14 июня 2024 г. |
Дело N А84-8723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Архипенко А.М., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при фиксировании хода судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.02.2024 по делу N А84-8723/2023
по заявлению Прокуратуры города Севастополя об оспаривании бездействия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
в присутствии в судебном заседании представителей:
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Харченко Е.В.,
от Прокуратуры города Севастополя - Махиня В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Севастополя (далее - прокуратура или заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (в редакции ходатайства об уточнении заявленных требований от 12.01.2024) о признании незаконным бездействия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, департамент или государственный орган) в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления департаментом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В качестве способа устранения допущенного нарушения прокуратура просит обязать ДИЗО в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления департаментом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (далее - Севреестр, орган регистрации или третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.02.2024 по делу N А84-8723/2023 требования прокуратуры удовлетворены полностью.
Не согласившись с названным судебным актом, ДИЗО обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора и нормам права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать полностью в удовлетворении требований прокуратуры.
В обоснование своей позиции государственный орган указывает, в частности, следующее: действия департамента по направлению в орган регистрации заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности города Севастополя, в рамках рассмотрения соответствующего заявления физического или юридического лица не являются государственной услугой и, следовательно, отсутствие административного регламента по данному вопросу не приводит к нарушению предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) права заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке и сроках предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Таким образом, правовые основания для разработки и утверждения именно административного регламента в данном случае отсутствуют; государственная услуга, в целях предоставления которой прокуратура требует принять спорный административный регламент, не включена в перечень государственных услуг нормативным актом субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны департамента незаконного бездействия, поскольку обязанность по разработке административного регламента фактически возникнет только после включения указанной услуги в реестр; департаментом был разработан нормативно-правовой акт (приказ от 12.09.2023 N 154), определяющий порядок, последовательность и сроки направления заявлений в Севреестр, которого вполне достаточно для урегулирования и устранения проблемного вопроса.
Определением от 04.03.2024 апелляционная жалоба ДИЗО принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура не согласилась с приведенными в ней доводами, считает их несостоятельными и основанными на неверном толковании и применении норм материального права, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 в составе суда, сформированном для рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель департамента и прокурор поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Департамент осуществляет, в частности, следующие основные функции: управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 3.2 Положения); управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков (пункт 3.4 Положения); оказание государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя в пределах своей компетенции (пункт 3.7 Положения).
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет, в частности, следующие полномочия: осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения); осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков (пункт 4.41 Положения); утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4.58 Положения); организует проведение мероприятий по государственной регистрации права собственности города Севастополя на земельные участки (пункт 4.67 Положения).
Статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлен перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Так, данной нормой предусмотрен ряд случаев, когда государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости.
Таким образом, в тех случаях, когда в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости, то в отношении имущества, находящегося в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков, с таким заявлением вправе обратиться только департамент.
До 01.01.2023 в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении имущества, находящегося в собственности города Севастополя, ДИЗО предоставлял соответствующие полномочия иным лицам, заинтересованным в проведении таких учетно-регистрационных действий, на основании соответствующих доверенностей и распоряжений.
Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 18 Закона N 218-ФЗ была дополнена, в частности, частью 1.4 следующего содержания: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи". Данная норма вступила в силу с 01.01.2023.
При этом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в форме электронных документов подлежат подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2023 заявления органов государственной власти и органов местного самоуправления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы подлежат представлению в орган регистрации только в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Следовательно, в тех случаях, когда в силу требований Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости, соответствующие заявления в отношении имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и прилагаемые к ним документы с 01.01.2023 подлежат представлению в орган регистрации только в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица ДИЗО. Возможность осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении названного имущества по заявлениям иных лиц, действующих на основании выданных департаментом доверенностей и распоряжений, с момента вступления в силу части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ фактически утрачена.
В связи с чем, после 01.01.2023 в ДИЗО от заинтересованных граждан и организаций начали поступать заявления о необходимости представления департаментом в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с соблюдением требований части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности города Севастополя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства при распоряжении землями города, изъятия имущества для государственных нужд, администрировании платы за пользование земель города, оказании государственных услуг в деятельности ДИЗО выявлен ряд нарушений закона, в том числе, отсутствие надлежащего нормативно-правового регулирования оказания государственных услуг в части представления в орган регистрации заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов в форме электронных документов. Отсутствие соответствующего административного регламента, устанавливающего порядок оказания указанной государственной услуги, в ДИЗО отсутствует, что приводит к поступлению в прокуратуру обоснованных жалоб, а также понуждению департамента в судебном порядке к осуществлению вышеописанных действий.
Большая часть таких жалоб касалась допущенного департаментом бездействия при рассмотрении заявлений граждан и организаций о необходимости представления в орган регистрации с соблюдением требований части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки, находящиеся в собственности города Севастополя и образованные в рамках ранее предоставленной департаментом государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
В связи с чем, на основании статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратурой было выдано департаменту представление об устранении нарушений от 28.04.2023 N 7-48-2023, содержащее требование о принятии в месячный срок конкретных мер к устранению, в том числе, вышеописанного бездействия при нормативно-правовом регулировании оказания государственных услуг.
По результатам рассмотрения указанного представления в прокуратуру поступил ответ от 16.06.2023 N 5587/01-01-02.1-23/23, в котором сообщено об удовлетворении представления прокуратуры. Вместе с тем, в данном письме отсутствовала информация о принятии конкретных мер по вопросу нормативно-правового регулирования оказания государственных услуг в части представления в орган регистрации в форме электронных документов заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности города Севастополя.
При таких обстоятельствах, письмом от 26.06.2023 прокуратура указала на необходимость возвращения к рассмотрению вышеуказанного акта прокурорского реагирования, в том числе по вопросу разработки нормативного правового акта, устанавливающего порядок реализации ДИЗО полномочий по направлению в Севреестр заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемых к ним документов в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.
Письмом государственного органа от 19.07.2023 N 6857/01-01-02.1-23/02/23 прокуратура была извещена о том, что в части разработки нормативного правового акта, устанавливающего порядок реализации департаментом полномочий по направлению в орган регистрации заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество будет разработан локальный акт, регулирующий порядок взаимодействия между ДИЗО и Севреестром.
Впоследствии, приказом ДИЗО от 12.09.2023 N 154 "Об определении порядка направления заявлений (заявок) в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в рамках оказания государственных услуг", принятым, в том числе, с учетом представления прокуратуры об устранении нарушений от 28.04.2023 N 7-48-2023:
назначены ответственные за организацию и направление заявлений в Севреестр в электронном виде в системе "Технокад" о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (пункт 1);
отделу документального обеспечения и архиву поручено обеспечивать регистрацию соответствующих заявлений физических и юридических лиц (пункт 2);
отделу по работе с обращениями граждан поручено осуществлять: анализ документов на предмет технической ошибки и/или наличия копии паспорта, СНИЛС заявителя, диска; формирование и направление заявлений в Севреестр, в случае отсутствия оснований для возврата документов заявителю и/или необходимости исправления технической ошибки в течение 30 календарных дней со дня поступления документов из Отдела документационного обеспечения и архива; в случае выявления технической ошибки в распорядительном акте департамента или отсутствия следующих документов (копии паспорта и/или СНИЛС и/или диска), неисправности на диске Отдел по работе с обращениями граждан в течение 10 рабочих дней принимает одно из следующих решений: возвращает пакет документов заявителю, с разъяснениями причин возврата; направляет служебную записку в отдел оказания государственных услуг для устранения технической ошибки (пункт 3);
отделу оказания государственных услуг поручено в течение 10 рабочих дней обеспечить подготовку соответствующего распорядительного акта департамента и направление его в Отдел по работе с обращениями граждан, который в течение 5 рабочих дней осуществляет направление заявления в Севреестр (пункт 4);
отделу по работе с обращениями граждан при поступлении в департамент результатов рассмотрения заявлений Севреестром обеспечивать информирование физических лиц в течение 5 рабочих дней посредством электронного письма или почтового отправления (пункт 5);
отделу договоров и администрирования платежей поручено осуществлять формирование и направление заявлений в Севреестр в течение 30 календарных дней со дня поступления документов из отдела документационного обеспечения и архива (пункт 6);
отделу договоров и администрирования платежей поручено при поступлении в департамент результатов рассмотрения заявлений Севреестром обеспечивать информирование физических и юридических лиц в течение 5 рабочих дней посредством электронного письма или почтового отправления (пункт 7).
Вместе с тем, по выводам прокуратуры, поскольку представление заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Севастополя, осуществляется департаментом на основании соответствующих заявлений физического или юридического лица, то в силу требований Закона N 210-ФЗ совершение такой административной процедуры предполагает наличие разработанного и утвержденного административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления государственной услуги. Приказ ДИЗО от 12.09.2023 N 154 в данном случае не соответствует требованиям Закона N 210-ФЗ и не может заменять собой административный регламент.
Вышеописанные обстоятельства послужили причиной обращения прокуратуры в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При этом, право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия государственного органа, нарушающего права и законные интересы неопределенного круга граждан, организаций - субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также публичные интересы в сфере указанной деятельности, предусмотрено абзацем первым части 1 статьи 52 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в абзаце втором пункта 13 Постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулирует Закон N 210-ФЗ.
В статье 2 Закона N 210-ФЗ приведены используемые для целей данного закона основные понятия, в том числе:
государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1);
заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3);
административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4).
В статье 5 Закона N 210-ФЗ перечислены права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, в том числе: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (пункт 2); получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 3); досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг (пункт 4); получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии (пункт 5).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 и части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Главой 3 Закона N 210-ФЗ урегулированы вопросы, связанные с разработкой и утверждением административных регламентов.
Так, согласно части 2 статьи 12 Закона N 210-ФЗ структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения (пункт 1); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 2); состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились (пункт 3); формы контроля за исполнением административного регламента (пункт 4); досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников (пункт 5).
При этом, исходя из части 1 статьи 14 Закона N 210-ФЗ, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать, в том числе: результат предоставления государственной или муниципальной услуги; срок предоставления услуги; исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; показатели доступности и качества услуг.
Обязанность по разработке проекта административного регламента часть 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ возлагает на орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Часть 1 статьи 29 Закона N 210-ФЗ указывает на обязательность разработки и принятия административных регламентов, а также на необходимость включения информации о них в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Требования к разработке и утверждению исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) до 15.12.2023 действовали в редакции постановления Правительства Севастополя от 24.06.2014 N 90 "О Порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)".
С 15.12.2023 вступило в силу постановление Правительства Севастополя от 14.12.2023 N 608-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами города Севастополя и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Севастополя" (вместе с "Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами города Севастополя") (далее - Порядок N 608).
Исходя из пункта 1.3 Порядка N 608, в случае разработки отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления конкретного полномочия органа, предоставляющего государственную услугу, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом органа, предоставляющего государственную услугу, не регулируются вопросы, относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с данным Порядком.
Согласно пункту 1.5 Порядка N 608 разработка административных регламентов включает следующие этапы: внесение в Федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФГИС ФРГУ) органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры) (подпункт "а"); преобразование сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в машиночитаемый вид в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 3 статьи 12 Закона N 210-ФЗ (подпункт "б"); автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, проекта административного регламента в соответствии с требованиями к структуре и содержанию административных регламентов, установленными разделом II данного Порядка (подпункт "в").
С учетом приведенных выше требований, суд первой инстанции правомерно заключил, что те фактически сложившиеся правоотношения по рассмотрению департаментом заявлений физических и юридических лиц о необходимости представления (направления) департаментом в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности города Севастополя, подпадают под понятие государственной услуги, приведенное в пункте 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ. В связи с чем, соответствующая функция должна реализовываться государственным органом в рамках предоставления государственных услуг в порядке, определяемом Законом N 210-ФЗ.
Так, в рассматриваемой ситуации департамент, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, реализует свою функцию по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя. При этом, такая административная процедура осуществляется по запросам физических и юридических лиц в пределах установленных нормативными правовыми актами города Севастополя полномочий ДИЗО.
Такая деятельность департамента подлежит реализации с обязательным соблюдением прав заявителей при получении государственной услуги (статья 5 Закона N 210-ФЗ), в том числе: получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме; получение государственной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственной услуги; получение государственной услуги в многофункциональном центре.
В большинстве случаев подача департаментом заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности города Севастополя, является необходимым и обязательным условием для последующей реализации гражданами и организациями своих прав в отношении такого имущества (например, предоставление земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование).
При этом, действующие административные регламенты ДИЗО по предоставлению соответствующих государственных услуг не содержат в себе такой отдельной административной процедуры, как представление департаментом в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе с соблюдением требований части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, требуя от физических и юридических лиц отдельного обращения в целях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности города Севастополя, департамент фактически создал в своей деятельности самостоятельное направление по приему и рассмотрению таких заявлений. При этом, такое направление деятельности требует четкой регламентации по срокам и последовательности совершения необходимых административных процедур (действий), а также обеспечения прав заявителей при получении государственной услуги, что достигается путем разработки и утверждения соответствующего административного регламента.
Принятый департаментом приказ от 12.09.2023 N 154 не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а поэтому не может служить основанием для освобождения департамента от исполнения обязанности по нормативному регулированию своей деятельности в части рассмотрения заявлений граждан и организаций о необходимости представления департаментом в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности города Севастополя, путем разработки и принятия административного регламента по предоставлению соответствующей государственной услуги.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.05.2020 N 221-ПП утвержден Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется на территории города Севастополя по принципу "одного окна" в государственном автономном учреждении "Цифровой Севастополь - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" (далее - Перечень N 221).
Действительно, как указывает департамент, спорная государственная услуга не включена в указанный Перечень.
Однако, Перечень N 221 определяет только те государственные и муниципальные услуги, организация предоставления которых осуществляется в многофункциональном центре в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии с исполнительными органами государственной власти города Севастополя. Наличие такого перечня предусмотрено частью 6 статьи 15 Закона N 210-ФЗ.
Данный перечень не исключает возможности наличия иных государственных и муниципальных услуг, получение которых допускается путем обращения заявителя непосредственно в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (часть 1.1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ).
Кроме того, исходя из содержания приведенной ранее нормы пункта 1.5 Порядка N 608, формированию проекта административного регламента предшествует этап внесения в Федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге.
В связи с чем, довод департамента о том, что его обязанность по разработке спорного административного регламента возникнет только после включения соответствующей государственной услуги в Перечень N 221, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании норм законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (далее - Перечень N 2113), спорная государственная услуга также не включена.
Однако, указанный Перечень не является исчерпывающим и направлен исключительно на обеспечение систематизации Казначейством России сведений, размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.02.2024 по делу N А84-8723/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Архипенко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-8723/2023
Истец: Прокуратура города Севастополя
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА И КАДАСТРА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя