г. Саратов |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А57-22039/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Борисовой Т.С., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузьминой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2024 года по делу N А57-22039/2023
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор" (ОГРН 1186451003595, ИНН 6439094158)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
о взыскании неосновательного обогащения за январь 2023 года в размере 91 122 руб. 28 коп.,
при участии в судебном заседании: от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Пустошкина Татьяна Сергеевна, по доверенности от 06.09.2022 N 64АА382817; представитель Гамаюнов Михаил Геннадьевич, по доверенности от 04.10.2023 N 355; от общества с ограниченной ответственностью "Навигатор" - представитель Козловой Ирины Леонидовны, по доверенности от 10.01.2024, иные лица - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор" (далее - ООО "Навигатор", ответчик) о взыскании основательного обогащения за январь 2023 года в размере 91 122 руб. 28 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2024 года с общества с ограниченной ответственностью "Навигатор" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взысканы неосновательное обогащение, возникшее вследствие неоплаты потребленной горячей воды при содержании общего имущества (МКД) за январь 2023 года в размере 91 122 руб. 28 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 645 руб.
Публичному акционерному обществу "Т Плюс" выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 184 руб. 00 коп., излишне уплаченной платежным поручением N 049006 от 25.07.2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Навигатор", не согласившись с данным судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой с учетом дополнительных пояснений просит решение в части взыскания неосновательного обогащения в размере 91 122,28 руб. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в размере 86 334,72 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
ПАО "Т Плюс" в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены пояснения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участи представители публичного акционерного общества "Т Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Навигатор".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Распоряжением председателя второго судебного состава от 03 июня 2024 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Котляровой А.Ф. на судью Борисову Т.С. для рассмотрения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Навигатор" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2024 года по делу N А57-22039/2023.
Согласно части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Из поступившей апелляционной жалобы следует, что ООО "Навигатор" обжалует решение суда в части взыскания неосновательного обогащения в размере 4 787 руб. 56 коп. В части взыскания неосновательного обогащения в размере 86 334 руб. 72 коп. апелляционная жалоба доводов не содержит.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, в том числе в виде электронных образов, размещенных в системе "КАД Арбитр" (далее - материалы дела), проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "Т Плюс" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывает услуги горячего водоснабжения на территории города Балаково Саратовской области.
Истец направлял в адрес ответчика проект договора горячего водоснабжения N 62145г, который не был заключен.
Как указывает истец, в январе 2023 года истцом в адрес ответчика были оказаны услуги по горячему водоснабжению на нужды общего имущества многоквартирного дома на сумму 91 122 руб. 28 коп., что подтверждается расчетными ведомостями к счетам-фактурам, сведениями о показаниях приборов учета. Оплата задолженности ответчиком не произведена.
Направленная 20.02.2023 истцом в адрес ответчика претензия N К-712-3962606-П оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае в отсутствие полной оплаты со стороны ответчика поставленного коммунального ресурса за заявленный период заявленные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьёй 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Исходя из содержания абзаца 10 пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 14, фактическое пользование потребителем услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.) обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие письменной формы договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 30).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ООО "Навигатор" осуществляет управление многоквартирными домами в г. Балакове, в том числе и в отношении МКД N 144 и 146 по ул. Комарова г. Балаково (сведения информационной системы ГИС ЖКХ: dom.gosuslugi.ru).
Ввиду того, что ООО "Навигатор" приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, находящемся в его управлении, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, обязанностью ответчика является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 года N 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, публичное акционерное общество "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунальных ресурсов ответчику, а ООО "Навигатор" является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с письмом Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
В отсутствие договора горячего водоснабжения истец в январе 2023 года поставил ответчику горячую воду на нужды общего имущества на сумму 91 122 руб. 28 коп., о чем представлены расчетные ведомости к счетам-фактурам, сведения о показаниях приборов учета.
Ответчик оспаривает произведенные начисления по МКД N N 144 и 146 по ул. Комарова в г. Балакове за январь 2023 года в размере 4787,56 руб.
Обращаясь в суд с апелляционной жалобой, ответчик указывает, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Балаково, ул. Комарова, д. 144 и д. 146 являются общежитиями с частичными удобствами, в которых отсутствует инженерная система горячего водоснабжения, в связи с чем, обязанность по оплате коммунальной услуги горячее водоснабжение на содержание общего имущества в части данных МКД у него отсутствует.
Вместе с тем, ответчиком не принято во внимание, что в соответствии с положениями ЖК РФ, а также пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общего имущества многоквартирного дома.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 августа 2022 года N 308-ЭС22-15667 законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома.
Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42 (1), 43 Правил N 354.
Поскольку в многоквартирном доме имеется общее имущество, включающее внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоснабжение, и в указанный дом поставляются коммунальные ресурсы, то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоснабжения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса.
Потребление коммунальных услуг при этом может происходить в ходе выполнения обязательных, включенных в минимальный перечень работ, услуг (например, потребление холодной воды и отведение стоков при ежегодной промывке внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, после замены внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения), также в виде технологически неизбежных потерь холодной воды, горячей воды во внутридомовых инженерных системах многоквартирных домов (Определение Верховного суда РФ от 21 января 2021 года N 303-ЭС20-22307).
На основании концессионного соглашения от 08.07.2022 ПАО "Т Плюс" Администрацией Балаковского муниципального района был передан объект теплоснабжения и горячего водоснабжения для реконструкции и осуществления деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей г. Балаково.
Согласно пункту 20 приложения N 1 к концессионному соглашению от 08.07.2022 Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области для реконструкции и осуществления деятельности по теплоснабжению ПАО "Т Плюс" передан трубопровод от ТКЗ/30 до ЦТП N 31 с ответвлениями от ТК-2-6-4 до ж/д N 144 по ул. Комарова от ТК2-6/4 до ж/д N 8 по ул. Вокзальная от ТК2-6/4 до ж/д N 146 по ул. Комарова от ТК2-6/5 до ж/д N 148 по ул. Комарова от ТК2-6/6 до ж/д N5 по ул. Вокзальная от ТК2-6/7 до ж/д N 7 по ул. Вокзальная от бескамерной врезки до ж/д N 6 по 3л. Вокзальная от ТК2-6/8 до ж/д N 9 по ул. Вокзальная (реестровый номер 399, кадастровый номер 64:40:000000:15099, год ввода в эксплуатацию 1999); технические характеристики: трубопровод центрального отопления, материал - сталь диаметром 0,159 м, протяженностью 1186 м, трубопровод ГВС, материал - сталь, диаметром 0,133 м, протяженностью 361,7 м, способ прокладки - подземная, канальная, непроходной канал.
Право муниципальной собственности зарегистрировано 21.07.2022 N 64-64-27/078/2011-477.
Как следует из представленных в материалы дела концессионного соглашения от 08.07.2022, показаний индивидуальных приборов учета, передаваемых ежемесячно жителями квартир и собственниками нежилых помещений, своевременно оплачиваемых квитанций, выставляемых ПАО "Т Плюс" в адрес жителей квартир и собственников нежилых помещений, инженерная система горячего водоснабжения спорных многоквартирных домов является действующей. Подача теплоносителя осуществляется от ЦТП-31 по прямому трубопроводу в многоквартирные дома N 144 и N 146 по ул. Комарова, г. Балаково. Обратный трубопровод отсутствует (тупиковая схема). Следовательно, вышеуказанные МКД подключены к централизованному горячему водоснабжению по закрытой системе.
15.01.2024 в ходе обследования трубопровода центрального отопления и горячего водоснабжения с ЦТП-31 на МКД N 144 и N 146 по ул. Комарова, г. Балаково. инженером 1 категории теплоинспекции г. Балаково Саратовского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" Плотниковым С.М. в присутствии главного инженера ООО "Навигатор" Пантюхина В. Ю. были составлены акты, согласно которым из ЦТП-31 выходят 3 трубопровода (2 трубопровода отопления и 1 трубопровод горячего водоснабжения. Соответственно, в подвалы многоквартирных домов заходят 3 трубопровода, один из которых подает горячее водоснабжение.
Кроме того, 24.05.2024 года также был проведен осмотр системы теплопотребления спорных МКД с участием представителей истца, ответчика и ОТЭК МКАУ УЖКХ, в ходе которого установлено следующие:
1. По МКД N 146 по ул. Комарова г. Балаково - от ЦТП -31 до т/к 2-6/4 проложен подающий трубопровод ЦО диаметром 159 мм, протяженностью 25 м, обратный трубопровод ЦО диаметром 159 мм, протяженностью 25 м.; от ЦТП-31 до т/к 2-6/4 проложен трубопровод ГВС по тупиковой схеме - 25 мм, диаметром 159 мм. От т/к 2-6/4 в МКД заходит один трубопровод ГВС (подающий) диаметром 57 мм, протяженностью 6 м.
Внутри МКД трубопровод ГВС - диаметром 15 мм проходит по коридору первого этажа с разветвлением по отдельным квартирам.
Врезка ГВС осуществлена в техническом подполье, высотой 0,8 м., в связи с чем не имеется возможности провести обследование трубопровода ГВС по всей длине.
2. По МКД N 144 по ул. Комарова г. Балаково - от ЦТП -31 до т/к 2-6/4 проложен подающий трубопровод ЦО диаметром 159 мм, протяженностью 25 м, обратный трубопровод ЦО диаметром 159 мм, протяженностью 25 м.; от ЦТП-31 до т/к 2-6/4 проложен трубопровод ГВС по тупиковой схеме - 25-м, диаметром 159 мм. От т/к 2-6/4 в МКД заходит один трубопровод ГВС (подающий) диаметром 57 мм, протяженностью 16 м.
Внутри МКД трубопровод ГВС - диаметром 15 мм проходит по коридору первого этажа с разветвлением по отдельным квартирам.
Врезка ГВС осуществлена в техническом подполье, высотой 0,8 м., в связи с чем не имеется возможности провести обследование трубопровода ГВС по всей длине.
Таким образом, конструктивные особенности многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Балаково, ул. Комарова, д. 144 и д. 146 предусматривают возможность потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение на содержание общего имущества ввиду наличия в них внутридомовых инженерных систем, по которым горячая вода, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подается в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылки общества на то, что при рассмотрении аналогичного спора за предшествующий период по делу N А57-26184/2019 в удовлетворении заявленных ПАО "Т Плюс" требований о взыскании неосновательного обогащения в отношении многоквартирных домов МКД N144 и N146 по ул. Комарова отказано, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку судебный акт по делу N А57-26184/2019 принят в связи с рассмотрением спора за более ранние периоды по иному объему и составу доказательств; не имеет преюдициальной силы по смыслу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.
При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае по причине отсутствия общедомового прибора учета расчет производился в соответствии с подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124 исходя из норматива потребления коммунальных услуг, установленного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области".
При этом само по себе отсутствие общедомового прибора учета в многоквартирном доме не исключает как само потребление горячей воды на нужды содержание общего имущества, так и обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать такое потребление.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что расчет потребленной тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома произведен в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2024 года по делу N А57-22039/2023 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ООО "Навигатор" - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2024 года по делу N А57-22039/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.М. Степура |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22039/2023
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО Навигатор
Третье лицо: Администрация Балаковского МР Саратовской области, Администрация Балаковского МР СО, АО "Энергосбыт Плюс"