г. Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А40-17975/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента торговли и услуг города Москвы и ИП Марьясина П. С.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2024 по делу N А40-17975/24
по заявлению: Департамент торговли и услуг города Москвы
к ИП Марьясину П. С.
третье лицо: МРУ Росалкогольтабакконтроля по Центральному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Сурин И.М. по доверенности от 01.10.2021; |
от заинтересованного лица: |
Марьясин П.С., паспорт; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении ИП Марьясин П. С. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 12.01.2024 г. N М4/24/БЛ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2024 ИП Марьясин П. С. (ОГРНИП: 323774600410853, ИНН: 771982986703) привлечен к административной ответственности на основании ч. 3 ст.14.17 КоАП РФ с назначением административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. с учетом применения положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ. Алкогольная продукция, изъятая в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 12.01.2024 N М-4/24/БЛ, конфискована и направлена на уничтожение в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Не согласившись с принятым решением в части размера назначенного административного штрафа, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, назначить административный штраф в размере 500 000 руб. В обоснование жалобы Департамент указывает, что для индивидуальных предпринимателей не подлежит применению ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
ИП Марьясин П.С. также не согласен с принятым по делу судебным актом, полагает, что состав вмененного административного правонарушения административным органом не доказан.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 123, 266, 268 АПК РФ в отсутствии представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для изменения решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 января 2024 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, в отношении ИП Марьясин П.С., согласно которому в предприятии общественного питания "Games Garden", расположенного по адресу: Москва, Измайловский проезд, д. 5а, осуществляется хранения крепкой алкогольной продукции.
Помещение принадлежит ИП Марьясину П.С. на основании договора аренды нежилого помещения N 01/110823 от 11.08.2023.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов от 12.01.2024, установлено, что в помещениях, принадлежащих ИП Марьясин П.С., хранится алкогольная продукция, оборот которой возможен только при наличии лицензии.
В своих объяснениях ИП Марьясин П.С. подтвердил, что розничную продажу алкогольной продукции не осуществлял.
В целях пресечения административного правонарушения и в связи с невозможностью обеспечить сохранность алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, на основании п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента была изъята алкогольной продукция, согласно протоколу изъятия N М-4/24/БЛ от 12.01.2024.
Также была составлена Опись алкогольной продукции к протоколу изъятия вещей на 1 листе (18 ед. продукции). Изъятая алкогольная продукция, опечатана и находится по адресу: Москва, ул. Рябиновая, д.43, к.2.
Протокол об административном правонарушении составлен 12.01.2024, согласно которому ИП Марьясин П. С. осуществлял оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, чем нарушил требования абз. 7 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Материалы административного производства в отношении предпринимателя на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что влечет наложение административного штрафа с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, розничная продажа алкогольной продукции подлежат лицензированию.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом N 171-ФЗ требований и правил.
Факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы предпринимателя, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ доказательств, подтверждающих принятие всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а также доказательств невозможности соблюдения данных требований предпринимателем суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя о неверной квалификации нарушения отклоняются, так как факта реализации алкогольной продукции Департаментом не установлено, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является обоснованным.
Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности, назначил административное наказание с учетом ч. 1 ст. 1.7, ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ и включения предпринимателя Марьясина П.С. в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2021 (категория: микропредприятие), в размере половины санкции, предусмотренной для должностных лиц по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, то есть, в размере 250 000 рублей.
Между тем судом первой инстанции при назначении предпринимателю административного наказания не учтено следующее.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 06 апреля 2022 г., КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, устанавливающей особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных 9 правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Согласно части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, статья 4.1.2 КоАП РФ устанавливает особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа для конкретной категории лиц - социально ориентированных некоммерческих организаций и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, а, следовательно, положения названной статьи не могут применяться в отношении индивидуальных предпринимателей.
При этом, несмотря на включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предприниматель не приобрел статус юридического лица.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения в отношении предпринимателя предусмотренных частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ правил назначения административного штрафа.
Верность такой правовой позиции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2024 N 304-ЭС23-23941 (Дело N А03-12953/2022), постановлением АС МО от 22.04.2024 по делу N А40-180149/23(84-1462).
Оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ также не имеется, так как личность, семейное положение, имущественное положение и то обстоятельство, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, не являются исключительными обстоятельствами в понимании части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в части назначения административного наказания. Административный штраф подлежит назначению в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в размере 500 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2024 по делу N А40-17975/24 изменить в части размера административного штрафа.
Назначить ИП Марьясину П. С. (ОГРНИП 323774600410853, ИНН 771982986703) административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.03.2024 по делу N А40-17975/24 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17975/2024
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Марьясин Петр Сергеевич
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА АЛКОГОЛЬНЫМ И ТАБАЧНЫМ РЫНКАМИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ