г. Вологда |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А05-5258/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ячменёва Г.Г., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника "РЖД-Медицина" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2024 года по делу N А05-5258/2023,
при участии в судебном заседании представителей:
от учреждения: Недорезовой И.Б. (доверенность от 30 июня 2023 года N 7),
от иных лиц: не было (извещены),
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Поликлиника "РЖД - Медицина" города Котлас" (ОГРН 1042900020239, ИНН 2901126556; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Тимме Я., дом 5) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558, ИНН 2901061980; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) о взыскании 1 335 595 руб. 48 коп. вреда, причиненного действиями (бездействием) Министерства, выразившимися в непринятии мер по обеспечению прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории Архангельской области и по финансовому обеспечению и реализации территориальной программы ОМС в Архангельской области.
В период рассмотрения дела в суде первой инстанции истец изменил наименование на частное учреждение здравоохранения "Клиническая поликлиника "РЖД-Медицина" (далее - Поликлиника, учреждение), о чем уведомил суд. Суд первой инстанции в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) принял уточнение наименования.
В заявлении от 27 ноября 2023 года учреждение уточнило требования, просило взыскать с Архангельской области в лице Министерства финансов 1 335 595 руб. 48 коп. убытков в виде неполученных средств за оказанную медицинскую помощь вследствие отсутствия финансового обеспечения территориальной программы ОМС на 2021 год в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда медицинского страхования бюджетам территориальных фондов, что повлекло недостаточность объемов и финансового обеспечения, необходимых для оплаты фактически оказанной медицинской помощи (том 7, листы 155-158).
Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации. В протоколе судебного заседания от 27 ноября 2023 года отражено, что предметом спора является требование истца о взыскании с Архангельской области в лице Министерства 1 335 595 руб. 48 коп. вреда, причиненного действиями (бездействием) Министерства, выразившимися в непринятии мер по обеспечению прав граждан в сфере ОМС на территории Архангельской области и по финансовому обеспечению и реализации территориальной программы ОМС в Архангельской области (том 7, лист 232).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205; адрес: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Правительство), Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (163069, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - Комиссия), Министерство здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303; адрес: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Минздрав области), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163069, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - Архангельский ТФОМС), Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1027739712857, ИНН 7727032382; адрес: 127055, Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тверской, улица Новослободская, дом 37, корпус 4а; далее - ФФОМС), акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427; адрес: 107045, Москва, переулок Уланский, дом 26, помещение 3.01; далее - АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"), общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование" (ОГРН 1027806865481; ИНН 7813171100; адрес: 115035, Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Якиманка, Кадашёвская набережная, дом 30; далее - ООО "Капитал Медицинское Страхование").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2024 года по делу N А05-5258/2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для привлечения Министерства финансов области к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков (вины и противоправности действий (бездействия) Министерства, причинно-следственной связи между такими действиями и наступившим ущербом).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Поликлиника обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что Архангельской областью в лице Министерства финансов не реализованы полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в части финансирования территориальной программы на 2021 год в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов, что повлекло недостаточность объемов и финансового обеспечения, необходимых для оплаты фактически оказанной медицинской помощи.
Представитель Поликлиники Недорезова И.Б. в судебном заседании 11 июня 2024 года поддержала доводы и требования апелляционной жалобы.
Министерство финансов, Правительство, Комиссия, Министерство здравоохранения и ООО "Капитал Медицинское Страхование" в отзывах на апелляционную жалобу выражают согласие с решением суда первой инстанции и просят оставить его без изменения; указывают, что отказ в оплате соответствующих случаев медицинской помощи, которые не оплачены страховыми медицинскими организациями, являются убытками. Считают, что отказ в оплате оказанных случаев медицинской помощи обусловлен превышением со стороны Поликлиники выделенных объемов предоставления медицинской помощи.
От Архангельского ТФОМС, ФФОМС и АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается в том числе отчетом о публикации 9 мая 2024 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство финансов и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Поликлиники, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Поликлиникой, Архангельским ТФОМС, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ООО "Капитал Медицинское страхование" (страховые медицинские организации) заключен договор от 19 января 2021 года N 57 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор ОМС; том 1, листы 21-35).
По условиям пункта 1.1 договора ОМС Поликлиника обязуется с даты вступления в силу настоящего договора и до 31 декабря текущего года (включительно) оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС, а страховая медицинская организация - оплатить оказанную застрахованному в страховой организации в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором.
Согласно пункту 2 договора ОМС объёмы предоставления медицинской помощи и объёмы финансового обеспечения медицинской помощи, распределённые истцу решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что ОМС Архангельский ТФОМС обязан оплачивать медицинскую помощь по базовой программе, оказанную Поликлиникой застрахованным лицам, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, на основании представленных Поликлиникой реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленными правилами обязательного медицинского страхования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поликлиники.
На основании пункта 7.1 договора ОМС страховая компания обязана оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную Поликлиникой застрахованному в страховой медицинской организации лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных Поликлинике решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 N 326-ФЗ, объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, на основании представленных Поликлиникой в Архангельский ТФОМС реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставлении медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования путем перечисления денежных средств на расчетный счет поликлиники не позднее 25 числа (включительно).
Согласно пункту 10 договора ОМС Поликлиника осуществляет оказание медицинской помощи по территориальной программе при заболеваниях, состояниях (группе заболеваний, состояний), приведенных в территориальной программе обязательного медицинского страхования в пределах распределенных учреждению решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, объема предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности поликлиники.
Из пункта 23 договора ОМС следует, что он вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяется на правоотношения, возникшие в рамках реализации базовой программы ОМС и территориальной программы ОМС на 2021 год и действует до исполнения сторонами своих обязательств по договору.
До заключения договора Поликлиника в уведомлении о намерении в 2021 году осуществлять деятельность в сфере ОМС направила предложение по выполнению объемов медицинской помощи: по дневному стационару - 930 случаев лечения, по неотложной помощи - 5 930 (без учета стоматологии) посещений.
Решением Комиссии от 29 декабря 2020 года для Поликлиники утвержден план дневного стационара - 875 случаев, по неотложной медицинской помощи (включая стоматологические) - 5 350 случаев.
В дальнейшем решениями Комиссии план дневного стационара и неотложной медицинской помощи неоднократно менялся.
Так, решением Комиссии от 19 февраля 2021 года для Поликлиники утвержден план дневного стационара - 875 случаев, по неотложной медицинской помощи (включая стоматологические) - 3 250 случаев.
Решением Комиссии от 5 апреля 2021 года план дневного стационара уменьшен до 693 случаев, по неотложной медицинской помощи (включая стоматологические) - увеличен до 4 850 случаев.
Решением Комиссии от 7 июля 2021 года перераспределены объемы дневного стационара между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" и Поликлиникой в количестве 30 случаев, за счет чего годовой план Поликлиники по дневному стационару составил 723 случая, по неотложной медицинской помощи оставлен без изменения (4 850 случаев).
Решением Комиссии от 30 ноября 2021 года план дневного стационара увеличен до 833 случаев, решениями Комиссии от 31 августа 2021 года и от 4 октября 2021 года план по неотложной медицинской помощи (включая стоматологические) увеличен до 4 985 и 5 705 случаев соответственно.
Решением Комиссии от 27 декабря 2021 года план дневного стационара увеличен до 877 случаев, по неотложной медицинской помощи (включая стоматологические) - увеличен до 6 165 случаев.
27 декабря 2021 года Поликлиника обратилась в Комиссию с заявлением N 3791 по увеличению объемов предоставления медицинской помощи по дневному стационару - до 961 случая и неотложной медицинской помощи - до 6 510 случаев с учетом плановой потребности (том 1, листы 121-122).
Решением Комиссии от 25 января 2022 года N 1 (с приложениями) объемы медицинской помощи и финансового обеспечения в части медицинской помощи по дневному стационару и неотложной медицинской помощи Поликлиники оставлены без изменения (том 1, листы 125-137).
Не согласившись с решением Комиссии от 25 января 2022 года N 1 в части не выделения дополнительных объемов медицинской помощи по неотложной помощи (без учета стоматологии) - 6 510 случаев, по дневному стационару - 941 случай, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС (пункт 1 (приложения 3, 6)), Поликлиника оспорила его в судебном порядке. Кроме того, Поликлиника просила возложить на Комиссию обязанность внести изменения в решение от 25 января 2022 года N 1 о распределении объемов медицинской помощи и объемов финансового обеспечения медицинской помощи для учреждения на 2021 год: по неотложной помощи (без учета стоматологии) - 6 510 случаев на сумму 5 575 978 руб., по дневному стационару - 941 случай на сумму 12 793 653 руб. 18 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 марта 2023 года по делу N А05-4565/2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Поликлиника в 2021 году оказала медицинскую помощь застрахованным гражданам и выставила страховым медицинским организациям (АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ООО "Капитал Медицинское Страхование") счета на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС.
По результатам проведенного Архангельским ТФОМС медико-экономического контроля медицинской помощи Поликлинике выданы заключения от 15 января 2022 года N 08.3-3225544, N 08.3-3225707, N 08.3-3225543, N 08.3-3225479, N 08.3-3225482, N 08.3-33226022, N 08.3-3225768, N 08.3-3225481, N 08.3-3227292, N 08.3-3227310, N 08.3-3228254, N 08.3-3227311, N 08.3-3225017 и N 08.3-3225010 (том 1, листы 37-116), на основании которых Поликлинике отказано в оплате медицинской помощи в условиях дневного стационара и медицинской помощи в неотложной форме на сумму 1 335 595 руб. 48 коп. по причине предъявления к оплате медицинской помощи сверх размера финансового обеспечения.
Названными заключениями отказано в оплате следующих счетов: от 16 декабря 2021 года N N 1270, 1271, 1273, 1274, 1275, 1276, 1277 и 1284, от 31 декабря 2021 года N 1487 (неотложная помощь), от 31 декабря 2021 года N 1506 и 1507 (дневной стационар), от 31 декабря 2021 года N 1510 (неотложная помощь), от 31 декабря 2021 года N 1553 и 1554 (дневной стационар).
Сумма отказа в оплате медицинской помощи в условиях дневного стационара составила 968 347 руб. 85 коп., в оплате медицинской помощи в неотложной форме - 367 247 руб. 63 коп.
По мнению Поликлиники, превышение объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленных решениями Комиссии, обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в регионе в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией.
Посчитав, что финансовое обеспечение и реализация территориальных программ ОМС в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, а также утверждение бюджетов территориальных фондов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, Поликлиника обратилась в суд с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов о взыскании 1 335 595 руб. 48 коп. убытков.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Поликлиника не обосновала, какие нарушения действующего законодательства допустило Министерство финансов, по причине которых Поликлиника перевыполнила распределенные объемы предоставления медицинской помощи, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
Субъектный состав и участники ОМС определены в статье 9 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которой субъектами ОМС являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд, а к участникам ОМС относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Исходя из положений статьи 4 Закона N 326-ФЗ, одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами ОМС.
В пункте 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных этим Законом.
В соответствии со статьей 37 Закона 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с настоящим Законом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, в установленном настоящим Законом порядке.
На основании части 2 указанной статьи по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется:
оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС;
оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы ОМС в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС.
Как уже отмечалось выше, во исполнение приведенных норм между Архангельским ТФОМС, страховыми медицинскими организациями и Поликлиникой 19 января 2021 года заключен четырехсторонний договор ОМС.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Аналогичные положения содержатся в пункте 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н, Правила ОМС).
В соответствии с пунктом 142 Правил ОМС страховая медицинская организация направляет средства на авансирование и оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемыми в соответствии со статьей 39 Закона в течение трех рабочих дней со дня получения целевых средств от территориального фонда, направляемых им соответственно согласно подпунктам 1 и 2 пункта 128 настоящих Правил.
В силу пункта 143 указанных Правил оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС по способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи, определенным в тарифном соглашении, заключенном в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ.
По мнению Поликлиники, она понесла убытки на сумму 1 335 595 руб. 48 коп. (сумма оказанных, но не оплаченных медицинских услуг) в связи с бездействием Министерства финансов, которое выразилось в непринятии мер по обеспечению прав граждан в сфере ОМС на территории Архангельской области и по финансовому обеспечению и реализации территориальной программы ОМС в Архангельской области.
На основании статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинно-следственную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
В силу части 1 статьи 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Для наступления гражданско-правовой ответственности по статье 15 Гражданского кодекса истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что Поликлиника не представила в материалы дела доказательств наличия совокупности таких условий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Поликлиникой, ею превышен утвержденный на 2021 год объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, что привело к отказу в оплате 136 страховых случаев на общую сумму 968 347 руб. 85 коп. по дневному стационару и 917 страховых случаев на общую сумму 367 247 руб. 63 коп. по неотложной помощи, всего на сумму 1 335 595 руб. 48 коп.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
На основании части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС.
Частью 9 этой же статьи предусмотрено, что для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис обязательного медицинского страхования, включают в себя объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждено Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 108н).
Состав Комиссии в Архангельской области утвержден распоряжением Правительства Архангельской области от 15.10.2019 N 464-рп (том 1, листы 175-185).
В пункте 4 Положения N 108н закреплены полномочия комиссии по разработке территориальной программы ОМС. В частности, согласно подпункту 3 пункта 4 Положения комиссия распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения в динамике до трех лет (за исключением медицинских организаций, впервые включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в году, на который формируется территориальная программа обязательного медицинского страхования).
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8 и 9 Положения N 108н.
Критерии, по которым комиссией осуществляется распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, перечислены в пункте 11 Положения N 108н. Соотношение оказанных объемов и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации является одним из критериев распределения объемов медицинской помощи, предусмотренных подпунктом 4 пункта 11 Положения N 108н.
Из содержания пунктов 8-11 Положения N 108н следует, что оценка критериев распределения объемов медицинской производится Комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе, показателями, применимыми к конкретной медицинской организации. Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2023 года по делу N А56-22822/2022, финансирование территориальной программы ОМС носит некоммерческий характер, а положения Закона N 326-ФЗ не содержат норм, обязывающих Комиссию распределять объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, в строгом соответствии с предложениями всех медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи и с учетом экономических потребностей данных организаций. Приведенными нормативно-правовыми актами не установлена обязанность Комиссии распределять объемы предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с целью обеспечения финансовой деятельности коммерческих организаций, учитывая, что целью ОМС в силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ является обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая.
Оценка критериев производится Комиссией комплексно и решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи обусловлено, в том числе показателями, применимыми к конкретной медицинской организации.
При этом влияние показателей и критериев, значимых для распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, не имеет формульного и (или) числового выражения и учитывается комплексно, в том числе в рамках остаточного расчетного механизма: распределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по приоритетным профилям медицинской помощи, в дальнейшем - распределение по приоритетным медицинским услугам (группам медицинских услуг), в дальнейшем - распределение среди медицинских организация, реализующих приоритетными профили медицинской помощи и приоритетные медицинские услуги, в дальнейшем - распределение в пределах общего объема территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области.
В соответствии с пунктом 20 Положения N 108н решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия наделена исключительными полномочиями в решении отдельных вопросов в сфере ОМС, в том числе полномочиями по распределению и перераспределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями - участниками ОМС.
Как следует из материалов дела, учреждение 25 октября 2021 года, 22 ноября 2021 года и 27 декабря 2021 года обращалось в Комиссию с предложением по увеличению объемов предоставления медицинской помощи по дневному стационару и по неотложной помощи (том 1, листы 117-122). Однако указанные обращения оставлены без удовлетворения. Согласно протоколу заседания Комиссии от 25 января 2022 года N 1 принято решение об оставлении без изменения установленных для Поликлиники объемов медицинской помощи и финансового обеспечения.
Как указывалось ранее, названное решение Комиссии оспаривалось Поликлиникой в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 марта 2023 года по делу N А05-4565/2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В рамках настоящего дела Поликлиника не привела каких-либо новых доводов относительно того, какие были допущены нарушения в распределении и (или) отсутствии корректировки объемов предоставления Поликлиникой медицинской помощи.
Вопреки позиции истца, Министерство финансов Архангельской области не наделено полномочиями по участию в деятельности Комиссии, проверке решений Комиссии на предмет их законности и обоснованности, не может каким-либо образом влиять на принятие Комиссией решений. Исходя из норм Положения N 108н и распоряжения Правительства Архангельской области от 15.10.2019 N 464-рп "О комиссии по разработке территориальной программы ОМС Архангельской области" в состав Комиссии должностные лица Министерства финансов не входят.
Из содержания статьи 9 Закона N 326-ФЗ следует, что Архангельская область в лице Министерства финансов не относится ни к субъектам ОМС, ни к участникам ОМС.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 217-пп утверждено Положение о Министерстве финансов Архангельской области (далее - Положение N 217-пп).
Согласно подпункту 1 пункта 8 Положения N 217-пп Министерство финансов в сфере составления проекта областного бюджета и долгосрочного бюджетного планирования осуществляет непосредственное составление проекта областного закона об областном бюджете и представление его в Правительство Архангельской области, участие в разработке проекта областного закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области.
По мнению Поликлиники, незаконные действия (бездействие) Министерства финансов выразились в нарушении им пункта 7 части 1 статьи 6, пункта 3 статьи 8 Закона N 326-ФЗ, пунктов 5, 6 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ, поскольку при составлении проекта областного закона об областном бюджете на год не предусмотрело бюджетные ассигнования на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в Архангельской области в размере, превышающем размер субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Архангельского ТФОМС, что повлекло недостаточность финансирования территориальной программы ОМС в Архангельской области и как следствие, не позволило принять к оплате все счета, предъявленные медицинскими организациями Архангельской области.
Вместе с тем Поликлиникой не учтено следующее.
К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В пункте 5 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 326-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится, в том числе, финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.
Между тем, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, указанная норма права не содержит прямого указания об оплате за счет средств областного бюджета объемов медицинской помощи, превышенных медицинской организацией.
Частью 1 статьи 3 Закона 326-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение при наступлении страхового случая осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Решение об участии в системе обязательного медицинского страхования принимается медицинской организацией добровольно, подписывая соответствующий договор, медицинские организации соглашаются с условиями деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно части 11 статьи 36 Закона 326-ФЗ стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.
Структура бюджетной системы Российской Федерации закреплена в статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), согласно которой к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (статья 11 Бюджетного кодекса).
Согласно статье 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Статьей 12 указанного Кодекса установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Размер бюджетных ассигнований бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Архангельской области на 2021 год определен законом Архангельской области от 21.12.2020 N 362-22-ОЗ "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Утвержденная стоимость территориальной программы на 2021 год установлена приложением N 6 к территориальной программе.
Согласно части 4 статьи 26 Закона 326-ФЗ доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся:
субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части);
платежи субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом;
платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
доходы от размещения временно свободных средств;
межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации;
межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые субъекту Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, Поликлиника не пояснила, в связи с чем именно средства областного бюджета, а не иные источники доходов ТФОМС, должны использоваться при возмещении вреда в рассматриваемой ситуации.
Пунктом 13 статьи 13 Закона Архангельской области от 21.12.2020 N 363-22-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрено, что в соответствии со статьей 8 Закона N 326-ФЗ из областного бюджета бюджету Архангельского ТФОМС предоставляется межбюджетный трансферт в объеме 843 006 034,70 рубля на финансовое обеспечение и реализацию территориальной программы ОМС в размере, превышающем размер субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Архангельского ТФОМС.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления межбюджетного трансферта (уплаты платежей (платежа) из областного бюджета бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области в 2021 году на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области в части базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 23.11.2021 N 649-пп (действовало до 29 ноября 2022 года), межбюджетный трансферт предоставляется бюджету территориального фонда на цели, указанные в пункте 1 части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ:
1) на увеличение стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - территориальная программа обязательного медицинского страхования) в целях увеличения числа лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) и диагностических исследований магнитно-резонансной и компьютерной томографии;
2) на дополнительное финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи, оплачиваемой по подушевому нормативу финансирования (для достижения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597);
3) на дополнительное финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи, оплачиваемой по подушевому нормативу финансирования (в целях погашения и избежания просроченной кредиторской задолженности).
Из отчета, направленного Министру финансов Архангельской области с письмом от 4 февраля 2022 года N 521/01-08, следует, что предоставленный межбюджетный трансферт израсходован ТФОМС на вышеназванные цели.
Таким образом, полномочие, установленное пунктом 3 статьи 8 Закона N 326-ФЗ, реализовано органами государственной власти Архангельской области в виде предоставления межбюджетного трансферта. При этом осуществлено финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда. Общий размер указанного дополнительного финансового обеспечения составил 843 006 034,70 рублей.
Следовательно, вопреки позиции учреждения, Министерством финансов области не допущено ни неправомерного бездействия, ни незаконных действий.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено правовых норм, которые предусматривали бы обязанность выделения областным бюджетом конкретного размера межбюджетного трансферта бюджету ТФОМС либо иных финансовых средств в размере, учитывающем фактические объемы оказанной медицинскими организациями медицинской помощи.
Медицинская организация имеет право требовать оплаты не любой медицинской помощи, оказанной застрахованному по ОМС лицу, а только той, которая оказана в объеме, предусмотренном договором ОМС, заключаемому в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ со страховой медицинской организацией, которая обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в случае, если в медицинскую организацию обращается лицо, застрахованное конкретной страховой медицинской организацией.
При этом, исходя из положений части 5 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация не только должна быть включена в реестр медицинских организаций, участвующих в ОМС, но ей должен быть установлен объем предоставления медицинской помощи, предусмотренный решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2023 года по делу N А56-47580/2022 и от 19 января 2023 года по делу N А56-22822/2022.
Применительно к рассматриваемой ситуации при распределении объемов предоставления и финансового обеспечения учтена потребность населения по профилям и клинико-статистическим группам медицинской помощи, численность прикрепленного населения, фактическое выполнение объемов медицинской помощи в предыдущие периоды и другие факторы, что отражено в решении Арбитражного суда Архангельской области от 6 марта 2023 года по делу N А05-4565/2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2023 года.
Поликлиника не привела убедительного обоснования, какие именно нарушения (действия, бездействие) допустило Министерство финансов, в связи с которыми в рамках договора на оказание медицинской помощи в 2021 году ею были перевыполнены распределенные объемы предоставления медицинской помощи.
Как казано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2022 года N 302-ЭС22-6708, подход, согласно которому была бы допустима оплата любой фактически оказанной медицинской организацией медицинской помощи, по страховым случаям, виду и условиям формально соответствующей Территориальной программе, только на основании предъявленных реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, не соответствует Закону N 326-ФЗ и принятым на его основе названным выше нормативным правовым актам, решениям комиссии, договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Оценивая доводы Поликлиники, суд апелляционной инстанции еще раз отмечает, что из норм Закона N 326-ФЗ и Правил ОМС прямо следует, что основаниями для оплаты оказанной медицинской помощи по ОМС являются представленные медицинской организацией реестры счетов и счета только в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Законодательство в сфере ОМС не предоставляет медицинской организации право выставлять на оплату счета за медицинскую помощь, оказанную за пределами объёмов медицинской помощи, установленных медицинской организации решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Следовательно, у Поликлиники отсутствует как право выставлять счета на оплату за оказанную медицинскую помощь за рамками объёмов медицинской помощи, распределённых Поликлинике Комиссией, так и право требовать оплаты таких счетов.
В рассматриваемом случае Поликлиникой указанные требования Закона N 326-ФЗ и положений Правил ОМС не соблюдены, поскольку на оплату представлены счета и реестры счетов за рамками объёмов медицинской помощи, распределённых ей Комиссией.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2022, разъяснено, что в оплате медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, может быть отказано, если в установленном порядке объем медицинской помощи не был перераспределен.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 3364-О, конкретизируя приведенные конституционные положения, Закон N 326-ФЗ устанавливает, в частности, порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает требование данного Федерального закона о том, что оплате подлежит только установленный решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования для медицинской организации объем медицинской помощи (часть 1 статьи 39). Учитывая, что средства обязательного медицинского страхования имеют особое публичное предназначение, медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы обязаны обеспечить их целевое использование в установленных объемах.
В данном случае объемы предоставления медицинской помощи и объемы финансового обеспечения предоставления медицинской помощи в 2021 году окончательно распределены решением Комиссии от 25 января 2021 года N 1.
Министерство финансов области не входит в состав Комиссии и не имеет полномочий по влиянию на вынесенные решения.
Кроме того, Поликлиника не обосновала, почему именно средства областного бюджета, а не какие-либо иные источники доходов территориального фонда, закрепленные в части 4 статьи 26 Закона N 326-ФЗ должны использоваться при возмещении убытков.
Как указывалось ранее, во исполнение полномочия, предусмотренного пунктом 3 статьи 8 Закона N 326-ФЗ, органами государственной власти Архангельской области предоставлен межбюджетный трансферт на сумму 843 006 034,70 рублей на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда.
Более того, как следует из материалов дела, Правительством Архангельской области в рамках деятельности субъектов, связанных с реализацией территориальной программы ОМС Архангельской области, на постоянной основе проводится работа по привлечению финансовых средств для дополнительного финансирования указанной программы.
Так, Правительством Архангельской области в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации направлены письма от 17 мая 2021 года N 02-06/466, от 11 октября 2021 года N 02-06/1126, от 5 августа 2022 года N 02-06/1035; Губернатором Архангельской области в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации направлено письмо от 22 марта 2022 года N 02-06/385; Архангельским ТФОМС в адрес Федерального ФОМС направлены письма от 19 февраля 2021 года N 673/01-08 и от 27 апреля 2021 года N 1610/01-08 (том 2, листы 138-148).
В указанных письмах содержалась просьба рассмотреть вопрос о предоставлении иного межбюджетного трансферта на дополнительное финансовое обеспечение государственных медицинских организаций в рамках территориальной программы ОМС.
Кроме того, территориальным фондом совместно с Министерством здравоохранения Архангельской области в адрес Федерального фонда поданы сведения о финансовом обеспечении территориальной программы ОМС (том 2, лист 149), в составе которых указывается информация о размере финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, не принятой к оплате в связи с превышением объемов оказания медицинской помощи, распределенных Комиссией и не оплаченной. Соответствующая информация используется, в том числе для определения необходимости выделения дополнительных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда для дополнительного финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования и, соответственно, потенциальной оплаты той медицинской помощи, в оплате которой первоначально отказано в связи с превышением выделенных Комиссией объемов.
В то же время Поликлиникой не представлены доказательства, свидетельствующие о противоправных действиях, либо неправомерном бездействии Министерства финансов области, его вины в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и возникшими расходами Поликлиники в сумме 1 335 595 руб. 48 коп.
С учетом изложенного, при установленных фактических обстоятельствах и правовом регулировании обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Рассмотрев апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Клиническая Поликлиника "РЖД-Медицина" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 апреля 2024 года по делу N А05-5258/2023, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 апреля 2024 года по делу N А05-5258/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Клиническая Поликлиника "РЖД-Медицина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5258/2023
Истец: здравоохранения "Клиническая поликлиника "РЖД-Медицина" города Архангельск", здравоохранения "Поликлиника "Ржд-Медицина" города Котлас"
Ответчик: Министерство финансов Архангельской области
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, министерство здравоохранения Архангельской области, ООО "Капитал Медицинское Страхование", Правительство Архангельской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный ФОМС, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования