г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-301712/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу Жилищно-строительный кооператив "Марьино-1" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2024 по делу N А40-301712/23, принятое в порядке упрощенного производства по иску АО "Экотехпром" к Жилищно-строительный кооператив "Марьино-1" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Экотехпром" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ЖСК "Марьино-1" о взыскании задолженности в сумме 217 275 руб. 15 коп., неустойки в размере 13 259 руб. 35 коп. по состоянию на 12.12.2023, а также с 12.12.2023 по дату фактической оплаты долга, 405 руб. 04 коп. почтовых расходов.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2024 возвращены встречные исковые требования. Первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец является исполнителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязуется принимать твердые коммунальные отходы и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между АО "Экотехпром" (далее-Региональный оператор) в лице ООО "МСК-НТ", и ЖСК "Марьино-1" (далее - Ответчик, Потребитель), с другой стороны, заключили Договор N 5-6-54/23 от 01.01.2023 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -Договор).
Истец свои обязательства по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчика исполнил в полном объеме за период июля 2023 по сентябрь 2023.
Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с условиями п. 11 Договора, оплата оказанных истцом услуг осуществляется ответчиком ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В настоящее время обязательства ответчика по оплате услуг истца, оказанных в период с марта июля 2023 по сентябрь 2023 не исполнены в полном объеме.
Между тем, услуги оказаны надлежащим образом, замечания по качеству услуг со стороны ответчика не поступали.
Таким образом, в нарушение обязательств по оплате услуг, а также ст. 781 ГК РФ за ответчиком числится задолженность в сумме 217 275 руб. 15 коп.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, учитывая, что доказательств оплаты услуг истца в полном объеме ответчиком не представлено, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у ответчика задолженности за оплату услуг по вывозу ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере 13 259 руб. 35 коп. за период с 11.08.2023 по 12.12.2023.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с условиями договора установлена ответственность за нарушение сроков оплаты в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет суммы неустойки и периоды начисления с учетом условий договора, возникновения обязательств по оплате, признан судом правильным, в связи с чем, требование истца о взыскании неустойки в размере 13 259 руб. 35 коп. суд первой инстанции удовлетворил в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Ст. 154 ГК РФ устанавливает, что любая двусторонняя сделка является договором. На основании ст. 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (Далее - Постановление N 1156 / Форма типового договора), собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональный оператор в соответствии с п. 8.10 Постановления N 1156 направил Потребителю 3 экземпляра проекта договора для подписания. К проекту договора Потребитель составил протокол разногласий. Указанный протокол был рассмотрен Региональным оператором, результатом чего стало составление протокола урегулирования разногласий, согласно которому разногласия были урегулированы частично. Договор, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, был направлен Потребителю в требуемый законом срок. П. 8.14 Постановления N 1156 устанавливает, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий. В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Соответственно, отношения между Потребителем и Региональным оператором могут быть определены только в рамках договорных отношений. Ссылка Потребителя на оказание услуг в рамках внедоговорных обязательств не соответствует законодательству.
В рамках протокола урегулирования разногласий разногласия сторон были урегулированы частично, так как Региональный оператор частично принял условия Потребителя, в остальной части мотивированно отказал. Соответственно, договор считается заключенным на условиях типового договора с учетом частично урегулированных разногласий.
Акты об оказании услуг были направлены Потребителю 31.10.2023, что подтверждается предоставленными в материалы дела чеком и описью. Мотивированного отказа от подписания актов в течение 5-х рабочих дней с момента получения предоставлено не было (п.п. "к" п. 18 в редакции Протокола урегулирования разногласий от 27.01.2023). В связи с этим услуги считаются выполненными и подлежат оплате, а акт сдачи-приемки считается подписанным.
Способ коммерческого учета ТКО, определенный Региональный оператором в договоре и протоколе урегулирования разногласий, а именно исходя из норматива накопления ТКО, является единственным законным способом учета объема ТКО Потребителя.
Согласно п. 1 ст. 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (Далее - Закон N 89-ФЗ), определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 (Далее - Правила N 505).
Ответчик указывает на необходимость осуществлять коммерческий учет образуемых ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Однако действующее законодательство в отношении жителей многоквартирных домов (МКД) и иных жилых домов устанавливает ограничение для выбора способа коммерческого учета ТКО.
П. б Правил N 505 определяет требование к расчёту с собственниками ТКО при коммерческом учете ТКО в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (исходя из норматива накопления ТКО или количества и объема контейнеров для накопления ТКО).
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (п.п. "а" пункта 5 Правил N 505).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Постановление N 354) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 92 приложения N 2 к Постановлению N 354.
Порядком расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.12.2021 г. N 1902-ПП, п. 6 определено, что порядок расчета платы в отношении ТКО, накопленных жителями МКД и иных жилых домов, начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО формируется в соответствии с п. 2.2 Порядка расчета платы, а именно, исходя из 1/12 норматива накопления ТКО в период с января по декабрь отчетного года.
Коммерческий учет в отношении жителей МКД и жилых домов, в соответствии с вышеуказанными правовыми актами.
П. 8 Правил N 505 установил следующее: при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абз. 3 п.п. "а" п. 5 Правил N 505, а именно исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Раздельное накопление ТКО Ответчиком не осуществляется.
На территории г. Москвы действует организованное раздельное накопление ТКО. Нормативными правовыми актами г. Москвы определен обязательный критерий для использования коммерческого учета ТКО при исполнении соответствующих договоров на оказание коммунальной услуги - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО -исключительно при раздельном накоплении ТКО, что соответствует законодательству в области обращения с отходами.
Указанная позиция подтверждается Письмом ФАС России от 11.08.2021 г. N ВК/67016/21 "О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ".
Согласно пункту 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями) Реестр включает в себя следующие разделы:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Сведений о наличии в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов контейнерной площадки, указанной в Договоре, в том числе с признаком организации раздельного накопления ТКО, ответчиком не представлено, как и доказательств, фактически подтверждающих раздельное накопление ТКО.
Также согласно пункту 10 Постановления Правительства N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии
соответствующей внутридомовой инженерной системы) (далее - выкатные);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В данном случае, МКД имеет мусорокамеры, в которых находятся выкатные контейнеры.
В соответствии с п.2.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2020 г. N 1813-ПП "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП" накопление ТКО осуществляется в МНО следующих типов: стационарные МНО; мусорокамеры многоквартирных домов; специально оборудованные с соблюдением санитарных норм и правил помещения зданий, строений, сооружений; специально отведенные места на территориях организаций, предназначенные для складирования отходов и отвечающие требованиям санитарных норм и правил; отдельно установленные с соблюдением санитарных норм и правил емкости на твердом покрытии с нанесенной на нем специальной разметкой.
В жилищном фонде, оборудованном мусоропроводами, должны применяться выкатные контейнеры, приспособленные для механизированной выгрузки бытового мусора из мусоропровода в контейнер и из контейнера в мусоровоз. Контейнеры должны постоянно находиться в мусорокамере, на выкатную площадку контейнеры перемещаются непосредственно перед перегрузкой мусора в мусоровоз, а после выгрузки мусора убираются в мусорокамеру.
Потребитель имеет контейнеры, размещенные в мусорокамерах, то есть многоквартирный дом оснащен мусорокамерами, что исключает раздельное накопление ТКО (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2023 г. N Ф05-9499/23 по делу N А40-72925/2022).
С учетом изложенного, единственный возможный способ коммерческого учета ТКО, который может быть определен договором на оказание услуг по обращению с ТКО между Региональным оператором и Потребителем - расчетный способ, исходя из нормативов накопления ТКО.
Ответчик не считает договор заключенным, осуществляет оплату по Договору N 5-6-320 от 30.12.2021 (Данная информация указана в назначении платежа платежных поручений), который действовал в течение 2022 г. и был прекращен. Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением написать письмо о перераспределении денежных средств (переплаты) со старого договора на новый. ответчик отказывается перераспределять денежные средства, что не по позволяет истцу относить их в счет оплаты по настоящему договору.
Расчет неустойки проверен судом, признан верным. Оснований для снижении неустойки судом не установлено.
Материалы апелляционной жалобы не содержат доказательств, опровергающих арифметическую правильность расчета неустойки, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Возвращая встречный иск, суд исходил из того, что встречный иск не содержит требование, направленное на зачет первоначального требования, удовлетворение встречного иска не исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска, а также между встречным и первоначальным исками не имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2024 по делу N А40-301712/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-301712/2023
Истец: АО "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "МАРЬИНО-1"