город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2024 г. |
дело N А53-22820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Левина Д.В. по доверенности 572-ап от 14.09.2022 (до перерыва);
от ответчика: представитель Каргальцев А.В. по доверенности от 06.05.2023 (до и после перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.02.2024 по делу N А53-22820/2023
по иску акционерного общества "Апатит" (ОГРН 1025100561012 ИНН 5103070023)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД"
(ОГРН:1037739877295 ИНН 7708503727)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Апатит" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 7 924 731,61 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2024 по делу N А53-22820/2023 исковые требования удовлетворены частично.
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу акционерного общества "Апатит" взыскано пени за просрочку доставки груза в сумме 3 962 365,81 рублей, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы о неизбежности задержки вагонов в пути следования в силу возникновения объективных, независящих от перевозчика, обстоятельств. Перевозчиком была осуществлена временная корректировка логистических маршрутов для приоритетного пропуска грузов для обеспечения государственных оборонных задач. Отставление от движения грузовых составов по причинам, связанным с осуществлением воинских перевозок, подтверждается письмом Северо-Кавказского управления военных сообщений Минобороны РФ от 25.07.2023 N 832/5. В настоящем случае ненадлежащее исполнение договоров перевозки вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, отвечающими критериям чрезвычайности и непредотвратимости (приоритетный пропуск военных грузов).
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств оплаты госпошлины.
От истца в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
От ответчика поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, ответчик не поддержал письменные дополнения, просил не приобщать к материалам дела и не рассматривать дополнение к апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Суд, совещаясь на месте, определил: в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявить перерыв до 05 июня 2024 года до 10 час. 35 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 05 июня 2024 года.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы первоначальной апелляционной жалобы (без дополнений), дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" приняло от грузоотправителя - акционерного общества "Апатит" со станции отправления Кошта к перевозке груз по электронным транспортным железнодорожным накладным, при этом открытое акционерное общество "Российские железные дороги" допустило просрочку доставки указанных железнодорожных вагонов в адрес грузополучателей.
Факт просрочки доставки вагонов, подтверждается соответствующими отметками в железнодорожных накладных ЭУ481659, ЭУ481780, ЭУ481956, ЭУ482402, ЭУ569490, ЭУ569559, ЭУ731037, ЭУ731066, ЭУ418883, ЭУ513475, ЭУ596039, ЭУ660358, ЭУ685497, ЭУ441987, ЭУ418837, ЭУ015009, ЭУ486885, ЭУ487006, ЭУ525986, ЭУ660396, ЭУ663270, ЭУ730971, ЭУ745185, ЭУ745194, ЭУ745206, ЭУ745471, ЭУ745535, ЭУ745655, ЭУ822146, ЭУ847292, ЭУ935475, ЭФ008637, ЭФ104672, ЭУ283521, ЭУ840790, ЭУ935890, ЭУ965449, ЭФ014774, ЭФ046011, ЭФ046075, ЭФ255069, ЭФ264636, ЭФ277956, ЭФ293324, ЭФ293326, ЭФ293332, ЭФ293338, ЭФ374865, ЭФ225805, ЭФ112167, ЭФШ035, ЭУ439438, ЭФ071367, ЭФ164636, ЭФ224294, ЭФ230567, ЭФ234398, ЭФ234681, Ф256829, ЭФ344651, ЭФ344744, ЭФ344792, ЭФ344916, ЭФ356579, ЭФ357789, ЭФ357821, ЭФ357859, ЭФ357895, ЭФ358128, ЭУ866742, ЭФ071367, ЭФ117358, ЭФ165501, ЭФ224531, ЭФ322352, ЭФ344967, ЭФ344991, ЭФ345018, ЭФ356575, ЭФ357429, ЭФ357834, ЭФ359931, ЭФ360541, ЭФ360634, ЭФ391440, ЭФ403562, ЭФ409563, ЭФ409591, ЭФ435865, ЭУ730923, ЭФ046667, ЭФ169950, ЭФ170317, ЭФ342722, ЭФ344383, ЭФ436623, ЭФ446235, ЭФ447903, ЭФ553548, ЭФ602117, ЭУ992701, ЭУ992739, ЭФ225536, ЭФ233698, ЭФ233704, ЭФ338166, ЭФ341979, ЭФ342252, ЭФ342476, ЭФ342909, ЭФ343118, ЭФ343391, ЭФ355877, ЭФ362422, ЭФ415091, ЭФ415922, ЭФ458838, ЭФ476626, ЭФ477588, ЭФ488748, ЭФ509182, ЭФ547910, ЭФ563575, ЭФ608023, ЭФ645411, ЭФ649581 (календарные штемпеля о прибытии вагонов на станцию назначения).
Нарушение сроков доставки грузов грузополучателю подтверждается отметками в указанных железнодорожных накладных.
Поскольку сроки доставки вагонов нарушены, обстоятельства, предусмотренные статьей 29 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отсутствуют, акционерное общество "Апатит" произвело расчет пени в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 97 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
По уточненному расчету истца сумма пени за просрочку доставки грузов по вышеуказанным железнодорожным накладным составила 7 924 731,61 рубль.
Акционерным обществом "Апатит" в адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате пени за просрочку доставки груза, которые ответчиком оставлены без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемых исковых требований.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В процессе рассмотрения спора открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не доказало отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально соответствующими отметками о доставке груза в вышеуказанных железнодорожных накладных и ответчиком не оспаривается.
Поскольку факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально, а именно соответствующей отметкой о доставке груза в железнодорожных накладных, постольку требование истца о взыскании неустойки является правомерным.
Довод ответчика о том, что Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022 введен мораторий на возбуждении дел о банкротстве в отношении всех юридических лиц, и, следовательно, исковые требования о взыскании неустойки не подлежат удовлетворению, отклонен судом по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного ст. 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9.1 ФЗ N 127 на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, а именно не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз. 10 ч. 1 ст. 63 ФЗ N 127).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования 01.04.2022 и действует в течение 6 месяцев.
Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020 даны разъяснения о последствиях введения указанного моратория ("Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"). Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Принимая во внимание изложенное, суд исходил из того, что установленный мораторий распространяется на финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Вместе с тем, в данном случае истцом предъявлена к взысканию законная неустойка (ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации), размеры которой установлены ст. 97 УЖТ, по неденежному требованию, возникшему после введения моратория, в связи с чем, на предъявленную истцом ко взысканию неустойку, действие введенного моратория не распространяется.
В ходе рассмотрения дела истец приняв доводы ответчика в части повторного предъявления требований по железнодорожным накладным ЭФ322421, ЭФ430109, ЭФ225437, ЭФ430333 на сумму 100 622,70 рубля, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требования (в сторону уменьшения) до суммы 7 924 731,61 рубль.
Уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты, что отражено в определении суда от 09.11.2023.
Ссылка ответчика на обстоятельства, установленные статьей 29 УЖТ РФ, отклоняется судом по следующим основаниям.
Согласно статье 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Ответчиком не предоставлены доказательства того, что согласно статье 29 УЖТ РФ перевозчик направил уведомление в письменной форме руководителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о прекращении или об ограничении перевозки груза и имеется соответствующее решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
При этом, ответчиком в актах общей формы, составленных в отношении вагонов принятых к перевозке в спорный период, указывает причину задержки груженых вагонов в пути следования: "вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий, стихийные бедствия, при которых администрацией данной территории объявляется чрезвычайное положение, и иные обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок грузов", основываясь на распоряжении Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 N 28 "О введении режима чрезвычайной ситуации" (далее - Распоряжение N 28).
Однако, ответчик не учитывает тот факт, что согласно Распоряжению N 28 режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области вводится с 10:00 часов 19.02.2022, следовательно, принимая груз к перевозке, ответчик являлся уведомленным о введении чрезвычайной ситуации в Ростовской области и обязан предпринимать меры для выполнения принятых обязательств в установленные сроки.
В силу пункта 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 N 239 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области" (вместе с Положением о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области) (далее - Постановление N 239) утвержден перечень органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их задачи.
В данный перечень входит Министерство транспорта Ростовской области, одна из его задач, которая может иметь отношение к железнодорожным перевозкам - содействие в транспортном обеспечении эвакуационных мероприятий из зон чрезвычайных ситуаций (пункт 3 Приложения N 2 Постановления N 239).
Ответчиком не указаны территория, период действия и причины возникновения непреодолимой силы.
Кроме того, ответчик как лицо, являющееся профессиональным участником отношений, связанных с пассажирскими перевозками, с перевозками грузов железнодорожным транспортом, а также являясь владельцем инфраструктуры (путь общего пользования) должен заранее располагать информацией по загруженности путей при пассажироперевозках и доставке грузов, осуществлять планирование, предпринимать все меры для безопасности жизни людей и целостности груза, исполнять свои обязательства в установленные сроки.
По общему правилу на перевозчика возлагается обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в нарушении сроков доставки грузов. В процессе рассмотрения спора ответчик не представило доказательства отсутствия своей вины в просрочке доставки груза.
Ссылка на положения статьи 7 УЖТ РФ отклоняется судом, поскольку из представленных писем начальника Северо-Кавказского управления военных сообщений Минобороны РФ не следует полная невозможность выполнения грузоперевозок в указанный в иске период.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2023 N Ф08-7027/2023 по делу N А53-41162/2022, от 06.06.2023 по делу N А53-38173/2022, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 N 15АП-13258/2023 по делу N А53-19276/2023, от 30.08.2023 N 15АП-8474/2023 по делу N А53-41161/2022, от 03.08.2023 N 15АП-10051/2023 по делу N А53-3027/2023.
Доводы ответчика об увеличении сроков доставки груза по накладной ЭУ418837, в виду наличия обстоятельств продления срока доставки, в связи с необходимостью устранения технической неисправности вагона N 60506060, допущенной не по вине перевозчика, подлежат отклонению.
В пункте 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов на все время задержки. В силу пункта 6.3 данных Правил срок доставки грузов может быть увеличен перевозчиком для оформления и исправления обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Статьей 20 Устава железнодорожного транспорта предусмотрена обязанность перевозчика и грузоотправителя определять техническую и коммерческую пригодность подаваемых под погрузку вагонов.
По правилам пункта 2 указанной статьи техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - Правила N 286, устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
В приложении N 5 к Правилам N 286 предусмотрено, что железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. На железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности - отремонтирован.
Порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов установлен "ЦВ-ЦЛ-408. Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", утвержденной в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Указанная Инструкция среди прочего содержит требования к проверке и установлению технического состояния вагонов, в том числе ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов, их допуску к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, их подготовке к перевозкам, а также критерии запрета подачи вагонов под погрузку и постановки их в поезда.
Участники спора согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
С учетом изложенного, именно на ответчика как на перевозчика возлагается обязанность по доказыванию как надлежащего исполнения им своих обязательств, так и нарушения сроков доставки груза в связи с обстоятельствами, от него не зависящими.
Исходя из специфики спорных правоотношений перевозчик обязан доказать, что им осуществлены все обязательные, необходимые и разумные меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, что выявленные в пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных действий или бездействия), имели скрытый характер и не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов.
Пунктом 3.3.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (осмотрщику вагонов) N ЦВ-ЦЛ-408 установлен прямой запрет постановки в поезд и следования в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из неисправностей; в том числе повышенный нагрев верхней части буксы либо различную толщину стенок, что неизбежно приведет к нагреванию буксового узла в процессе следования поезда и выводу вагона в текущий отцепочный ремонт.
Согласно пункту 14 Правил N 286 не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и (или) ступице колеса, с трещиной или отколом гребня колеса, остроконечного наката, а также при следующих неисправностях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава и угрожающих безопасности движения: неисправности буксового узла колесной пары, включая ослабление болтового крепления смотровой или крепительной крышек буксы; трещины, вмятины, выпуклости и протертости смотровой крышки или крепительной буксы; сдвиг корпуса буксы; разрушение или трещины корпуса буксы; выброс смазки на диск и обод колеса; нагрев корпуса буксы более 60 °C без учета температуры окружающей среды.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, в частности транспортную железнодорожную накладную, акт общей формы, суд пришел к выводу, что ответчик не доказал факт возникновения неисправности спорного вагона в пути следования по не зависящим от него причинам, документально не подтвердил скрытый характер выявленных неисправностей и невозможность их обнаружения при приемке вагона к перевозке, в связи с чем, не усмотрел оснований для увеличения сроков доставки спорных вагонов в соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245.
Документы, представленные ответчиком по спорной отправке с указанием на задержку и на неисправность вагона, сами по себе не могут служить доказательством отсутствия вины перевозчика в задержке доставки вагона, поскольку только констатируют факт обнаружения технологической неисправности, факт проведения работ по ее устранению, и не свидетельствуют о том, что неисправность вагона возникла по причинам, не зависящим от перевозчика и не могла быть обнаружена ответчиком при приемке вагона к перевозке.
Доказательств того, что спорная неисправность не могла быть определена при приемке вагонов к перевозке, а также, что ответчиком приняты все необходимые и достаточные меры, исключающие возможность включения в состав поезда вагонов, не соответствующих требованиям безопасности перевозки, ответчик в рассматриваемой ситуации не представил. При этом, все риски, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ответчиком как перевозчиком своих обязанностей, относятся именно на него.
При таких обстоятельствах, поскольку факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально, а именно соответствующей отметкой о доставке груза в железнодорожных накладных, постольку требование истца о взыскании неустойки является правомерным.
Аналогичный правовой подход отражен в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2020 N Ф09-5932/20 по делу N А60-3/2020, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2020 N Ф09-4440/20 по делу N А60-56190/2019 (определением Верховного Суда РФ от 22.12.2020 N 309-ЭС20-20988 отказано в передаче дела N А60-56190/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), а также постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 N 15АП-879/2022 по делу N А53-17935/2021, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А53-231/2023, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу N А53-11494/2023.
Довод ответчика относительно того, что истцом при расчете неустойки неверно произведен расчет на сумму 19 697,40 рублей, судом отклоняется, поскольку ответчиком не учтено следующее.
Истцом расчет произведен по железнодорожным транспортной накладной ЭФ645411 по штемпелю о выдаче оригинала накладной, ответчик - по дорожным ведомостям, ведомостям подачи и уборки вагонов.
В соответствии с абз. 4 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ), грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Статьей 36 УЖТ РФ определено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Таким образом, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик, обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения, либо вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 (далее по тексту - Правила N 29), определено, что для осуществления выдачи груза грузополучателю перевозчиком выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной.
Таким образом, в соответствии с Правилами N 29, груз выдается (передается) грузополучателю только после выдачи транспортной железнодорожной накладной.
В железнодорожной накладной ЭФ645411 срок доставки груза указан - 14.07.2022. Выдача оригинала накладной грузополучателю датирована 17.07.2022. Таким образом, груз по отправке ЭФ645411 не мог быть выдан грузополучателю ранее 17.07.2022, следовательно, период просрочки составляет 3 дней.
Сведения о дате выдачи накладной грузополучателю внесены в вышеуказанные накладные самим перевозчиком (ОАО "РЖД").
На основании вышеизложенного, пени за просрочку в доставке грузов по железнодорожной накладной ЭФ645411 в размере 19 697,40 рублей, начислены обоснованно.
На основании изложенного, заявленные уточненные требования в сумме 7 924 731,61 рубль судом признаются обоснованными.
Рассматривая ходатайство ответчика При о снижении пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судом приняты во внимание условия перераспределения грузовых потоков и увеличения нагрузки на железнодорожный транспорт с учетом недоступности авиасообщений в Северо-Кавказском регионе (по ряду субъектов РФ, в том числе, в Ростовской области).
При этом, такое перераспределение происходит с учетом существующей и уже задействованной инфраструктуры, в том числе, локомотивного парка и железнодорожных путей общего пользования, в связи с чем, она испытывает незапланированную нагрузку, которая выходит за переделы использования имеющихся резервов в целях сохранения графика движения всех поездов.
Кроме того, в указанных обстоятельствах возросшие объемы перевозок осуществляется за счет дополнительно вводимых поездов, что предполагает необходимость обеспечения безопасного их продвижения с учетом объективной пропускной способности железнодорожных сетей и возможностей их регулирования диспетчерской службой.
Указанная нагрузка, в значимых и общеизвестных количественных показателях, неизбежно приводит к изменению качества услуги по перевозке в части, касающейся сроков.
Более того, в условиях преимущественной публичной значимости продвижения грузов относящихся к системе Министерства обороны Российской Федерации, квалифицированно увеличивается степень точечной нагрузки на сетевое хозяйство с учетом плотности продвигающихся маршрутов и объективной возможности отстоя пропускающих эшелонов исключительно в условиях существующих накопительных путевых развязок и другой инфраструктуры, используемой ответчиком в своей деятельности.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Министерства обороны Российской Федерации от 25.07.2023 N 831/5.
Указанные обстоятельства в совокупности в действительности формируют основания применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу объективных обстоятельств.
Суд, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 69, 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", принимая во внимание обстоятельства дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой вагонов, период просрочки в доставке вагонов, отсутствие в материалах дела доказательств причинения истцу убытков ввиду допущенного ответчиком нарушения сроков доставки вагонов, в целях соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого ответчиком обязательства, а также во избежание превращения института неустойки в способ обогащения кредитора вопреки ее компенсационной функции, установил наличие оснований для его удовлетворения, уменьшив размер неустойки до 3 962 365,81 рублей (снизив на 50%).
С учетом изложенного, уточненные требования о взыскании пени подлежит удовлетворению в части, в сумме 3 962 365,81 рублей.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2024 по делу N А53-22820/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22820/2023
Истец: АО "АПАТИТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги"в лице Северо-Кавказской железной дороги-филиала "РЖД"