г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А56-74330/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Семиглазова В.А., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизовым А.К.,
при участии:
от заявителя: Попов Н.И. - по доверенности от 25.04.2024;
от заинтересованных лиц: Махров И.В. - по доверенностям от 10.01.2024, 19.12.2023;
от третьих лиц: 1, 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10211/2024) акционерного общества "Альфа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2024 по делу N А56-74330/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению акционерного общества "Альфа" (адрес: 117312, Москва, пр-кт 60- летия Октября,, д. 11А, стр. 14, этаж 4, помещ. 411, ОГРН 1207700447294);
к 1) Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 20, литер А, помещ. 2-Н, ОГРН 1047844000082); 2) Правительству Санкт-Петербурга адрес:191124, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1);
третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2) общество с ограниченной ответственностью "Глоракс"
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Альфа" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным со дня принятия распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 11.05.2022 N 321/4-р об отказе Обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:12, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, участок 9 (южнее пересечения с Зольной улицей), для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для проведения научных исследований, об обязании Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение (издать постановление, совершить иные необходимые действия) о предоставлении Обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:12, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, участок 9 (южнее пересечения с Зольной улицей), для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для проведения научных исследований, а также об установлении на случай неисполнения судебного акта судебной неустойки, подлежащей взысканию с Правительства в пользу Общества в размере 100 000 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения вступившего в законную силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) и Общество с ограниченной ответственностью "Глоракс" (далее - ООО "Глоракс").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2023, требования Общества удовлетворены, суд также установил, что в случае неисполнения судебного акта в установленный в решении срок с Правительства в пользу Общества подлежит взысканию судебная неустойка в размере 50 000 руб. 00 коп. в месяц с момента истечения срока на исполнение судебного акта до момента фактического исполнения обязательства, в удовлетворении остальной части требования о взыскании судебной неустойки отказано.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2023 N 307-ЭС23-17606 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда от 15.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 15.02.2024 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что возможное принятие решения о комплексном развитии территории, в которую может быть будет входить спорный участок, является основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка. Кроме того, податель жалобы отметил, что как на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка, так и на момент рассмотрения дела в суде, решение о комплексном развитии территории Правительством не принято, договор о комплексном развитии территории ни с кем не заключался.
В отзывах на апелляционную жалобу Комитет и КИО просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель Комитета и Правительства против удовлетворения жалобы возражал.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 25.04.2022 исх.N 07 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:12:0633101:12 для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для проведения научных исследований.
Распоряжением Комитета от 11.05.2022 N 321/4-р Обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждёнными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила), на земельном участке планируется осуществление комплексного развития территории (КРТ), что не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении.
Вместе с тем, как указал заявитель, на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении ему земельного участка решение о комплексном развитии территории Правительством не принято, сведений о заключенном договоре о комплексном развитии территории не имелось, документация по планировке территории для осуществления КРТ Правительством Санкт-Петербурга не утверждена, в связи с чем Общество, считая, что препятствий для предоставления ему земельного участка не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По результатам нового рассмотрения дела суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу об обоснованности оспариваемого отказа со ссылкой на несоответствие вида разрешённого использования земельного участка, указанного в заявлении Общества, целям использования такого земельного участка.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В пункте 1 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов.
В частности, основанием предоставления земельного участка в аренду без торгов по правилам пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ является издание Губернатором Санкт-Петербурга, являющимся согласно пункту 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, распоряжения от 21.07.2015 N 12-рг "О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" (далее - Распоряжение N 12-рг).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 распоряжения N 12-рг предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся объектами недвижимости, реализации масштабных инвестиционных проектов осуществляется при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным в пунктах 4 - 6 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43).
В соответствии с требованиями ЗК РФ Правительством разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления в аренду земельных участков для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения без осуществления процедуры торгов: Закон N 282-43, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования" (далее - Положение N 656).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 282-43 целевое предоставление земельных участков осуществляется в случаях предоставления земельных участков без проведения торгов в соответствии с ЗК РФ.
Как указано в пункте 2 статьи 8 Закона N 282-43, решение о целевом предоставлении земельного участка, о заключении соглашения о застройке земельного участка принимается Правительством, если иное не установлено в указанной статье.
Основанием для целевого предоставления земельного участка для размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и для реализации масштабных инвестиционных проектов является распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 8 Закона N 282-43).
Из пункта 4 статьи 8 Закона N 282-43 следует, что критерием отнесения объекта социально-культурного назначения к объектам, размещение которых возможно в соответствии с пунктом 3 данной статьи, является отнесение объекта к объектам, размещаемым на основании, в том числе такого вида разрешенного использования земельного участка как "обеспечение научной деятельности".
Таким образом, при соблюдении вышеуказанных требований законодательства Санкт-Петербурга юридическое лицо вправе рассчитывать на предоставление земельного участка без торгов, то есть на исключительных условиях.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Общество в обоснование заявленного требования указало, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешенного использования спорного земельного участка "для размещения объектов торговли", указанный участок испрашивался для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для проведения научных исследований, в связи с чем цель использования земельного участка (проведение научных исследований) соответствует одному из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанному в градостроительных регламентах для зоны ТД1-1.
Между тем, отказывая Обществу в предоставлении земельного участка для строительства капитального объекта, Комитет и Правительство ссылались на то, что земельный участок находится в границах территории, в отношении которой Правилами предусмотрено осуществление ее комплексного развития.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) одним из основных принципов градостроительного законодательства является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Из пункта 34 статьи 1 ГрК РФ следует, что комплексное развитие территории - это совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территории" (далее - Закон N 494-ФЗ) введена глава 10, положения которой определяют этапы реализации механизма комплексного развития территорий с учетом соответствующего вида.
Согласно части 5.2 статьи 30 ГрК РФ, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 14-2 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2021 N 383-95 (далее - Закон N 508-100) решение о комплексном развитии территорий принимается в отношении территории, которая в соответствии с Правилами, действующими на дату принятия указанного решения, определена в качестве территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, или в отношении части такой территории.
Указанные положения статьи 14-2 Закона N 508-100 регламентируют именно вопросы комплексного развития территорий, то есть принятие решений о комплексном развитии территорий и заключение соответствующих договоров в целях реализации этих решений. При этом не предоставляют иным лицам каких-либо преференций в виде возможности получения в аренду земельного участка, представляющего собой часть определенной Правилами территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории.
Приложением 6 к Правилам установлены территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Перечень данных территорий имеет исчерпывающий характер.
Таким образом, реализация комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге возможна исключительно в отношении территорий (части таких территорий), границы которых установлены в составе Правил, утверждаемых постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Пунктом 4.7 Приложения N 1 к Правилам установлено, что утвержденные до вступления в силу Правил (изменений в Правила) проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территорий, в которых предусматривается осуществление комплексного развития территории в соответствии с приложением N 6 к Правилам, признаются недействующими и не учитываются при подготовке документации по планировке территории в целях комплексного развития территории, осуществляемого в соответствии с ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 ГрК РФ в решение о комплексном развитии территории включаются основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть выбраны при реализации решения о комплексном развитии территории, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах территории, в отношении которой принимается такое решение. Указанные основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные параметры разрешенного строительства могут не соответствовать основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки.
Согласно положениям части 10.2 статьи 45 ГрК РФ в случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в Генеральный план, Правила, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в Генеральный план, Правила. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в Генеральный план, Правила.
В соответствии с частью 2.1 статьи 23 и части 3.4 статьи 33 ГрК РФ такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития.
Следовательно, положения ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 494-ФЗ) определяют, что при планировании строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в границах территории, в отношении которой в соответствии с Правилами предусмотрено осуществление комплексного развития территорий, установление видов разрешенного использования земельных участков под размещение таких объектов возможно исключительно на основании утвержденной документации по планировке такой территории. При этом устанавливаемые виды разрешенного использования в силу указанных выше положений ГрК РФ могут не соответствовать видам разрешенного использования в составе градостроительного регламента территориальной зоны Правил, "налагаемой" на территорию комплексного развития
Как верно отмечено судом первой инстанции, в Санкт-Петербурге территории, в границах которых планируется осуществление комплексного развития территорий в силу регионального законодательства установлены в приложении N 6 к Правилам и их перечень имеет исчерпывающий характер, то есть развитие указанных территорий, в том числе земельных участков в их границах, возможно исключительно путем применения определенных ГрК РФ механизмов комплексного развития территорий на основании утвержденной документации по планировке территории в целях ее комплексного развития.
При этом ранее утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 820 документация по планировке территории в силу указанных выше требований законодательства является недействующей.
Следовательно, развитие спорной территории возможно исключительно путем применения механизма ее комплексного развития на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2023 N 307-ЭС23-1848
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, а также, установив, что в данном случае заявление Общества о предоставлении ему земельного участка не связано с комплексным развитием спорной территории и входит в противоречие с ней, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности отказа Правительство и Комитет в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоответствие вида разрешённого использования земельного участка, указанного в заявлении Общества, целям использования такого земельного участка.
С учетом вышеприведенного в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно и правомерно, а потому суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного, при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2024 следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2024 по делу N А56-74330/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
В. А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74330/2022
Истец: АО "АЛЬФА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Правительство г. Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ООО "Глоракс", Администрация Губернатора Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11160/2024
29.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10211/2024
14.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10211/2024
15.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74330/2022
03.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6491/2023
07.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4427/2023
19.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74330/2022