город Чита |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А19-11484/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июня 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей Горбатковой Е.В., Мацибора А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы сторон на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 марта 2024 года по иску общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) к индивидуальному предпринимателю Топорковой Светлане Сергеевне (ОГРН 311385014600054, ИНН 381297923569) о взыскании денежных средств,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" обратилось в арбитражный суд с иском, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Топорковой Светлане Сергеевне о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 07.02.2022 по 31.12.2022 в размере 156009,57 руб., неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате - 21391,52 руб., а также расходов по оплате услуг представителя в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 марта 2024 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано в счет задолженности 53526,02 руб., в счет пени 7923,36 руб. и 692,80 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 2824,86 руб. государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 1497,14 руб. государственной пошлины.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить. Полагает, что Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных расходов на территории Иркутской области" не подразумевает деление объекта на помещения и применения к каждому соответствующего норматива. Ссылается на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2022 по делу N А19-2391/2021.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить в части суммы основного долга на 37461,84 руб., а также в части неустойки и соответственно судебных расходов, с представлением соответствующего расчета, который произведен с учетом количества мусорных баков и их объема, с указанием на то, что полагает не доказанным факт оказания услуг в заявленном объеме. В возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
Информация о принятии апелляционных жалоб размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, изложенных в жалобах доводов ( п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании с потребителя задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и неустойки за нарушение сроков оплаты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании конкурсного отбора и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) от 28.04.2018 N 381 ООО "РТ-НЭО Иркутск" имеет статус регионального оператора в сфере обращения с отходами на территории Иркутской области Зона 2-Юг.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: город Иркутск, Ангарское городское муниципальное образование, город Тулун, Тулунский район, город Саянск, город Свирск, город Усолье-Сибирское, город Черемхово, город Зима, Балаганский район, Жигаловский район, Заларинский район, Зиминский район, Иркутский район, Качугский район, Куйтунский район, Ольхонское районное муниципальное образование, Слюдянский район, Усольское районное муниципальное образование, Усть-Удинский район, Черемховское районное муниципальное образование, Шелеховский район, Аларский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район, Казачинско-Ленский район, Мамско-Чуйский район, Бодайбинский район.
ООО "РТ-НЭО Иркутск" исполнило обязанность по направлению публичной оферты, информация о которой размещена на официальном Интернет-сайте газеты "Областная" - источника официального опубликования нормативных правовых актов Иркутской области (www/ogirk.ru/issue-print/292937), с размещением всех типовых договоров.
С 07.02.2022 ответчику на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 9 км. Александровского тракта в районе развилки на д. Ангара, площадью 441,5 кв.м., что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРН и не оспаривается ответчиком.
Заявляя настоящие требования, истец указал на обязанность ответчика оплатить услуги по приему ТКО, которые оказаны в рамках типового договора N 1208514-2023/ТКО от 17.01.2019 за период с 07.02.2022 по 31.12.2022. Местом накопления ТКО указана контейнерная площадка N 38100176, размер задолженности определен расчетным способом.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из положений статьей 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ
Об отходах производства и потребления
, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
1156
Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008
641
, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016
505, Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018
1130, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018
1039, Обзора судебной практики по делам, связанным с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023, и того, что фактически истец осуществлял вывоз ТКО в период с февраля по октябрь 2022 года(исключив период с ноября по декабрь 2022 года) с ближайшей расположенной к объекту ответчика контейнерной площадки
38100176, при этом установив отсутствие согласования между сторонами количества и объема контейнеров, согласившись, что истец правомерно осуществил учет ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, при этом не согласившись с расчётом истца в части использования норматива только по категории здания
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые
(0,7 м
с 1 м
), поскольку из технического плана здания следует и иное использование данного объекта, в связи с чем суд произвел самостоятельно расчет спорной задолженности судом с учетом фактического назначения каждого из используемых помещений (этажа) : для складских помещений - 0,09 куб.м. в месяц, для помещений, используемых для кафе и ресторанов - 0,70 куб.м. в месяц, для помещений гостиниц - 0,05 куб.м. в месяц, также судом самостоятельно произведен расчет неустойки с учетом ошибочно произведенного истцом расчета задолженности (Правила
1156).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктами 4, 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункта 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) этих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сторонами не отрицается, что договор между ними не подписан.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1.1 типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре. Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО, а также информация размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению 1 к договору, в силу указанного место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется его вывоз, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
Из представленного договора N 1208514-2023/ТКО от 17.01.2019 следует, что в договоре в качестве места накопления ТКО указана контейнерная площадка N 38100176.
Из взаимосвязанных положений п. 10 ст. 24.6, п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами и соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность, при этом схема обращения с ТКО должна в себя включать данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации
Таким образом, при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Поскольку судом первой инстанции было установлено, что объект недвижимости ответчика закреплен в качестве источника образования ТКО за контейнерной площадкой N 38100311, расположенной по адресу Иркутский p-он, д. Столбова, ул. Центральная, 2 находящейся на расстоянии 7 км. от объекта, при этом место (площадка) накопления ТКО за N 38100176 заявленное истцом в спорный период в реестре мест размещения ТКО по постановлению Администрации Уриковского муниципального образования от 15.08.2022 N680, не содержалось, но находилось в непосредственной близости к объекту ответчика, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности требований истца об оплате оказанных услуг по вывозу ТКО при наличии в деле доказательств оказания услуг истцом в период с февраля по октябрь 2022 года, исключив период с ноября по декабрь 2022 года, с чем сторона истца в апелляционной жалобе не спорит, с учетом презумпции оказания региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Как следует из материалов дела, региональный оператор расчет стоимости оказываемых услуг произвел согласно Правилам 505, исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019
58-28-мпр по назначению здания
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые
(0,7 м
с 1 м
), в связи с отсутствием раздельного накопления ТКО и собственных контейнеров у ответчика, при этом сам факт оказания услуг ответчиком не оспаривается.
Правила N 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил N 505).
В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, то есть расчетным путем по нормативам накопления.
Поскольку доказательств наличия контейнеров у ответчика, равно как и доказательств применения раздельного способа ТКО в материалах дела не имеется, то позиция ответчика, содержащаяся в апелляционной жалобе о расчете задолженности исходя из количества контейнеров, а равно и сам расчет, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Нормативы накопления ТКО в Иркутской области в спорный период установлены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр, в частности, норматив накопления ТКО для складских помещений составляет 0,09 куб.м. в месяц, для помещений, используемых для кафе и ресторанов, - 0,70 куб.м. в месяц, для помещений гостиниц - 0,05 куб.м. в месяц.
Как следует из разъяснений, данных в п. 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) следует, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, подпункт "б" пункта 4 Правил N 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
Из указанного следует правомерная позиция суда первой инстанции о том, что расчет надлежит производить из данных, имеющихся в тех.плане помещения, обуславливающим фактические виды деятельности, осуществляемые на объекте ответчика, в отсутствие доказательств опровергающих данные обстоятельства, в связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с расчетом задолженности произведенным судом и основанном на разделении нежилых помещений на три категории по целевому назначению (склад, ресторан, гостиница), с использованием нормативов накопления 0,09 куб.м., 0,70 куб.м., 0,05 куб.м. соответственно и действующих тарифов, установленных Приказом N 375-спр от 20.12.2019 "Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск"" для прочих потребителей, а также расчетом неустойки по правилам ст.330 ГК РФ в совокупности с п. 22 Правил N 1156.
Исходя из изложенного, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются коллегией несостоятельными, поскольку иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 марта 2024 года по делу N А19-11484/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
Е.В.Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11484/2023
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: Топоркова Светлана Сергеевна