г. Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-161176/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Т.В. Захаровой, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Медиапро" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-161176/23, по иску Макрушина Павла Сергеевича к ответчику акционерному обществу "Медиапро" (ОГРН: 1237700621465, ИНН: 9715460690, КПП: 771501001), о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - извещен, представитель не явился,
от ответчика - Зубков К.С. по доверенности от 20.09.2023,
УСТАНОВИЛ:
Макрушин Павел Сергеевич (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Медиапро" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 900 000 руб.
Решением суда от 29.02.2024 с АО "Медиапро" в пользу Макрушина Павла Сергеевича взысканы денежные средства в размере 900 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 21 000 руб.
АО "Медиапро", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что в рамках судебных заседаний судом не предложено сторонам провести экспертизу, на основании чего Ответчик полагал, что представленные доказательства являются относимыми и достаточными.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец в заседание апелляционного суда не явился, извещен.
Как усматривается из материалов дела, 27.07.2022 г. между Маркушиным П.С. (Пользователь) и ООО "Медиапро" (Правообладатель) заключен Лицензионный договор N МЕ-186 (далее - Договор), согласно которому, Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в договоре срок простую неисключительную лицензию на право пользования в предпринимательской деятельности Пользователя программным комплексом (свидетельство об официальной регистрации программы ЭВМ N 2021616216).
В силу п. 2.2 договора пользователь имеет право на использование программного комплекса и продажу третьим лицам права использования программного комплекса.
Согласно п. 1.6 Договора, вышеназванный программный комплекс включает: Административную панель, которая позволяет управлять подключенными сайтами клиента и предоставляет информацию о пользователях, посетивших сайты; Аналитическую и CRM-системы; Базы собранных данных о посетителях сайта клиента; Системные и пользовательские настройки, Системы управления голосовыми роботами;
Исходя из открытых источников ФИПС программный комплекс ЭВМ N 2021616216 представляет собой: систему создания и управления голосовыми роботами.
В основе работы лежит искусственный интеллект, который обучается на основе ответов и общий с клиентами: система построения "скрипта", то есть дерева разных вариаций как именно может пойти диалог с потенциальным клиентом; система распознавания речи. Робот слушает, что говорит клиент и на основании его ответа выдает информацию, согласно описываемому дереву вариаций; система превращения текста в голос. Любое текстовое сообщение робот может произнести; система "триггерных" действий, где в зависимости от ответов клиента, робот может: отправить письмо на e-mail/соединить с живым менеджером/отправить смс; система записи всех диалог между роботами и потенциальными клиентами с удобной историей и системой управления.
В обоснование заявленных требований истец указал, что переданная программа выполняет лишь одну функцию из причисленных в п. 1.6 Договора. При этом, основной причиной заключения вышеуказанного Договора и преимуществом Общества перед другими потенциальными партнерами являлась именно возможность сбора данных о посетителях сайта клиента, о чем свидетельствует многочисленные рекламные материалы компании, а также консультации менеджеров ООО "МЕДИАПРО".
Заверения предшествуют заключению договора, являются необходимым условием для его заключения, представляют собой утверждения, относящиеся к обстоятельствам прошлого или настоящего, этот институт отличается от института "гарантии", который в свою очередь не регулируется положениями нормы статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Названные гарантии по своей правовой природе являются заверениями об обстоятельствах в смысле ст. 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку направлены на описание качественных характеристик объектов правоотношений, а не на урегулирование обязательств, связанных непосредственно с оказанием услуг.
Пунктом 9.2 Договора, предусмотрено, что Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке пользователем при условии выполнения пользователем своих обязательств по договору и при отсутствии любых задолженностей перед правообладателем, посредством направления соответствующего уведомления за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения Договора на адрес электронной почты правообладателя, указанный в разделе 11 Договора.
06.09.2022 года, Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия, свидетельствующая о расторжении Договора, а также с требованием о возврате уплаченной по договору денежной суммы.
Претензионные требования истца не были удовлетворены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1233 ГК РФ к договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права и к лицензионным (сублицензионным) договорам, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419) и о договоре (статьи 420 - 453), поскольку иное не установлено правилами раздела VII ГК РФ и не вытекает из содержания или характера исключительного права.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В случаях, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", в силу пункта 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона договора вправе явно и недвусмысленно заверить другую сторону об обстоятельствах, как связанных, так и не связанных непосредственно с предметом договора, но имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, и тем самым принять на себя ответственность за соответствие заверения действительности дополнительно к ответственности, установленной законом или вытекающей из существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Возражая против удовлетворения исковых требований ответчик указал, что стороны в договоре предусмотрели из чего состоит программный комплекс, что является условием договора.
Пункт 1.6. договора определяет, что программный комплекс (по тексту ПК, технология) - комплекс "MediaPro" (свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ N 2021616216). Программный комплекс состоит из:
1.6.1. административной панели, которая позволяет управлять подключенными сайтами Клиента и предоставляет информацию о пользователях, посетивших сайты;
1.6.2. аналитической и CRM-системы;
1.6.3. базы собранных данных о посетителях сайта Клиента;
1.6.4. системных и пользовательских настроек;
1.6.5. системы управления голосовыми роботами;
1.6.6. периодических системных обновлений, разрабатываемых Правообладателем.
Пунктом 1.7. установлено, что единовременный лицензионный платеж - безвозвратная фиксированная сумма (за исключением условий, указанных в п. 5.3 настоящего договора), подлежащая выплате Правообладателю Пользователем в соответствии с условиями настоящего Договора.
Единовременный лицензионный платеж покрывает все расходы Правообладателя, связанные с выполнением условий настоящего договора, и не является авансом.
В соответствии с п. 4.1.1. Единовременный лицензионный платеж составляет 900 000 (Девятьсот тысяч) рублей, НДС не облагается, и оплачивается до 28.07.2022 года включительно.
Согласно п. 3.1. Правообладатель обязан:
3.1.1. Передать Пользователю доступ в специализированную базу знаний Правообладателя (Google Docs, либо Яндекс.Диск, либо antitreningi.ru), в которой располагается техническая и коммерческая документация, правила использования и иная информация, необходимая Пользователю для осуществления прав, передаваемых ему по настоящему Договору. Передача доступа производится путем передачи специальной ссылки для онлайн-просмотра материалов на почту Пользователя в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с момента оплаты Единовременного лицензионного платежа.
3.1.2. Предоставить Пользователю Лицензию на использование программного комплекса в соответствии с п. 2.1. Договора, в том числе административную панель в соответствии с п. 1.6.1. Договора и периодические системные обновления Правообладателя. Передача происходит путем предоставления административной панели на специальном домене, который передается Пользователю в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты исполнения Пользователем п. 4.1.1. настоящего Договора.
3.1.3. Предоставить Пользователю 10 различных промо-сайтов Правообладателя, а также произвести их настройку в соответствии с контактными данными и реквизитами Пользователя. Передача происходит путем подключения сайтов на доменное имя, которое выбирает Пользователь, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента предоставления Пользователем информации о доменном имени.
3.1.4. Провести инструктаж Пользователя по использованию ПК. В рамках инструктажа Правообладатель обязуется предоставить комплект видеоматериалов:
-Видеоматериал "Подготовка и начало работы в системе"; "Видеоматериал "Как настроить фильтрацию";
- Видеоматериал "Как установить технологию на сайт";
- Видеоматериал "Как начислить тарифный план для клиента"
- Видеоматериал "Как сделать выгрузку определений";
- Видеоматериал "Как произвести подключение CRM-системы".
3.1.5. Передать доступ в специализированную базу знаний Правообладателя (Google Docs, либо Яндекс.Диск, либо antitreningi.ru), в которой содержатся: обучающие материалы, регламенты работы, должностные инструкции, а также другие материалы, необходимые для ведения бизнеса (договоры, коммерческие предложения и другие необходимые материалы). Передача доступа производится путем передачи специальной ссылки для онлайн-просмотра материалов на почту Пользователя в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с момента оплаты Единовременного лицензионного платежа.
3.1.6. Оказывать Пользователю техническую поддержку, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников Пользователя и Клиентов Пользователя. Техническая поддержка производится через специализированную панель (тикет-систему), ссылка на которую будет размещена в технической панели Пользователя.
3.1.7. Провести обучение по теме "Продажи" по программному комплексу. Правообладатель закрепляет за Пользователем сотрудника, который проводит обучение через скайп-сессии и отправку материалов. В рамках обучения Пользователь получает следующие материалы:
Вводное занятие. Разбор полного спектра услуг Правообладателя; Теоретический видео-курс. Основные каналы продаж; Теоретический видео-курс. Технологии генерации клиентской базы; Теоретический видео-курс. Специфика работы с исходящими звонками; Скрипты продаж (сценарии диалога с потенциальным клиентом); Записи диалогов (исходящие звонки); Теоретический курс. Работа с входящими Лидами; Скрипты продаж (сценарии диалога с Лидом); Записи диалогов (работа с Лидами);
Теоретический видео-курс. Инструменты развития партнерской сети; Теоретический видео-курс. Заключение бартерных сделок; Теоретический видео-курс. Работа в CRM-системе.
Проведение тестирования Пользователя, а также сотрудников на знание материала. В рамках проведения обучения куратор отдела продаж проводит как минимум 5 (пять) сессий продолжительностью не более 90 (девяносто) минут каждая. В конце обучения проводится этап аттестации и оценки навыков Пользователя.
Обучение производится посредством Skype-конференций или личных встреч в течение 21 (двадцати одного) рабочего дня с момента оплаты Единовременного лицензионного платежа.
3.1.8. Передать Пользователю доступ в специализированную CRM-систему Правообладателя - с возможностью записи диалогов с клиентами. Результатом является отправка логина и пароля к аккаунту администратора внутри CRM-системы на почту Пользователя. Исполнение этапа в течение 10 (десяти) дней с момента оплаты Единовременного лицензионного платежа.
3.1.9. В случае, если Пользователь произвел успешное добавление клиента в CRM-систему Правообладателя, то Правообладатель обязуется закрепить данного клиента за Пользователем на срок - 3 (три) календарных месяца с даты добавления. Пользователь производит учет клиентов через CRM-систему Правообладателя. Для этого, перед проведением контакта с клиентом Пользователь производит добавление данного клиента в соответствующую CRM-систему (указывая доменное имя сайта данного клиента). Срок закрепления автоматически пролонгируется на 3 (три) календарных месяца с даты заключения договора на предоставление услуг. В случае, заключения договора и получения оплаты от клиента, такой клиент закрепляется за Пользователем на весь период действия договора.
3.1.10. Не сотрудничать с Клиентом, указанном в п. 3.1.9, в период закрепления, а также не регистрировать данного Клиента за другими Пользователями.
3.1.11. Провести комплексное обучение Пользователя и Руководителя отдела продаж Пользователя системе подбора сотрудников на позицию "Специалист отдела продаж". В рамках обучения Правообладатель закрепляет специалиста, который проводит обучение и предоставляет следующие материалы:
-Портрет целевого кандидата: обязанности, ключевые профессиональные компетенции, навыки кандидата;
-Настройка системы "фильтров", позволяющая получать оповещения о целевых кандидатах;
-Система поиска целевых кандидатов через специализированную базу резюме;
-Система проведения телефонных собеседований, включая конкретные сценарии диалога и записи телефонных интервью;
-Система проведения личных собеседований;
-Основные часто задаваемые вопросы от кандидатов на собеседованиях и подробные ответы на них;
-Система оценочных листов (шаблон материалов и инструкции по правильному заполнению);
-Условия мотивации (материальная и нематериальная мотивация);
- Комплект чек-листов и регламентов;
-Шаблоны вакансий;
-Система оформления сотрудников;
-Должностные инструменты менеджера по продажам.
3.1.12. Правообладатель предоставляет Пользователю 900 Лидов партиями по 150 Лидов. Первая партия из 150 Лидов предоставляется по запросу Пользователя после прохождения аттестации по 37 (Тридцать семь) Лидов в неделю. Каждая последующая партия предоставляется только после обработки предыдущей партии Лидов в соответствии с регламентом и осуществления 6 (шести) заключенных и оплаченных договоров (из 150 переданных в рамках одной партии Лидов).
3.1.13. Обеспечить Пользователя базой компаний в количестве не менее 1000 штук в месяц на одного сотрудника за счет предоставление специального Парсера для сбора компаний, которые активно рекламируются в интернете.
3.1.14. Передать Пользователю доступ к интерактивному скрипту (передается внутренняя страница сайта, которая содержит часто задаваемые вопросы от клиентов и подробные ответы на них).
3.1.15. Предоставить Пользователю маркетинговые материалы - дизайн проекты презентаций, визиток;
3.1.16. Предоставить Пользователю возможность реализовывать следующие дополнительные услуги:
-Услуги по разработке рекламных кампаний. Стоимость услуг от 30 000 рублей;
-Услуги по сопровождению и улучшению рекламных кампаний. Стоимость услуг от 15 000 рублей;
-Услуги по продаже "подтвержденных лидов". Стоимость услуг от 60 000 рублей;
-Услуги по автоматизации бизнеса и внедрения CRM-систем. Стоимость услуг от 30 000 рублей;
-Услуги по разработке франшизы для бизнеса клиента и помощь с ее реализацией. Стоимость услуг от 200 000 рублей;
-Услуги по консалтингу для улучшения работы отдела продаж Клиента. Стоимость от 30 000 рублей/месяц;
-Услуги по проведению голосовых рассылок. Стоимость услуг от 30 000 рублей;
- Услуги по подбору специалистов отдела продаж. Стоимость услуг от 30 000 рублей;
-Услуги по разработке сайтов. Стоимость услуг от 40 000 рублей;
-Услуги по обучению профессии "интернет-маркетолог". Стоимость услуг от 89 000 рублей.
3.1.17. Предоставить Пользователю 250 резюме целевых соискателей на позицию менеджер по продажам и 50 резюме на позицию руководитель отдела продаж, а также предоставить повторно не ранее чем через 6 (шесть) календарных месяцев указанное число резюме.
3.1.18. Разработать и настроить Пользователю таргетированную рекламную кампанию, а также разработать рекламную кампанию в Яндекс.Директ.
3.1.19. Предоставить Пользователю доступ к базе резюме целевых соискателей.
3.1.20. Предоставить Пользователю право участвовать во всех мотивационных, субсидированных мероприятиях, проводимые Правообладателем на официальных ресурсах компании (сайт, YouTube канал, Telegram-канал, Skype).
3.1.21. Если сотрудник Пользователя по итогу месяца выполнял регламенты, входящие в его инструкцию, а именно: выполнял среднемесячную норму звонков в количестве не менее 180 (ста восьмидесяти) минут телефонного общения с клиентами в день, осуществлял все звонки по скриптам, своевременно перезванивал клиентам, провёл для клиентов Пользователя 20 демодоступов1, и по итогу месяца не показал необходимый результат (Пользователь не заключил ни 1 (одной) сделки), Правообладатель компенсирует Пользователю сумму денежных средств, которые Пользователь потратил на выплату такому сотруднику заработной платы (не более 50 ООО (Пятьдесят тысяч) рублей).
3.1.22. Предоставить Пользователю доступ к закрытому Telegram-каналу Правообладателя, в котором систематически публикуются посты, материалы, видеообращения, новости.
3.1.23. Представить Пользователю доступ к архиву проведённых в 2021 и 2022 годах вебинаров. Совокупный объем материала составляет более 200 вебинаров (каждый вебинар с описанной темой, что в рамках данного вебинара разбирается).
3.1.24. Предоставить Пользователю доступ к примерам проведенных циклов2 переговоров с клиентами. Предоставить не менее 200 циклов по проведенным диалогам, разделённых по различным сегментам и отраслям бизнеса.
3.1.25. Предоставить Пользователю возможность участия не менее, чем в 4 обучающих вебинаров в месяц, направленных на повышение квалификации и обучение как Пользователя, так и его сотрудников. Ссылки на участие в вебинаре Правообладатель обязуется публиковать в Telegram-канале Правообладателя.
3.1.26. По мере необходимости обновлять обучающие материалы и загружать обновленные обучающие материалы на платформу "Антитренинги".
3.1.27. По запросу Пользователя оказать консультационную поддержку Пользователю по вопросу внесения организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (IT-компании), в реестр аккредитованных организаций, который ведёт Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В случае, если Пользователь будет подпадать под требования, необходимые для включения организации в реестр аккредитованных организаций, по запросу Пользователя оказать консультационное содействие Пользователю по внесению его организации в указанный реестр.
3.1.28. Предоставить Пользователю доступ к материалу "Сайты с кодом", где находится список крупных компаний, на сайтах которых установлен код технологии, в целях оказания помощи Пользователю в выстраивании переговоров с клиентами за счет демонстрации списка компаний, которые уже подключили код технологии к своему сайту.
3.1.29. Предоставить Пользователю возможность использования в CRM-системе технологии систему контроля показателей сотрудников с возможностью просмотра звонков, которые совершают менеджеры, и возможностью воспроизведения записи диалогов с клиентами.
3.1.30. Передать Пользователю комплект регламентов, описывающих эффективную работу представительства (перечень открытый):
-Регламент запуска и работы представительства;
-Регламент технического запуска;
-Регламент принятия на работу новых сотрудников;
-Регламент обучения продажам сотрудника;
-Регламент контроля сотрудников;
-Регламент проведения тестового доступ;
-Регламент по продажам и отчетности;
-Регламент работы в CRM-системе;
-Регламент - Закрепление в CRM-системе;
-Регламент по обращениям;
-Регламент работы по действующим клиентам;
-Регламент по обращениям в техническую поддержку;
-Регламент по взаимодействию с кандидатом на работу;
-Регламент по реализации услуги CallResult;
-Регламент прохождения коучинга по HR;
-Регламент по работе с агентской сетью;
1.Под демодоступом Стороны понимают подключение к уникальному сайту клиента технологии и получение 10 (десяти) бесплатных номеров для бизнеса.
2.Под циклом переговоров с клиентами понимается от одного до нескольких звонков между менеджером и клиентом.
-Регламент работы с технологией. Начисление идентификаций, гибкость тарифных планов, тесты на несколько дней;
- Регламент замены лидов по договору предоставления информации;
-Регламент аттестации по блоку "Продажи" и предоставления лидов от головного офиса;
-Регламент по взаимодействию с аккаунт-менеджером;
-Регламент проведения замен оплата за заинтересованных;
-Регламент. Алгоритм передачи клиентов в "дожатие" ГО.
3.1.31. Предоставить Пользователю возможность продавать услуги колл-центра Правообладателя. 3.2.
Определением от 05.12.2023 суд предложил ответчику представить доказательства исполнения обязательств по лицензионному договору N МЕ-186 от 27.06.2022 г. в частности положений п. 1.6 указанного договора.
В судебное заседание 31.01.2024 представитель ответчика представил 4 скриншота от 30.01.2024, указав, что это скриншоты личного кабинета истца, иных доказательств в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные скриншоты сами по себе не подтверждают возможность представленного истцу ответчиком программного обеспечения, осуществлять функционал, предусмотренный п. 1.6 договора. Ходатайство о назначении судебной экспертизы сторонами не заявлялось.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 453 ГК РФ в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения гл. 60 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Правила главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении применяются в случае отсутствия между сторонами заключенного договора (договорных отношений), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу названной нормы права, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии совокупности условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ предусмотрено, что договор прекращается с момента получения уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Исходя из системного толкования положений пунктов 1.6, 1,7, 3.1 и иных положений договора, следует, что исполнитель гарантировал заказчику надлежащее исполнение договора, связанное с предоставлением доступа к обширному функционалу программного обеспечения, при этом фиксированный платеж уплачивается правообладателю за выполнение всех своих обязательств по договору.
Истец указывал, что исходя из буквального толкования договора по правилам статьи 431 ГК РФ, целью заключения данного договора являлся именно доступ к программному продукту, отвечающему всем условиям указанным в договоре, что составляло суть, предмет и содержание договора. Доказательств предоставления ответчиком истцу такого продукта в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431.2 ГК РФ сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.
Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила из того, что другая сторона будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения.
Ответчику была известна цель, для которой истцом приобретался программный продукт, что следует из условий договора.
Поскольку доказательств надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями договора, ответчик не представил, после расторжения договора у него отсутствую основания для удержания перечисленных истцом денежных средств в сумме 900 000 руб. 00 коп., которые являются неосновательным обогащением на стороне ответчика и подлежат взысканию в пользу Истца.
В связи с изложенными обстоятельствами, исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что доказательства, представленные Ответчиком, не подтверждают возможность представленного Истцу Ответчиком программного обеспечения, осуществлять функционал, предусмотренный п. 1.6 Договора.
Согласно п. 1.6 Договора, программа ЭВМ включает:
-Административную панель, которая позволяет управлять подключенными сайтами клиента и предоставляет информацию о пользователях, посетивших сайты;
-Аналитическую и CRM-системы;
-Базы собранных данных о посетителях сайта клиента;
-Системные и пользовательские настройки
-Системы управления голосовыми роботами;
Исходя из открытых источников ФИПС программный комплекс ЭВМ N 2021616216 представляет собой: "систему создания и управления голосовыми роботами.
Как пояснял истец, в основе работы лежит искусственный интеллект, который обучается на основе ответов и общий с клиентами: система построения "скрипта", то есть дерева разных вариаций как именно может пойти диалог с потенциальным клиентом; система распознавания речи. Робот слушает, что говорит клиент и на основании его ответа выдает информацию, согласно описываемому дереву вариаций; система превращения текста в голос. Любое текстовое сообщение робот может произнести; система "триггерных" действий, где в зависимости от ответов клиента, робот может: отправить письмо на e-mail/соединить с живым менеджером/отправить смс; система записи всех диалог между роботами и потенциальными клиентами с удобной историей и системой управления" (Приложение 5 к исковому заявлению).
Таким образом, переданная программа выполняет лишь одну функцию из причисленных в п. 1.6 Договора. При этом, основной причиной заключения Договора и преимуществом Общества перед другими потенциальными партнерами являлась возможность сбора данных о посетителях сайта клиента.
Определением от 05.12.2023 суд предложил ответчику представить доказательства исполнения обязательств по лицензионному договору N МЕ-186 от 27.06.2022 г. в частности положений п. 1.6 указанного договора.
В судебном заседании в суде первой инстанции 31.01.2024 представитель ответчика представил 4 скриншота от 30.01.2024, указав, что это скриншоты личного кабинета истца, иных доказательств в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции сделал парильный вывод о том, что указанные скриншоты сами по себе не подтверждают возможность представленного истцу ответчиком программного обеспечения, осуществлять функционал, предусмотренный п. 1.6 договора. Ходатайство о назначении судебной экспертизы сторонами не заявлялось.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из текста Решения суда первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы.
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, вопреки доводам Ответчика суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии подтверждения программного обеспечения, осуществлять функционал, предусмотренный п. 1.6 Договора.
Представленные Ответчиком доказательства не требовали привлечения эксперта.
Согласно п. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Из приведенной нормы следует, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе назначить судебную экспертизу.
Назначение судебной экспертизы имеет свой целью разрешение тех вопросов, постановка которых необходима в целях полного и всестороннего рассмотрения дела, а также при условии, что суд не имеет возможности сделать выводы относительно тех обстоятельств, для которых требуются специальные познания.
Однако указанный вопрос решается судом исходя из представленных доказательств и установления действительной необходимости привлечения эксперта в каждом конкретном случае.
При этом, следует учитывать, что назначение экспертизы является в силу ст. 79 ГПК РФ правом суда. Более того, вопрос о необходимости назначения экспертизы непосредственно связан с оценкой достаточности и достоверности имеющихся в деле доказательств, что является прерогативой суда первой инстанции в силу ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные скриншоты являются допустимыми доказательствами и не требуют экспертной оценки.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 по делу N А40-161176/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161176/2023
Истец: Макрушин Павел Сергеевич
Ответчик: АО "МЕДИАПРО", ООО "МЕДИАПРО"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1852/2024
18.09.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1852/2024
30.08.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1852/2024
18.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26642/2024
29.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-161176/2023