город Воронеж |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А08-227/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Администрации города Белгорода: представители не явились, извещена надлежащим образом;
от УФНС России по Белгородской области: представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Абрамов М.В.: представители не явились, извещен надлежащим образом;
от УФССП России по Белгородской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.04.2024 по делу N А08-227/2024, по заявлению Администрации города Белгорода (ИНН 3123023081, ОГРН 1033107000728) к УФНС России по Белгородской области (ИНН 3123022024, ОГРН 1043107045761),
третье лицо: Абрамов М.В., УФССП России по Белгородской области о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белгорода обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 13.01.2023 ГРН 223310005004 о прекращении и снятии с регистрационного учета ООО "СК "АТОМ"; о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ от 13.01.2023 ГРН 2233100005048 о снятии с налогового учета ООО "СК "АТОМ" и о восстановлении в ЕГРЮЛ статуса ООО "СК "АТОМ" как действующего юридического лица отказать (с учетом уточнения требований от 11.03.2024).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Абрамова М.В., УФССП России по Белгородской области.
Решением от 24.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация города Белгорода обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что срок на обжалование записи об исключении ООО "СК "АТОМ" из ЕГРЮЛ Администрацией не пропущен. Считает, что судом не дана надлежащая оценка доводам Администрации, о том, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, при наличии неисполненных обязательств, размер которых установлен судебным актом, не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора. Также считает, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке лишает администрацию города права на получение с ООО "СК "АТОМ" задолженности по арендным платежам и нарушает права администрации города, как кредитора на удовлетворение своих требований к обществу.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве УФНС по Белгородской области возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г.Белгороду 13.01.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 223310005004) o прекращении деятельности юридического лица ООО "СК "АТОМ" (ИНН 3123376070 ОГРН 1153123017761) по решению регистрирующего органа.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.08.2021 по делу N А08-5953/2021 удовлетворены требования администрации города Белгорода о взыскании с ООО "СК "АТОМ" (ИНН 3123376070 ОГРН 1153123017761) задолженности по договору аренды земельного участка от 19.08.2015 N 179 на сумму 419194,56 рублей. Решение вступило в законную силу. Выдан исполнительный лист серии ФС 037017880 от 07.10.2021.
Отделением судебных приставов по г. Белгороду возбуждено исполнительное производство N 165507/21/31010-ИП от 03.11.2021.
Администрация считая, что внеся запись в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица ИФНС России по г. Белгороду лишила администрацию города Белгорода права на получение с ООО "СК "АТОМ" задолженности по арендным платежам. Самостоятельно общество решение о ликвидации не принимало. Внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО "СК "АТОМ" нарушает право Администрации города, как кредитора на удовлетворение своих требований к обществу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ (статья 1 названного закона).
Пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 данной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о 5 проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 22 1 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 1 Федерального закона N129-ФЗ).
Действующим законодательством определены исчерпывающие основания и условия для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и решения об исключении.
Наличие сведений об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам юридического лица, о непредставлении отчетности в течение последних 12 месяцев, а также непоступление в регистрирующий орган в трехмесячный срок заявлений заинтересованных лиц в совокупности являются необходимым и достаточным условием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для исключения послужили справка N 10206-С об отсутствии в течении последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у общества открытых банковских счетов от 12.08.2022, справка N10206-0 о непредставлении ООО "СК "АТОМ" в течении последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах от 12.08.2022.
На основании указанных справок Управлением 26.09.2022 в отношении общества принято решение N 2116 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В силу пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение от 26.09.2022 N2116 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 28.09.2022 часть 2 N38 (908), а также размещено на сайте http://www.vestnik gosreg.ru в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку кредиторы или какие-либо иные лица в установленный срок заявления о прекращении процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ не представили, каких-либо иных заявлений в налоговый орган также не поступило, на регистрирующем органе лежала обязанность завершить процедуру исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с нормами статьи 22 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, процедура, предшествующая исключению из реестра, ООО "СК "АТОМ" регистрирующим органом соблюдена, действия в рамках указанной процедуры совершены регистрирующим органом в соответствии с вышеприведенными требованиями закона.
Администрация своим правом, установленным пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ о направлении заявления, не воспользовалась, заявление в налоговый орган не представила.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 2.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное взаимосвязанными положениями статьей 21.1 и пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра 7 юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
В рассматриваемом случае заявитель, проявляя достаточную степень заботливости, разумности и осмотрительности, и будучи осведомленным о положениях Федерального закона N 129-ФЗ, имел объективную возможность своевременно получить информацию о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, и направить соответствующие возражения в регистрирующий орган.
Из материалов дела также следует, что заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств фактического осуществления ООО "СК "АТОМ" деятельности.
Признаками фактического неосуществления юридическим лицом деятельности является отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговым органом соответствующие справки составлены.
Заявителем достоверность сведений, отраженных в данных справках, не опровергнута.
Администрацией в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих фактическое ведение ООО "СК "АТОМ" финансово-хозяйственной деятельности, в то время как УФНС России по Белгородской области было доказано соответствие ООО "СК "АТОМ" критериям недействующего юридического лица.
Суд первой инстанции верно отклонил довод Администрации об имеющихся у общества неисполненных обязательствах, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий налогового органа.
Довод администрации о том, что судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении ООО "СК "АТОМ", что являться основанием для удовлетворения заявленных требований судом также верно отклонен, поскольку в рассматриваемом случае процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена, а доказательств наличия у общества какого- либо имущества администрацией не представлено.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 Гражданского кодекса (пункт 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
Наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, что соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 N 1971-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабицкой Ларисы Георгиевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в котором указано, что положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Суд области верно указал, что в сложившейся ситуации восстановление судом в ЕГРЮЛ сведений об обществе фактически прекратившим свою деятельность не будет отвечать принципу публичной достоверности сведений ЕГРЮЛ и базовому принципу законности при рассмотрении дел арбитражным судом (статья 6 Кодекса).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.04.2024 по делу N А08-227/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-227/2024
Истец: Администрация города Белгорода
Ответчик: Управление федеральной налоговой службы по Белгородской области
Третье лицо: Абрамов Максим Валентинович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ