г. Москва |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А40-300286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Ким О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2024 года по делу N А40-300286/2023
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Т-Гекко"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
третье лицо: ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Глаголев Н.Н. по доверенности от 12.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Федоров Ю.В. по доверенности от 29.12.2023; |
от третьего лица: |
Патрикеев К.В. по доверенности от 24.07.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2024 года, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Т-Гекко" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (антимонопольный орган, Управление) от 08.12.2023 N 077/10/104-17638/2023, суд также обязал Управление устранить в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский концертный зал "Зарядье" (учреждение, ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье").
Не согласившись с принятым судом решением, ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование приведенных в апелляционной жалобе доводов ответчик указывает на то, что решение суда не соответствует нормам материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы, представитель общества возражал относительно удовлетворения жалобы по доводам отзыва на нее. Представитель управления поддержал позицию третьего лица, просил отменить решение суда.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, в Управление поступило обращение ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье" (далее - государственный заказчик) о включении сведений об ООО "Т-Гекко" (далее - исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку профессионального светодиодного дисплея Panasonic TH-98SQE1W (или эквивалент) для нужд государственного заказчика (реестровый N 0373200138223000419).
Решением Управления от 08.12.2023 по делу N 077/10/104-17638/2023 установлен факт ненадлежащего исполнения заявителем условий заключенного государственного контракта и сведения в отношении ООО "Т-Гекко" и генерального директора Сержантова С.В. включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Считая, что оспариваемый ненормативный акт антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Т-Гекко" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Судом установлено, что 04.10.2023 по результатам электронного аукциона между Заявителем и ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье" был заключен государственный контракт на поставку профессионального светодиодного дисплея Panasonic TH-98SQE1W (или эквивалент) для нужд учреждения (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить профессиональный светодиодный дисплей Panasonic TH-98SQE1W (или эквивалент) для нужд Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Московский концертный зал "Зарядье" (далее - Товар) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), в объеме, установленном в Перечне поставляемого товара (спецификация) (далее - Спецификация), являющейся приложением N 2 к Техническому заданию.
Согласно пункту 3.1. Контракта поставка Товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные Контрактом, в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта.
13.10.2023 Заявителем был поставлен товар, который не был принят Заказчиком по основаниям, указанным в акте о недостатках поставленного товара.
17.10.2023 Заказчик направляет Заявителю претензию, в котором указывает поставке товара ненадлежащего качества.
20.10.2023 Заявитель в установленном Законом о контрактной системе порядке с использованием Единой информационной систем в сфере закупок направляет Заказчику ответ на претензию от 17.10.2024 и акт о недостатках поставленного товара, в котором дает пояснения по всем указанным замечаниям, в том числе:
- в отношении замечания об отсутствии подключения к Wi-Fi Заявитель пояснил, что требование о подключении к Wi-Fi реализовано производителем оборудования с помощью встраиваемого модуля, что подтверждается письмом производителя;
- в отношении замечания о недостатках маркировки Заявитель взял на себя обязанность указанное замечание устранить;
- в отношении замечания по брутто весу Заявитель пояснил, что техническое задание содержало требование к весу самого изделия, а не к брутто-весу, указанному на упаковке. В свою очередь брутто-вес включает в себя общую массу товара и все виды упаковки, необходимые для обеспечения его безопасности при транспортировке и неизменности состояния (п. 33 статьи 2 Решения комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257).
При последующих поставках товара (27.10.2023, 02.11.2023, 14.11.2023, 21.11.2023, 29.11.2023) Заказчик без составления актов осмотра и экспертизы поставленного товара повторно заявлял замечания, на которые ранее уже получило мотивированные разъяснения от Заявителя. При этом разъяснения Заявителя и предоставляемые Заявителем документы Заказчик во внимание не принимал, что подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской сторон.
22.11.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.11.2023 Заявителем в адрес Заказчика направлен мотивированный ответ на односторонний отказ от исполнения Контракта, в котором повторно изложены ответы на замечания, которые явились основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Принимая решение о включении сведений в отношении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиков управление указало на то, что на заседании Комиссии представители исполнителя не участвовали, документы и сведения, указывающие на добросовестные действия исполнителя при исполнении контракта, не представили.
Исходя из положений Закона N 44-ФЗ и Правил N 1078 включение лица в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения этим лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, и, следовательно, выступает механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, суд при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Т-ГЕККО" поставило товар 13.10.2024, то есть, в пределах установленного Контрактом срока поставки товара. После получения акта о недостатках поставленного товара и отказа Заказчика товар принимать ООО "Т-ГЕККО" в установленные Контрактом сроки (20.10.2023) направило мотивированный ответ, в котором предоставило разъяснения по всем указанным заказчиком замечаниям.
Впоследствии ООО "Т-ГЕККО" осуществляло поставку товара 27.10.2023, 02.11.2023, 14.11.2023, 21.11.2023, 29.11.2023, который Заказчиком не принимался без осмотра поставленного оборудования.
В своей совокупности уставленные судом первой инстанции фактические обстоятельств свидетельствуют о намерении ООО "Т-ГЕККО" надлежащим образом исполнить Контракт, поскольку Заявителем были предприняты все возможные и допустимые в такой ситуации действия, направленные на выполнение своих обязательств по поставке.
В нарушение требований пункта 13 Правил 1078 антимонопольный орган не осуществил надлежащую проверку исполнения Контракта на предмет анализа действий сторон и не установил фактов, подтверждающих умышленные действия Поставщика, свидетельствующие о его намерении уклониться от исполнения Контракта.
Антимонопольным органом также не была проверена достоверность сведений, изложенных Заказчиком в одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указано, что на претензию от 17.10.2023, содержащую замечания в отношении поставленного товара, поставщик не ответил, что опровергается материалами дела.
Также в одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта указано, что поставщик игнорировал претензии заказчика, что опровергается материалами дела и было установлено судом первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, на основании чего суд пришел и правоверному и обоснованному выводу о том, что антимонопольный орган не установил факты недобросовестного поведения поставщика.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что заседание Комиссии Управления о включении информации о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков рассматривался антимонопольным органом в отсутствие представителя Заявителя, который не был уведомлен о времени, дате и месте такого рассмотрения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 18 апреля 2019 г. N 304-ЭС19-4032, если вопрос о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков рассматривался антимонопольным органом в отсутствие представителя общества, который не был уведомлен о времени, дате и месте такого рассмотрения, данное обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении дела о признании решения антимонопольного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил 1078 орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона.
В силу подпункта "д" пункта 9 раздела II Правил 1078 не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Из толкования вышеуказанных норм следует, что надлежащим уведомлением поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения является автоматическое направление поставщику с использованием единой информационной системы уведомления, которое должно быть направлено в течение трех часов с момента размещения органом контроля информации о проведении внеплановой проверки.
Вместе с тем уведомление о проведении Управлением внеплановой проверки по вопросу включения сведения в отношении Заявителя в реестр недобросовестных поставщиком, которая была назначена на 8.12.2023, Заявителю в предусмотренном подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил 1078 порядке не направлялось - данное обстоятельство подтверждается письмом службы технической поддержки Единой информационной системы в сфере закупок от 15.02.2024, согласно которому уведомление не было доставлено в личный кабинет поставщика по причине технического кратковременного сбоя.
Следовательно, надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения антимонопольным органом обращения по вопросу включения сведений о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков Заявитель уведомлен не был.
Рассмотрение вопроса о включении сведений о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков без участия представителя общества привело к неполному выяснению обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности общества и степени его вины, а также к лишению его возможности представить свои возражения относительно необходимости включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел, что при исполнении Контракта ООО "Т-ГЕККО" действовало на основании решения УФАС России по Москве от 31.08.2023 по делу N 077/06/106-11634/2023.
31.08.2023 Комиссией Московского УФАС России вынесено решение по делу N 077/06/106-11634/2023 о нарушении о нарушении Заказчиком пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе (далее - решение) по жалобе ООО "Т-ГЕККО" о незаконном отклонении заявки при проведении процедуры N 0373200138223000419.
Жалоба ООО "Т-ГЕККО" признана обоснованной.
Комиссия Управления пришла к выводу, что заявка ООО "Т-ГЕККО", содержащая предложение о поставке дисплея LK-98US2SX EliteBoard с указанными в заявке характеристиками, полностью соответствует требованиям технического задания аукциона с реестровым номером торгов 373200138223000419.
В отношении Заказчика было вынесено предписание от 31.08.2023 по делу N 077/06/106-11634/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которое было Заказчиком исполнено, результатом чего стало заключение Контракта.
При этом в одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик указывает те же основания для отказа в приемке оборудования, которые ранее были указаны в обосновании признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации закупки и которые решением Управления от 31.08.2023 по делу N 077/06/106-11634/2023 были признаны незаконными.
Решение УФАС России по Москве от 31.08.2023 по делу N 077/06/106-11634/2023 обжаловалось Заказчиком в судебном порядке и в соответствии решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-263885/2023, оставленному без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-263885/2023 (резолютивная часть оглашена 04.06.2024) Заказчику отказано в полном объеме в признании данного ненормативного акта незаконным.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение УФАС России по Москве является незаконным и подлежит отмене, а сведения о заявителе подлежат исключению из реестра недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу третьего лица - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2024 по делу N А40-300286/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300286/2023
Истец: ООО "Т-ГЕККО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ "ЗАРЯДЬЕ"