 внесены изменения, и позиция 496 изложена в следующей редакции: "г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, торговый павильон, продтовары, 60 кв.м., круглосуточно, разрешение на размещение НТО на территории Энгельсского МР".
21.12.2018 ИП Тугушевым Р.Х. подано заявление в Администрацию Энгельсского МР о выдаче разрешения на размещение НТО - павильона по реализации продтоваров г. Энгельс, пр.Строителей, д.17, 28 метров от границ НТО.
26.12.2018 Администрацией Энгельсского МР предпринимателю выдано разрешение N 672 на размещение НТО по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, с площадью торгового объекта 60 кв.м., со сроком действия с 26.12.1918 по 15.06.2023.
19.01.2023 Администрацией ЭМР проведен визуальный осмотр земельного участка, на котором находится НТО с площадью размещения объекта 60 кв.м. по адресу г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома и установлено, что по указанному адресу установлен функционирующий НТО, площадь объекта ориентировочно 100 кв.м. Фактический размер площади места размещения НТО превышает размер площади размещения, предусмотренной Схемой размещения НТО ориентировочно на 40 кв.м. В ходе осмотра установлено, что внешний вид НТО не соответствует архитектурно-художественным требованиям, установленным постановлением Администрации ЭМР N 2413 от 27.07.2020 г. В ходе осуществления осмотра установлена уступка прав третьим лицам для реализации товара.
По результатам осмотра 19.01.2023 г. составлен акт визуального осмотра НТО по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17.
Письмом от 06.02.2023 N 362/09-04 Администрацией Энгельсского МР в адрес ИП Тугушева Р.Х. направлена претензию об устранении выявленных нарушений в течении 30 дней.
17.05.2023 Администрацией Энгельсского МР, в связи с окончанием 5-летнего срока действия постановления администрации Энгельсского МР от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения НТО", в адрес ИП Тугушева Р.Х. направлено уведомление от N 1395/03-04 о прекращении действия разрешения от 26.12.2018 N 672 на размещение НТО по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, а также необходимости предпринимателю принять меры по освобождению земельного участка, путем демонтажа НТО.
31.05.2023 предприниматель обратился в Администрацию Энгельсского МО с заявлением о продлении срока действия разрешения от 26.12.2018 N 672 на размещение НТО, сроком на 7 лет.
Согласно акту визуального осмотра НТО по адресу: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17 от 05.06.2023, площадь торгового объекта составляет 98,6 кв.м., что превышает площадь по разрешению (60 кв.м.), установлена уступка предпринимателем прав по разрешению на реализацию товаров третьим лицам, внешний вид торгового объекта не соответствует архитектурно-художественным требованиям, установленным постановлением администрации Энгельсского МР от 27.07.2020 N 2413.
Таким образом, актом осмотра установлено, что выявленные нарушения предпринимателем не устранены.
06.06.2023 Администрацией Энгельсского МР письмом N 1610/03-04 отказано в продление разрешения на размещение НТО от 26.12.2018 N 672.
В обоснование отказа Администрацией указано, что в нарушение выданного разрешения предпринимателем превышена площадь размещения НТО и составляет 100 кв.м., что превышает размер площади места размещения НТО, установленный Схемой, на 40 кв.м. Внешний вид НТО не соответствует архитектурно-художественным требованиям, установленным постановлением Администрации ЭМР N 2413 от 27.07.2020 г. Выявлена уступка прав по разрешению третьим лицам. Необходимая совокупность условий, установленных п.8 Положения, утв. постановлением Правительства Саратовской области N 482-П для продления разрешения отсутствует.
31.07.2023 г. Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ИП Тугушеву Ренату Хоррясовичу об обязании ответчика освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена ориентировочной площадью 90 кв.м., с адресным ориентиром: г. Энгельс, проспект Строителей, д.17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, путем демонтажа нестационарного торгового объекта.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2023 г. по делу N А57-19843/2023 суд обязал Индивидуального предпринимателя Тугушева Рената Хоррясовича освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена ориентировочной площадью 90 кв.м., с адресным ориентиром: г. Энгельс, проспект д.17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, путем демонтажа нестационарного торгового объекта.
ИП Тугушев Р.Х. считает, что положенные в основу отказа нарушения, не являются основанием для отказа в продлении срока действия разрешения, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 г. N 353, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 15.09.2022 г. N 883-П для продления срока действия разрешительных документов достаточно лишь одного юридического факта - направление хозяйствующим субъектом соответствующего заявления не позднее даты окончания срока действия разрешительного документа.
Пунктом 1 приложения N 15 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 23.01.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" по 31 декабря 2026 г.
Сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 4).
Правительством Саратовской области принято постановление от 15.09.2022 N 883-П "О продлении срока действия разрешительных документов в сфере торговли на территории Саратовской области", в соответствии с пунктом 1.1 которого, сроки действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" по 31 декабря 2026 года, продлеваются без проведения торгов на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, муниципальным правовым актом).
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Саратовской области от 15.09.2022 N 883-П определено, что положения постановления Правительства Саратовской области от 24.06.2021 года N 482-П "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области" применяются с учетом особенностей, установленных данным постановлением.
Пунктом 8 Положения N 482-П установлены обстоятельства продления договора на размещение нестационарного торгового объекта:
- договор на размещение нестационарного торгового объекта продлевается без проведения торгов в случае наличия у хозяйствующего субъекта действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение нестационарного торгового объекта на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнял обязательства по такому договору; адрес или адресное обозначение нестационарного торгового объекта включен (включено) в схему;
- договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается без проведения торгов в случае наличия у хозяйствующего субъекта иного действующего разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение нестационарного торгового объекта на основании разрешительного документа, надлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные таким документом; адрес или адресное обозначение нестационарного торгового объекта включен (включено) в схему.
Из пункта 8 Положения N 482-П следует, что в целях применения Положения под надлежащим исполнением обязательств понимается отсутствие нарушений любых обязательств предусмотренных договором на размещение нестационарного торгового объекта или иным разрешительным документом в течение всего срока их действия.
На территории Энгельсского района Саратовской области действует постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 18.04.2022 года N 1679 "Об отдельных вопросах регулирования правоотношений в сфере размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области", которым утверждены:
- Положение о проведении открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (приложение 1);
- Положение о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области без проведения торгов (приложение 2).
- Методика определения начальной (минимальной) цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, цены договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов (приложение 3).
Согласно п. 1.3 Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта договор на размещение НТО без торгов заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заинтересованным в заключении договора на размещение НТО без проведения торгов и предоставлении разрешения на размещение НТО, обратившимся с соответствующим заявлением в Администрацию ЭМР.
Таким образом, в случае наличия у хозяйствующего субъекта действующего разрешительного документа на размещение НТО при условии его обращения с заявлением в орган местного самоуправления действующим порядком предусмотрена возможность заключения договора на размещения НТО без проведения торгов с установлением платы за такое размещение.
В соответствии с ранее действовавшим административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта на территории Энгельского муниципального района", утв. постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 г. N 3279, Администрацией ЭМР Обществу 26.12.2018 выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта N 672 без установления платы.
Заключение отдельного самостоятельного договора на размещение нестационарного торгового объекта регламентом не было предусмотрено.
С 2020 года на территории МО город Энгельс ЭМР изменены основания для размещения НТО на земельных участках публичной собственности, в том числе с проведением конкурсных процедур на предоставление права на размещение НТО и установлением платы за предоставленное право, что в полной мере, учитывая правовую природу данных правоотношений, соответствует принципу платности использования земли (пункт 1 ст. 65, пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Необходимость заключения договора по результатам торгов на право размещения НТО в качестве условия такого размещения предусмотрена также на уровне регионального законодательного регулирования в пункте 4 Постановления Правительства области N 482-П.
Отказывая в продлении разрешения на размещение, Администрация заявителю указала на выявленные нарушения хозяйствующим субъектом требований муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы размещения НТО на территории МО город Энгельс (фактический размер площади места размещения НТО превышает размер площади размещения, предусмотренной Схемой размещения НТО ориентировочно на 40 кв.м.; в ходе осмотра установлено, что внешний вид НТО не соответствует архитектурно-художественным требованиям, установленным постановлением Администрации ЭМР N 2413 от 27.07.2020 г.; в ходе осуществления осмотра установлена уступка прав третьим лицам для реализации товара).
Таким образом, предприниматель в нарушение Положения N 482-П ненадлежащим образом исполнял обязательства по выданному разрешению на размещение, что подтверждается выявленными нарушениями.
Довод предпринимателя о том, что выявленные нарушения не являются основанием для отказа в продлении разрешения на размещения, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания незаконными действия Администрации Энгельсского муниципального района по отказу ИП Тугушеву Р.Х. в продлении срока действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта с адресом расположения: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома от 26.12.2018 N 672, выраженных в уведомлении N 1610/03-04 от 06.06.2023.
Судом апелляционной инстанции также учтено следующее.
В силу пункта 4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утверждённого Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 N 482-П (далее - Постановление Правительства области N 482-П), размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждённой уполномоченными органами местного самоуправления, на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключённых по результатам торгов.
Таким образом, условиями размещения нестационарных торговых объектов является наличие предусмотренного в Схеме места размещения и заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта или иного разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта, действие которого не истекло.
Другого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области не предусмотрено.
Основанием для размещения павильона, принадлежащего предпринимателю, в месте, определенном Схемой, явилось разрешение на размещение НТО на территории Энгельсского муниципального района от 26.12.2018 г. N 672 со сроком действия до 15 июня 2023 года, выданное заявителю в соответствии с действовавшим на указанную дату административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта", утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 года N 3279 (далее - Административный регламент).
Срок действия разрешения на размещение истек.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района N 3459 от 26.06.2023 "О внесении изменений в постановление администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 года N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" (далее - Постановление N 3459) место размещения нестационарного торгового объекта, обозначенное в Схеме на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области позицией под номером 496 с адресным ориентиром г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО, исключено из Схемы на основании рекомендаций комиссии по вопросам потребительского рынка, отраженных в протоколе заседания комиссии от 31.05.2023 года N 8 в связи с несоответствием рассматриваемого места размещения НТО требованиям действующего законодательства (место размещения НТО находится в санитарно-защитной зоне сетей водоснабжения и водоотведения).
Исключение места размещения из Схемы в силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, а также пунктами 4 и 8 Постановления Правительства Саратовской области N 482-П является самостоятельным основанием для отказа в размещении НТО в исключенном месте.
Постановление Администрации Энгельсского муниципального района N 3459 от 26.06.2023 об исключении позиции под номером 496 из Схемы предпринимателем не оспорено.
Судом апелляционной инстанции учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2023 г. по делу N А57-19843/2023 суд обязал Индивидуального предпринимателя Тугушева Рената Хоррясовича освободить земли, государственная собственность на которые не разграничена ориентировочной площадью 90 кв.м., с адресным ориентиром: г. Энгельс, проспект д.17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома, путем демонтажа нестационарного торгового объекта.
Из пояснений Администрации и представителя предпринимателя следует, что решение суда исполнено, объект демонтирован.
Таким образом, место исключено их Схемы, объект демонтирован, действие разрешения прекращено, соответственно отсутствуют основания для обязания Администрации Энгельсского муниципального района продлить срок действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта с адресом расположения НТО: г. Энгельс, пр. Строителей, д. 17, 28 метров от границ НТО до фасада жилого дома N 672 от 26.12.2018 на 7 лет.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования не приведут к восстановлению прав.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и не нашли подтверждения, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений применённых судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 февраля 2024 года по делу N А57-16401/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16401/2023
Истец: ИП Тугушев Ренат Хоррясович
Ответчик: Администрация ЭМР СО, Администрация Энгельсского МР Саратовской области
Третье лицо: Правительство Саратовской области