г. Саратов |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А12-13943/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 10.06.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 13.06.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый ряд - Спектр"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2024 года по делу N А12-13943/2023 (судья Бритвин Д.М.).
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый ряд - Спектр" (400002, г. Волгоград, ул. Казахская, д. 3, ОГРН 1023404241937, ИНН 3446004590)
к Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
заинтересованные лица: Администрация Советского района Волгограда (400011, г. Волгоград, пр-кт Университетский, д. 45, ОГРН 1023404241332, ИНН 3446500831), Департамент экономического развития и инвестиций Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30),
об оспаривании действий (бездействия)
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый ряд - Спектр" (далее - ООО "Торговый ряд - Спектр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Администрации Волгограда с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда в лице Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда, выраженное в непредоставлении сведений в проект Постановления N 415 от 03.05.2023 Администрации Волгограда "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда N 132 от 01.02.2017 "Об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда", принятых решением Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда и утвержденных Протоколом N 1-2023 от 20.01.2023, в части внесения изменений в раздел "Советский район" в строку N 197 номер места в схеме 1,768, НТО расположенного по адресу: ул. Казахская, 16 "Торговой галереи" продовольственные (непродовольственные) товары, площадью 258,9 м2.
В порядке восстановления нарушенного права ООО "Торговый ряд - Спектр" просит обязать Администрацию Волгограда в лице Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда, совершить действия (изготовить проект Постановления и передать в Администрацию Волгограда на согласование) по внесению дополнения в Постановление N 415 от 03.05.2023 Администрации Волгограда "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда N 132 от 01.02.2017 г. "Об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда", принятых решением Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда и утвержденных Протоколом N 1-2023 от 20.01.2023, в части внесения изменений в раздел "Советский район" в строку N 197 номер места в схеме 1,768, НТО расположенного по адресу: ул. Казахская, 16 "Торговой галереи" продовольственные (непродовольственные) товары, площадью 258,9 м2, путем дополнения и направления в Администрацию Волгограда проекта соответствующего Постановления в 30-тидневный срок с момента вынесения решения суда.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Советского района Волгограда, Департамент экономического развития и инвестиций Администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Торговый ряд - Спектр" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрацией Волгограда представлен отзыв на апелляционную жалобу, к которому не приложены доказательства его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Ввиду несоблюдения положений части 2 статьи 262 АПК РФ о том, что отзыв направляется всем лицам, участвующим в деле заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания, в приобщении отзыва Администрации Волгограда, апелляционным судом отказано.
Поскольку отзыв на апелляционную жалобу Администрацией Волгограда подан в электронном виде, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 10 постановления Пленума от 26.12.2017 N 57, данный документ фактическому возврату не подлежит.
Представители Администрации Советского района Волгограда, Департамента экономического развития и инвестиций Администрации Волгограда в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04.04.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.02.2017 ООО "Торговый ряд-Спектр" обратилось в администрацию Советского района Волгограда с заявлением о включении места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Казахская, д. 16, павильон площадью 254,4 кв. м, торговой площадью 154,40 кв. м, в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
При согласовании места размещения нестационарного торгового объекта (НТО) для дальнейшего включения их в Схему, администрацией Советского района Волгограда в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденного приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-од, в структурные подразделения администрации Волгограда были направлены таблица и схема размещения НТО масштабом 1:500 (письма от 09.03.2017 N 01-08/1346), в которых площадь, занимаемая НТО, указана как заявленная хозяйствующим субъектом торговая площадь - 154,4 кв. м, хотя ее графическая часть соответствует 254,4 кв. м.
В этой связи все необходимые согласования были получены на компенсационное место размещения НТО площадью 154,4 кв.м. В последующем, 27.04 - 02.05.2017 на межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда было принято решение о включении места размещения в Схему под номером 1.768 площадью 154,4 кв. м, которое и было утверждено постановлением администрации Волгограда от 09.06.2017 N 912 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы".
В результате между ООО "Торговый ряд-Спектр" и администрацией Советского района Волгограда был заключен договор от 16.06.2017 N 122/2017-н на размещение НТО на территории Волгограда, по условиям которого хозяйствующему субъекту предоставлено право на размещение НТО: павильон по реализации продовольственных (непродовольственных) товаров, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Казахская, д. 16, площадью 154,4 кв. м, номер места размещения в Схеме 1.768 (пункт 1.1).
Договор был подписан сторонами без разногласий и исполнялся в соответствии с согласованными условиями, в том числе плата за размещение НТО производилась хозяйствующим субъектом исходя из площади павильона 154,4 м2.
В последующем в ходе проведенного администрацией Советского района Волгограда обследования места размещения НТО, в отношении которого заключен договор от 16.06.2017 N 122/2017-н, выявлено несоответствие фактической площади объекта площади, указанной в договоре, а именно превышение на 100 м2, о чем составлен акт от 17.07.2019.
Письмом от 24.10.2019 N 01-08/10093 администрация Советского района Волгограда обратилась в Управление с ходатайством об устранении ранее допущенной технической ошибки путем внесения изменений в текстовую часть Схемы в части изменения площади места размещения 1.768, а именно с "154,4 кв. м" на "254,4 кв. м".
Письмом от 09.07.2020 N 01-08/6172 администрация Советского района Волгограда обратилась в Управление с аналогичным ходатайством.
В ответ на обращение от 09.07.2020 N 01-08/6172 Управление письмом от 28.07.2020 N 2446 сообщило о невозможности внесения изменений в Схему.
Судом установлено, что 20.01.2023 года на заседании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (протокол N 1-2023) по месту 1.768 было принято решение об изменении вида объекта с "павильона" на "торговую галерею" и увеличение площади с "154,4 кв.м." на "258,9 кв.м.".
Вместе с тем, в постановлении администрации Волгограда N 415 от 03.05.2023 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда N 132 от 01.02.2017 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда", принятых решением Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" (далее - постановление N 415) отсутствует "торговая галерея", принадлежащая Обществу (номер в схеме 1.768).
Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Администрации являются законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 10 Закона N 381- ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381- ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу пункта 8 Правил основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
В соответствии со статьей 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда относится к непосредственным полномочиям администрации Волгограда.
Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 г. N 52/1513 утвержден Порядок размещения НТО на территории Волгограда и типовая форма договора на размещение НТО на территории Волгограда.
Согласно пункту 2.2. Порядка, схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно пункту 2.7 Порядка разработки и утверждения схем, предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Предложения, указанные в пункте 2.7 Порядка, могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы.
Предложения, поданные с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8).
Согласно пункту 2.13 Порядка, по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении.
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 названного постановления, Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Пунктом 3.8 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974, установлено, что решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения схем, схема утверждается не позднее чем за один месяц до истечения срока действия предыдущей Схемы.
Согласно п. 2.5 Порядка, договор на размещение заключается без проведения конкурса в случае предоставления субъекту компенсационного места в порядке, установленном п. 2.13 Порядка.
Согласно п. 2.13 Порядка, компенсационное место предоставляется хозяйствующему субъекту в случаях прекращения Договора на размещение в связи с исключением места размещения нестационарного торгового объекта, в отношении которого с хозяйствующим субъектом заключен соответствующий договор, из Схемы по следующим основаниям: принято решение об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд, о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей); место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям действующего законодательства.
Хозяйствующий субъект вправе выбрать компенсационное место, расположенное в границах Волгограда.
Уполномоченными органами по организации предоставления компенсационных мест являются администрации районов Волгограда.
Администрация района Волгограда не позднее чем за 10 рабочих дней до принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы надлежащим образом уведомляет лицо, с которым заключен Договор на размещение, об исключении места размещения такого объекта из Схемы с указанием основания исключения.
Уведомление об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы должно содержать предложение хозяйствующему субъекту о выборе компенсационного места из числа свободных мест в Схеме или выборе иного компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта, включая право обращения в администрацию другого района Волгограда за получением компенсационного места взамен места, исключаемого из Схемы.
Хозяйствующий субъект не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы направляет в уполномоченный орган уведомление о выборе места из числа свободных мест в Схеме или в случае отсутствия свободных мест либо отказа хозяйствующего субъекта от такого места - предложение о предоставлении иного компенсационного места. Указанное уведомление может быть направлено как в администрацию района Волгограда по месту нахождения нестационарного торгового объекта, так и в администрацию другого района Волгограда. Иное компенсационное место может быть выбрано хозяйствующим субъектом самостоятельно.
В случае если хозяйствующий субъект выбрал компенсационное место из числа свободных мест в Схеме, администрация соответствующего района Волгограда в течение 3 рабочих дней надлежащим образом уведомляет хозяйствующего субъекта о необходимости заключения Договора на размещение.
Хозяйствующий субъект или его представитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления должен заключить Договор на размещение.
Предложение о предоставлении иного компенсационного места подлежит проверке администрацией соответствующего района Волгограда, на территории которого выбрано компенсационное место, на соответствие требованиям, установленным Приказом комитета. Указанное предложение может содержать несколько вариантов иных компенсационных мест размещения нестационарного торгового объекта.
Рассмотрение предложения хозяйствующего субъекта и принятие решения по результатам его рассмотрения осуществляются в порядке, установленном Приказом комитета.
В случае возможности включения в Схему нескольких компенсационных мест размещения нестационарных торговых объектов, предложенных хозяйствующим субъектом, уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возможности включения указанных мест в Схему надлежащим образом уведомляет хозяйствующего субъекта о компенсационных местах, которые возможно включить в Схему.
В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о возможности включения в Схему нескольких предложенных им компенсационных мест хозяйствующий субъект обязан направить в письменной форме в уполномоченный орган уведомление о выборе одного из компенсационных мест.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления хозяйствующего субъекта о выборе одного из компенсационных мест направляет материалы в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденную постановлением администрации Волгограда (далее - межведомственная комиссия), уполномоченную на рассмотрение вопросов о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему, для принятия решения о включении компенсационного места в Схему.
В течение 3 рабочих дней после включения компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта в Схему администрация соответствующего района Волгограда надлежащим образом уведомляет об этом хозяйствующего субъекта. Хозяйствующий субъект или его представитель в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления должен прибыть в администрацию соответствующего района Волгограда для заключения Договора на размещение.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
11.01.2017 Администрацией Волгограда принято постановление N 15 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию городской среды, включающего комплексное благоустройство территорий Волгограда", которым утвержден адресный перечень объектов (улиц), подлежащих комплексному благоустройству.
На основании указанного постановления Администрацией Советского района Волгограда разработан проект комплексного благоустройства, утв. постановлением Администрации Волгограда от 04.04.2017 г. N 473.
Все места для размещения НТО, предусмотренные в проекте комплексного благоустройства, включены в перечень компенсационных мест размещения НТО, утв. постановлением Администрации Волгограда N 510 от 07.04.2017.
В данный Перечень в разделе "Советский район" под номером 27 включено место для размещения павильона по ул. Казахской, 16 площадью 154,4 м2.
По рассматриваемому адресу: г. Волгоград, ул. Казахская, д. 16, ООО "Торговый ряд-Спектр" на основании договора от 16.06.2017 N 122/2017 размещён НТО и осуществлялась предпринимательская деятельность.
Вместе с тем по ряду причин произошло превышение фактически занимаемой обществом площади по отношению в площади, включённой в Схему и предоставленной по договору.
Факт несоответствия фактической площади объекта площади указанной в договоре был выявлен в 2019 году (акт обследования НТО от 17.07.2019) по результатам инвентаризации нестационарных торговых объектов, установленных на основании заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории Советского района Волгограда.
Администрацией Советского района Волгограда 24.10.2019 в адрес Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда направлено письмо об устранении технической ошибки в площади торгового объекта путем внесения изменений в текстовую часть Схемы в части изменения площади места 1.768 с 154,4 м2 на 254,4 м2.
По результатам рассмотрения обращения Управлением экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда даны разъяснения Администрации Советского района Волгограда о невозможности внесения изменений в Схему.
Как было указано выше, 20.01.2023 на заседании комиссии по рассматриваемому месту 1.768 в Схеме размещения нестационарных торговых объектов принято решение об изменение вида объекта с "павильона" на "торговую галерею" и увеличение площади с "154,4 кв.м" на "258,9 кв.м" (Протокол N 2-2023 от 20.01.2023 - т. 1 л.д. 10).
Как указала администрация Волгограда, в представленных администрацией Советского района Волгограда материалах, по указанному месту отсутствовало заключение департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - ДЖКЖ и ТЭК).
Направляя материалы на рассмотрение комиссии, администрация Советского района руководствовалась пунктом 10 Приказа Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД согласно которому, в случае неполучения согласованного согласующим органом (структурным подразделением) проекта схемы в течение 5 календарных дней с даты истечения установленного для согласования срока, проект схемы считается согласованным таким органом (структурным подразделением).
Таким образом, комиссией было принято решение об изменении места 1.768 без учета заключения ДЖКЖ и ТЭК.
При обращении а арбитражный суд, ООО "Торговый ряд-Спектр" указывает на то, что несмотря на наличие положительного решения комиссии по вопросу внесения изменений в Схему относительно рассматриваемого места 1.768, постановлением от 03.05.2023 N 415 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда N 132 от 01.02.2017 г. "Об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда" необходимые изменения в Схему размещения НТО в отношении торгового места 1.768 не внесены.
Согласно части 1 статьи 198, статьям 200 и 201 АПК РФ, а также исходя разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований и условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, и необходимых для удовлетворения требований заявителя, при этом исходит из следующего.
Согласно топосъемке М1:500 вблизи места размещения нестационарного торгового объекта имеются инженерные коммуникации (канализация, водопроводы, газ). Во избежание нарушения требований действующего законодательства и последствий при их нарушении, при наличии указанных сетей заключение ДЖКЖ и ТЭК является необходимым.
Департаментом экономического развития и инвестиций администрации Волгограда 25.05.2023 направлен запрос в ДЖКЖ и ТЭК о предоставлении заключения на предмет соответствия требованиям действующего законодательства при изменении места 1.796 в Схеме.
30.05.2023 получено отрицательное заключение ДЖКЖ и ТЭК, ввиду того, что расположение данного НТО нарушает требования СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*".
В этой связи, с учетом заключения ДЖКЖ и ТЭК, 02.06.2023 на заседании комиссии протокол N 4-2023 принято решение об отмене решения межведомственной комиссии принятого 20.01.2023 (протокол N 1-2023 от 20.01.2023) в части изменения вида объекта с "Павильона" на "Торговую галерею" и увеличение площади с "154,4кв.м." на "258,9кв.м." по месту 1.768 в Схеме для размещения НТО расположенного по ул. Казахской, 16 в Советском районе Волгограда (т. 1 л.д. 65 оборот).
Протокол N 4-2023 от 02.06.2023 заседания межведомственной комиссии размещен на официальном сайте Департамента экономического развития и инвестиций администрации Волгограда http://www.volgadmin.ru/d/branches/econom/potrebrynok.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из того, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2024 по делу N А12-21445/2023 ООО "Торговый ряд-Спектр" отказано удовлетворении требований о признании незаконным заключения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда от 30.05.2023, в котором указывается, что размещение (расположение) спорного нестационарного торгового объекта нарушает требования СП 42.13330.2016, а также о признании недействительным пункта 3 повестки дня протокола межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда (далее - межведомственная комиссия) от 02.06.2023 N 4-2023. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2024, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2024 по делу N А12-21445/2023 оставлено без изменения.
С учётом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Торговый ряд-Спектр" не представил суду доказательства о нарушении Администрацией оспариваемыми действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ООО "Торговый ряд-Спектр" указывает на то, что к участию в деле не было привлечено ООО "Концессии водоснабжения", вместе с тем его права могут быть затронуты оспариваемым решением.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемым решением права и законные интересы ООО "Концессии водоснабжения" не затрагиваются, каких-либо сведений об обратном в материалы дела не представлено, в порядке апелляционного обжалования ООО "Концессии водоснабжения" в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд не обращалось.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что оспариваемым судебным актом по делу затронуты права и законные интересы ООО "Концессии водоснабжения".
Также заявитель указывает на то, что при вынесении решения суд первой инстанции уклонился от рассмотрения требования и вынес ошибочное решение.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод общества, поскольку судом первой инстанции дана оценка действиям (бездействиям) Администрации и суд пришёл к выводу о том, что с учетом результатов топосъемки М1:500 о нахождении рядом со спорным объектом инженерных коммуникаций (канализация, водопроводы, газ), а также полученным в последующем отрицательным заключением ДЖКЖ и ТЭК, оспариваемые действия ответчика являются законными и обоснованными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Торговый ряд-Спектр" удовлетворению не подлежит.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2024 года по делу N А12-13943/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13943/2023
Истец: ООО "Торговый ряд-Спектр"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, Департамент экономического развития и инвестиций администрации Волгограда, Управление экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда