г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А56-121828/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Потаповой А.В.
при участии:
от истца: представитель Борисов В.Г. по доверенности от 25.02.2024;
от ответчика: представитель Еркова Ю.С. по доверенности от 09.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8422/2024) товарищества собственников жилья "Композиторов 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2024 по делу N А56-121828/2023 (судья Ким Е.В.), принятое по иску:
истец: товарищество собственников жилья "Композиторов 1"
ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Композиторов 1" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о признании незаконными действий и решения об исключении Жилищно-строительного кооператива N 1057 (далее - Кооператив) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ее податель указывает на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
03.06.2024 в апелляционный суд от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд приобщил к материалам дела отзыв Инспекции на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ Кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 03.01.2003 с присвоением ОГРН 1037804014489.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2022, по делу А56-106993/2020 взыскано с Жилищно-строительного кооператива N 1057 в пользу товарищества собственников жилья "Композиторов 1" 8 043 378 руб. 99 коп. неосновательного обогащения и 63 217 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
24.10.2022 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу принято решение N 24898 о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ.
26.10.2022 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу в ЕГРЮЛ в отношении Кооператива внесена запись о принятии решения о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ (ГРН 2227803618623 от 26.10.2022).
10.02.2023 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу в ЕГРЮЛ в отношении Кооператива внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (ГРН 2237800380310 от 10.02.2023).
Полагая, что указанные действия Инспекции нарушают права и законные интересы Товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии оснований для исключения юридического лица из реестра в административном порядке регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Обязательным условием при осуществлении процедуры исключения из реестра юридического лица как недействующего является опубликование в соответствующих органах печати решения регистрирующего органа о предстоящем исключении, а также сведений о порядке и сроках направления заявлений самим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Мотивированное заявление может быть направлено заинтересованными лицами в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В случае непоступления в регистрирующей орган по истечении установленного срока соответствующих заявлений регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, сведения о Кооперативе внесены в ЕГРЮЛ 03.01.2003 за ОГРН 1037804014489.
В соответствии с Порядком взаимодействия налоговых органов при исключении недействующих юридических лиц, в том числе имеющих задолженность, из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), доведенным письмом Управления от 09.06.2015 N 02-10-02/25752 (далее - Порядок), Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу в Инспекцию (регистрирующий орган) были представлены справки от 07.10.2022 в отношении Кооператива:
- справка 2-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам Кооператива;
- справка 2-0 о непредставлении Кооперативом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, Кооператив отвечал признакам, установленным пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
На основании указанных сведений о наличии у Кооператива признаков недействующего юридического лица регистрирующим органом 24.10.2022 было принято решение N 24898 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с наличием у него признаков недействующего юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 26.10.2022 была внесена запись за ГРН 2227803618623.
Сообщение о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ было опубликовано в электронной и печатной версии журнала "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 42 (912) от 26.10.2022 / 5903 в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, информация о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ размещена в открытом доступе на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru в онлайн сервисе "Прозрачный бизнес".
Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В установленном порядке и определенные сроки заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступало.
В связи с этим, Инспекцией по истечении установленного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ трехмесячного срока 10.02.2023 в ЕГРЮЛ в отношении Кооператива были внесены сведения об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ (ГРН 2237800380310), а так же запись за ГРН 2237800383115 о снятии Кооператива с учета в налоговом органе.
Вопреки доводам жалобы, в рамках процедуры исключения Кооператива на регистрирующий орган не была возложена обязанность уведомить Кооператив и его руководителя об инициировании указанной процедуры, поскольку в редакции Закона N 129-ФЗ, действовавшей на момент исключения (решение о предстоящем исключении принято 24.10.2022, запись об исключении Кооператива внесена в единый государственный реестр юридических лиц 10.02.2023), соответствующий пункт 3.1 в статье 21.1 Кооператива предусмотрен не был. Указанный пункт введен Федеральным законом от 14.04.2023 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доказательств ведения Кооперативом финансово-хозяйственной деятельности "вплоть до декабря 2023 года" в материалы дела не представлено.
Наличие задолженности само по себе не препятствует исключению организации из единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ). Разумный и добросовестный участник гражданского оборота не лишён возможности контроля за решениями регистрирующего органа, принимаемыми относительно своего должника, возможности подачи возражений при наличии соответствующего интереса. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о должнике не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2020 N 305-ЭС20-2742 по делу N А40-53618/2019).
При этом дополнительные гарантии кредиторов юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 ГК РФ. Если неисполнение обязательств юридического лица обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 -3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, то на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам Кооператива.
Поскольку Инспекцией были соблюдены требования действующего законодательства Российской Федерации при проведении процедуры исключения из ЕГРЮЛ Кооператива как недействующего юридического лица, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2024 по делу N А56-121828/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-121828/2023
Истец: ТСЖ "КОМПОЗИТОРОВ 1"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ