г. Санкт-Петербург |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А26-8317/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Пхальская Л.А. по доверенности от 14.03.2024, Пожарская А.В. по доверенности от 08.04.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15367/2024) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2024 по делу N А26-8317/2023 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению АО "Альтернатива"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Альтернатива" (ИНН: 1018005330, ОГРН: 1021031000287, адрес места регистрации: 186670, Республика Карелия, Лоухский район, поселок городского типа Чупа, улица Железнодорожная, дом 25, офис 3, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ИНН: 1001048511, ОГРН: 1041000270002, адрес места регистрации: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кондопожская, дом 15/5, далее - управление, налоговый орган) о признании недействительным решения N 473 от 01 марта 2023 года, как не соответствующего положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества, заявивший ходатайство о проведении онлайн-заседания, не подключился к судебному заседанию с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), поскольку не обеспечил со своей стороны технической возможности к участию в онлайн-заседании при наличии технической возможности со стороны Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акционерным обществом "Альтернатива" в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2022 года.
В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу направлено требование о предоставлении пояснений от 22.12.2022 N 49567. Указанное требование получено Обществом 23.12.2022.
Пояснения по требованию представлены Обществом на бумажном носителе посредством направления заказной почтовой корреспонденции (исх. N АЛ-09-00505-О от 27.12.2022 года).
По результатам мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что представленные Обществом пояснения не соответствуют формату, установленному Приказом Федеральной налоговой службы от 16.12.2016 года N ММВ-7-15/682@. По мнению налогового органа, налогоплательщик не исполнил свою обязанность по своевременному представлению документов, сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, тем самым совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушения, установленные в ходе налоговой проверки, отражены в акте N 342 от 13.01.2023.
В порядке пункта 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом представлены возражения на акт.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, налоговым органом в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение N 473 от 01 марта 2023 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1 250 рублей 00 копеек (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен в 4 раза).
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо - Западному Федеральному округу N 08-20/2258@ от 05.06.2023 года апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного акта Управления.
Признавая решение Управления недействительным, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 6 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 82, пунктом 3 статьи 88, подпунктом 4 пункта 7 статьи 101.4, статьей 106, пунктом 6 статьи 108, пунктом 1 статьи 129.1, статьей 143, пунктом 5 статьи 174 НК РФ, учитывал правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 04.07.2022 N 202-О, и исходил из того, что пояснения и документы были представлены Обществом в установленном порядке и в срок.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы сторон, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом, а также могут быть переданы в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (абзац 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ утвержден "Формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".
Следовательно, по требованию налогового органа представить необходимые пояснения, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять в электронной форме пояснения по установленному формату представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из указанных положений налогового законодательства следует, что налоговый орган при осуществлении налогового контроля вправе у проверяемого налогоплательщика истребовать:
пояснения в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, предоставление которых осуществляется исключительно путем передачи по ТКС в установленном формате;
документы в порядке ст. 93 НК РФ, предоставление которых осуществляется в том числе путем почтовой корреспонденции.
Налоговым кодексом РФ также установлена различная ответственность за непредставление пояснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ и документов в порядке ст. 93 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Материалами дела установлено, что Управление на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу направлено требование о предоставлении пояснений от 22.12.2022 N 49567, в соответствии с которым Обществу предложено:
Представить расчет распределения входного НДС за 3 квартал 2022 года в соответствии с требованиями п. 4 ст. 170 НК РФ (пункт 1 требования N 49567);
Представить документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, поручения на отгрузку, коносаменты (пункт 2 требования N 49567);
Представить пояснения по выявленным расхождениям реестра с данными, полученными из ФТС (пункт 3 требования N 49567);
Представить документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, приказы о направлении работников в командировку, авансовые отчеты (пункт 4 требования N 49567);
Представить договоры с заемщиками, счета выставленные заемщикам на сумму процентов, карточку счета 58 или иного счета за 3 квартал 2022 по учету расчетов с заемщиками по начисленным процентам.
Оценив требование Управления от 22.12.2022 N 49567, апелляционный суд приходит к выводу о том, что не смотря на указание в требовании положений п. 3 ст. 88 НК РФ, фактически Управлением реализованы полномочия, предоставленные как пунктом 3 статьи 88 НК РФ, так и статьей 93 НК РФ, поскольку требование содержит предложение налогоплательщику представить как пояснения по расхождениям, так и представить дополнительные документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0% и налоговых вычетов.
Общество в установленный срок представило ответ на требование путем направления почтовой корреспонденции, без использования телекоммуникационных каналов связи. Вместе с пояснениями в отношении расхождений реестра с данными, полученными из ФТС, Обществом представлены документы истребованные налоговым органом:
Расчет распределения сумм входного НДС за 3 квартал 2022 года на 8 листах;
Поручения на отгрузку, коносаменты, инвойсы, акты приема-передачи, протоколы согласования цены;
Приказы о направлении работников в командировку, маршрутные квитанции, посадочные талоны, авансовые отчеты;
Карточки по счету ОСВ 58, карточку счета 91.01 субсчет "Прочие расходы". Копии договоров займа были предоставлены ранее.
Срок предоставления пояснений и документов Обществом не нарушен.
Представленные документы приняты налоговым органом, учтены при проведении камеральной проверки, камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2022 года завершена, акт и решение по результатам проверки не составлялся и не выносилось. Применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов признаны обоснованным.
Принимая во внимание, что требование от 22.12.2022 N 49567, содержало предложение как предоставление пояснений по п. 3 ст. 88 НК РФ, так и предоставление документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае во исполнение одного требования налогового органа, налогоплательщик правомерно представил единым комплектом как пояснения, так и истребованные документы, направив их почтовой корреспонденцией, что прямо предусмотрено положениями абзаца 2 пункта 4 статьи 31 НК РФ, пункта 2 статьи 93 НК РФ.
Поскольку Управлением не выставлялось отдельное требование на предоставление пояснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, исполнение Обществом требования от 22.12.2022 N 49567 в установленный срок путем почтового отправления, не образует в рассматриваемом случае состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
Ошибочные выводы суда первой инстанции, изложенные в мотивировочной части решения суда не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2024 по делу N А26-8317/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8317/2023
Истец: АО "АЛЬТЕРНАТИВА"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия