г. Саратов |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А12-19167/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 17.06.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 20.06.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А12-19167/2023 (судья Онищук К.Т.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006831, ИНН 3444173353)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673)
заинтересованные лица: Акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400001, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д. 9А, оф. 7, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691), Акимова Е.В.,
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - ООО "УК "Ренессанс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 07.06.2023 N 237-р об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: АО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", Акимова Е.В.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.04.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения от 18.05.2023 N 237-р (л.д. 34-36) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Ренессанс" в связи с обращением гражданки Акимовой Е.В., проживающей по адресу: г. Волгоград, ул. Гнесиных, д. 58, кв. 8, по вопросу проведения перерасчета размера расходов за коммунальный ресурс - холодное водоснабжение, потребляемого при содержании общего имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта по истечении каждого календарного года, отражённого в платежном документе за февраль 2023 года.
В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Гнесиных, д. 58, осуществляет ООО "Управляющая компания "Ренессанс", что отражено в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно представленным документам многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта холодного водоснабжения, акт ввода в эксплуатацию с 16.02.2019 по 06.05.2022.
ООО "УК "Ренессанс" представлена информация, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, отсутствует.
Также, исходя из представленной в ходе проверки информации установлено, что с мая 2022 года расходометр, входящий в состав узла учёта ОДПУ ХВС, находится на поверке. Объём потребления холодного водоснабжения по ОДПУ ХВС за период с мая по июль 2022 года определяется исходя из среднемесячных объёмов потребления ресурса. С августа 2022 года объём коммунального ресурса по холодному водоснабжению на МКД N 58 определяется по нормативам потребления.
Также в ходе проверки выявлено, что Обществом в платежном документе за февраль 2023 года, выставленном потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 58 по ул. им. Гнесиных, произведен перерасчет размера расходов на оплату коммунального ресурса по холодной воде (далее - ХВС), потребленного при использовании и содержании общего имущества (далее - СОИ) за период с января по июль 2022 года, что является нарушением подпункта "б" пункта 29(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491); пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92); статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки Управлением составлен акт внеплановой документарной проверки от 07.06.2023 N 237-р, в котором отражены выявленные нарушения (л.д. 39-46).
ООО "УК "Ренессанс" выдано предписание от 07.06.2023 N 237-р сроком выполнения до 26.10.2023, которым на заявителя возложено выполнение следующих мероприятий:
1) во исполнение действующего законодательства всем потребителям МКД N 58 по ул. Гнесиных произвести перерасчет в полном объёме размера расходов на оплату коммунального ресурса по холодной воде, потреблённого при использовании и содержании общего имущества, доначисленных за период с января по июль 2022 года в платёжном документе за февраль 2023 года. Указать основание для перерасчёта в соответствии с требованиями п. 69 Правил N 354.
Решением от 21.07.23 начальника Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, жалоба ООО "УК "Ренессанс" на предписание от 07.06.2023 N 237-р оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "УК "Ренессанс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "УК "Ренессанс" осуществляет управление многоквартирным домом N 58 по ул. им. Гнесиных в г. Волгограде.
Вышеуказанный жилой дом оснащён общедомовым прибором учёта холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключение составляет, в том числе, случай принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из данной нормы следует, что во всех случаях фактически потребленные объемы коммунальных ресурсов при содержании общего имущества оплачиваются собственниками помещений в МКД либо путем оплаты нормативных или среднемесячных объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением последующего перерасчета до фактически потребленного объема, либо путем оплаты фактического объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определенного по показаниям соответствующих приборов учета, непосредственно в расчетный период.
В ходе внеплановой документарной проверки ООО "УК "Ренессанс" Управлением установлено, что в платёжных документах за февраль 2023 года, собственникам помещений многоквартирного дома N 58 по ул. им. Гнесиных в г. Волгограде Обществом выставлена плата за содержание жилого помещения, в том числе, плата по коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества с произведенным перерасчетом исходя из показаний ОДПУ, за период с января по июль 2022 года.
Протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, отсутствует.
Согласно информации ООО "УК "Ренессанс" с мая 2022 года расходометр, входящий в состав узла учёта ОДПУ ХВС, находится на поверке. Объём потребления холодного водоснабжения по ОДПУ ХВС за период с мая по июль 2022 года определялся исходя из среднемесячных объёмов потребления ресурса. С августа 2022 года объём коммунального ресурса ХВС определялся по нормативам потребления.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.09.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлен порядок перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Постановление N 92 вступило в силу с 01.09.2022, что отражено в пункте 2 указанного Постановления.
С 01.09.2022 коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению в полном объеме - по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с положениями статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие; акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 29(2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491 в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом. Порядком также предусмотрен досрочный перерасчет размера платы, который производится при прекращении управления домом (смена управляющей компании либо способа управления).
Таким образом, периодом, за который осуществляется перерасчёт в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчёт осуществляется.
Согласно пункту 2 Постановления N 92 оно вступает в силу с 01 сентября 2022 года. Указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, в данном Постановлении не имеется.
Следовательно, положения пунктов 29(2) и 29(3) Правил N 491 при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в случае наличия ОДПУ и отсутствия решения общего собрания собственников помещений, применяются только с 1 сентября 2022 года.
Однако Обществом перерасчёт с применением данных пунктов произведён за период также с января по июль 2022 года.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции признаёт законным и обоснованным вывод Управления в оспариваемом предписании о том, что перерасчет размера платы по спорному коммунальному ресурсу в целях содержания общего имущества, произведенный ООО "УК "Ренессанс" за период с января по июль 2022 года в многоквартирном доме N 58 по ул. им. Гнесиных в г. Волгограде, является неправомерным.
Позиция заявителя, что положения подпункта "а" пункта 29(3) Правил N 491 чётко и однозначно определяют период перерасчёта равный одному календарному году, и в 1 квартале 2023 года прошедшим календарным годом будет весь 2022 год, является ошибочной, основанной на неверном толковании норм права.
Установление в подпункте "а" пункта 29(3) Правил N 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления Правительства РФ N 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2023 по делу N А12-9801/2023, поддержанная Верховным судом Российской Федерации в Определении от 29.03.2024 N 306-ЭС24-2498.
Ссылки Общества на разъяснения Минстроя России относительно производства перерасчёта платы за 2022 год, отклоняются судом апелляционной, поскольку указанные разъяснения не являются нормативным актом и не подлежат обязательному применению судом.
При этом, отклоняя доводы заявителя о том, что перерасчёт необходимо производить за весь календарный год, суд первой инстанции правомерно указал, что внесённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 изменения о возможности перерасчёта платы за коммунальный ресурс, исходя из показаний ОДПУ, начали действовать и подлежат применению только с 1 сентября 2022 года.
Таким образом, у Управления имелись основания для выдачи оспоренного предписания, которое, в свою очередь содержит указание на нарушенные Обществом правовые нормы, мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения допущенных нарушений, и конкретный срок исполнения таких мероприятий.
Оспоренное предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам заявителя, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "УК "Ренессанс" удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А12-19167/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19167/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Акимова Е. В., АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК"