г. Саратов |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А12-26046/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Байишовой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аромат-Кафе"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 апреля 2024 года по делу N А12-26046/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград", г., Волгоград (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
к обществу с ограниченной ответственностью "Аромат-Кафе", г. Волгоград (ОГРН 1073444002070, ИНН 3444142972)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, индивидуального предпринимателя Катаевой Светланы Вячеславовны (ОГРНИП 320344300045491, ИНН 343501399508), индивидуального предпринимателя Катаева Андрея Вячеславовича (ОГРНИП 322344300010560, ИНН 342803375477)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Аромат_Кафе" (далее - ООО "Аромат-Кафе", ответчик) о взыскании по договору N 34-069501 от 28.07.2023 задолженности за период 01.2021-07.2023 в размере 76 864,43 руб.; неустойки за период с 11.02.2021 по 17.10.2023 в размере 23 231,69 руб.; неустойки, начисленной на сумму долга в размере 76 864,43 руб. за период с 18.10.2023 за каждый календарный день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ; судебных расходов на оплату госпошлины в размере 4 003 руб.
Истец до рассмотрения спора по существу заявил об уточнении размера исковых требований и просил взыскать задолженность по договору N 34-069501 от 28.07.2023 за период 01.2021- 07.2023 в размере 76 864,43 руб.; неустойку за период с 11.02.2021 по 17.10.2023 в размере 18 649,16 руб.; неустойку, начисленную на сумму долга в размере 76 864,43 руб. за период с 18.10.2023 за каждый календарный день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, а также судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 003 руб.
02 апреля 2024 года Арбитражным судом Волгоградской области с общества с ограниченной ответственностью "Аромат-Кафе" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" взыскана задолженность с января 2021 года по июль 2023 года в размере 76 864,43 руб., неустойка за период с 11.02.2021 по 17.10.2023 в размере 18 649,16 руб., неустойка, начисленная на сумму задолженности в размере 76 864,43 руб. начиная с 18.11.2023 и по день фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ за каждый день просрочки, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 821 руб. Возвращена обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" из федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 179 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Аромат-Кафе" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не приняты во внимание доводы ответчика и третьих лиц, согласно которым ответчик деятельность по организации общественного питания в кафе по адресу: г.Волгоград, ул.Батальонная, д.6 не осуществляет; часть помещения по указанному адресу 108 кв.м была передана в аренду ИП Катаевой С.В., Катаеву А.В.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "Ситиматик-Волгоград" поступил в суд отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), обращение с ГКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
ООО "Управление отходами - Волгоград" (прежнее наименование истца ООО "Ситиматик-Волгоград") было наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведённого в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Общие положения. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Согласно пункту 8.11 Раздела 1 "Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 8(12) постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п.п. 2.1.9, 2.1.10 соглашения региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил (пункт 6).
Подпунктом "а" пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу Положений статьи 6 Закона N 89-ФЗ, пункта 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Правилами N 269 предусмотрено, что нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4). Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом (пункт 5).
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6).
Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23, от 20.12.2019 N 44/1, от 18.12.2020 N 48/2, от 28.12.2021 N 43/10 установлены единые тарифы на услуги регионального оператора с твердыми коммунальными отходами: 464,88 руб./куб.м. без НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019; 514,14 руб./куб.м. без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2020; 489,74 руб./куб.м без учета НДС с 01.01.2021 по 31.12.2021; 457,81 руб./куб.м без учета НДС с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Расчет производится исходя из норматива накопления и выглядит следующим образом: тарифы (неизменная величина) установленные в соответствии с приказами КТР N 47/23, КТР N 44/1 и КТР 41/10.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что деятельность по организации общественного питания (кафе) не осуществляет, ООО "Аромат-Кафе" использует иное помещение в общем здании и осуществляет оплату услуг на вывоз ТКО на основании договора N 5132 от 18.04.2019; помещения общей площадью 108 кв.м были переданы в ИП Катаеву С.А. на основании договора аренды N 2 от 17.06.2021, ИП Катаеву А.В. на основании договора аренды N 3 от 01.04.2022.
Рассмотрев указанные доводы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 34-069501 от 28.07.2023 на вывоз ТКО на условиях типового договора. Согласно приложению к договору, объем подлежащих вывозу отходов определяется расчетным путем, исходя из норматива накопления ТКО.
Ответчик ООО "Аромат-Кафе" является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу г.Волгоград, ул. Батальонная, д. 6, общей площадью 341,3 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2012 серии 34-ААN 694233.
10.08.2023 истцом в адрес ответчика был направлен договор, ответчиком ООО "Аромат-Кафе" в нарушение п. 8 (11) Правил N 1156 в течение 15 рабочих дней со дня поступления договора разногласия по договору на оказание услуг не урегулированы.
Договор N 34-069501 от 28.07.2023 считается заключенным между ООО "Ситиматик-Волгоград" и ООО "Аромат-Кафе".
Ответчиком ООО "Аромат-Кафе" не оспорен факт заключения типового договора N 34-069501 от 28.07.2023.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В качестве собственников твердых коммунальных отходов выступают как собственники объектов образования ТКО (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков), так и иные владельцы и (или) пользователи данных объектов на законных основаниях, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на соответствующем объекте.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров ( типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО). Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного типового договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с разделом 2 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец ООО "Ситиматик-Волгоград" с 01.01.2019 осуществлял свою деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области как региональный оператор, такие услуги оказывались им вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым потребителем с указанной даты.
Подобный вывод суда соответствует сложившейся судебной практике рассмотрения подобного рода споров (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 308-ЭС22-3422 по делу N А53-33043/2020, от 28.04.2022 N 307-ЭС22-5778 по делу N А56-99106/2020).
Ответчиком ООО "Аромат-Кафе" не предоставлено доказательств перехода к расчету объема в соответствии с фактическим объемом оказания услуг третьими лицами, не предоставлено пояснений каким образом в спорный период осуществлялось обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.1 и ч.5 ст. 13.3, ч.10 ст. 24.6 ФЗ от 25.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 установлено, что именно на потребителя возложена обязанность осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии со схемой обращения отходами и при создании им места (площадки) накопления ТКО, указанное место должно быть согласовано с органами местного самоуправления, соответствовать требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а также указано в соответствующей территориальной схеме в области обращения с отходами.
Письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика ООО "Аромат-Кафе" в спорный период не поступало, услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу должны быть оплачены с учётом возмездного характера отношений сторон.
Согласно выписке из ЕГРИП ООО "Аромат-Кафе" имеет виды экономической деятельности ответчика 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого обслуживания, самообслуживания.
Доказательств, подтверждающих факт заключения арендаторами договоров на вывоз ТКО с истцом, ответчиком не представлено.
Учет объемов ТКО по Договору производится исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30 июня 2017 года N 21 (с учетом изменений, внесенных Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N218/1) (далее - Приказ N2 21 от 30.06.2017).
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО за спорный период и факт наличия у ответчика ООО "Аромат-Кафе" задолженности по их оплате, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств оплаты спорной суммы не представлено.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств у ответчика перед истцом имеется неисполненное обязательство по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.2021- 07.2023 в размере 76 864,43 руб.
Как правомерно указано судом первой инстанции, фактическое исполнение договора сторонами осуществлялось путем согласованных конклюдентных действий: предоставлением региональным оператором услуги по вывозу ТКО и приемом (пользованием) данной услуги последним (доказательств обратного ответчиком не представлено).
Поскольку обязательство в рамках фактически оказанных и принятых услуг по их оплате ООО "Аромат-Кафе" не исполнено, требование истца ООО "Ситиматик-Волгоград" о взыскании основного долга за период 01.2021- 07.2023 в размере 76 864,43 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком ООО "Аромат-Кафе" принятых на себя обязательств, истец ООО "Ситиматик-Волгоград" просило взыскать неустойку за период с 11.02.2021 по 17.10.2023 в размере 18 649,16 руб.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу статей 330 - 332 ГК РФ взыскание неустойки как способа защиты применяется тогда, когда такая возможность предусмотрена законом (законная неустойка) либо договором (договорная неустойка). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 7.2 Договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего Договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Кроме того, условия типового договора в разделе VII Постановления N 1156 предусматривают ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" и в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 11680/10, неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчиком ООО "Аромат-Кафе" заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Истцом ООО "Ситиматик-Волгоград" произведено уточнение размера неустойки с учётом неустойки в мораторный период в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждении дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторам".
Расчет истца апелляционным судом также проверен, является верным.
Размер ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору согласован сторонами. При этом размер неустойки напрямую зависит от количества дней просрочки выполнения обязательств.
С учётом изложенного, с ответчика ООО "Аромат-Кафе" в пользу истца ООО "Ситиматик-Волгоград" правомерно взыскана неустойка за период с 11.02.2021 по 17.10.2023 в размере 18 649,16 руб.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Степень несоразмерности заявленной истцом неустойки к последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Принимая во внимание вышеуказанные доводы, исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание компенсационный характер гражданско- правовой ответственности, судом сделан правильный вывод, что такой размер ответственности достаточен для обеспечения восстановления нарушенных прав истца, соответствует принципам добросовестности, разумности и справедливости и не приведёт к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов ответчика. Оснований для снижения неустойки суд не усматривает.
В силу пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку основное требование о взыскании долга удовлетворено, у истца возникло право требования неустойки.
Требование о начислении и взыскании неустойки по день фактической уплаты долга соответствует пункту 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в связи с чем, подлежит взысканию неустойка, начисленная на сумму долга в размере 76 864,43 руб. за период с 18.10.2023 за каждый календарный день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
По существу, все доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 апреля 2024 года по делу N А12-26046/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26046/2023
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "АРОМАТ-КАФЕ"
Третье лицо: Катаев Андрей Вячеславович, Катаева Светлана Вячеславовна