город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2024 г. |
дело N А32-842/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брылевым П.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Лозовой С.А. по доверенности от 06.02.2024,
от заинтересованного лица посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представитель Литовка Н.И. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гавриленко Елены Павловны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2024 по делу N А32-842/2024
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гавриленко Елены Павловны (ОГРНИП 316237200060202, ИНН 234500072693)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)
о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гавриленко Елена Павловна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконными решения от 08.11.2023 N 52-32-15-43080/23 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 23:23:1001003:317 в аренду без проведения торгов; обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:23:1001003:317 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 ЗК РФ) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:23:1001003:317 в трех экземплярах, его подписание и направление предпринимателю (пункт 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что департаментом нарушена процедура рассмотрения заявления, требование предпринимателя основано на положениях подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, департаментом неверно применены нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамента, участвовавший в онлайн-заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.10.2022 предприниматель обратилась в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером - 23:23:1001003:1.
Приказом департамента от 05.09.2023 N 2159 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 312 845 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: "Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Отрадненский", образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:23:1001003:1 площадью 331 900 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Отрадненский", находящегося в собственности Краснодарского края, запись в Едином государственном реестре недвижимости от 14.03.2013 N 23-23-39/011/2013-468, который сохраняется в измененных границах.
Указанным приказом предпринимателю рекомендовано обратиться без доверенности с заявлением в орган регистрации прав о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на образуемый земельный участок.
Согласно выписке из ЕГРН в единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения: вид объекта недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 23:23:1001003:317, площадью 312 845 кв.м с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
27.10.2023 предприниматель обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Письмом департамента от 08.11.2023 N 52-32-15-43080/23 в предоставлении в аренду земельного участка отказано. В обоснование отказа указано, что в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 24.07.2022 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), превышение предельного размера площади испрашиваемого земельного участка, установленного законом субъекта Российской Федерации, является основанием для отказа.
Ссылаясь на то, что данный отказ является неправомерным, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для предоставления земельного участка в аренду предпринимателю не имеется.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Согласно положениям статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
На основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (подпункт 12).
В соответствии с положениями статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
Пунктом 6 статьи 1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
С 01.01.2023 вступили в силу положения Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании пункта 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В пункте 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Так, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 12.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции от 06.10.2023, действующей на момент рассмотрения заявления, далее - Закон Краснодарского края N 532-КЗ) установлено, что предельный (максимальный) размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, должен составлять: для животноводства - не более 300 гектаров; для садоводства и виноградарства - не более 30 гектаров; для осуществления иной сельскохозяйственной деятельности - не более 5 гектаров. Предельный (максимальный) размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не ограничивается в случае, если предоставление земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству осуществляется по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд первой инстанции верно определил, что независимо от подачи заявления в рамках статьи 39.6 ЗК РФ к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Закона N 101-ФЗ с учетом правого статуса испрашиваемого земельного участка.
При рассмотрении заявления предпринимателя департамент правильно руководствовался как положениями ЗК РФ, так и нормами, регулирующими порядок предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.
Пункт 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ содержит отсылочную норму к закону субъекта, определяющего предельные размеры земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Вместе с тем, испрашиваемый предпринимателем земельный участок не соответствует предельным размерам, регламентированным Законом Краснодарского края N 532-КЗ. Данное обстоятельство апеллянтом в рамках состязательности арбитражного процесса не оспорено.
Иная редакция, на которую ссылается заявитель, не применима к спорным правоотношениям, поскольку вступила в действие позднее (05.12.2023), в то время как заявление предпринимателя рассмотрено по существу 08.11.2023.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление неверно рассмотрено департаментом, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, так как из части 1 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что уполномоченное лицо вправе принять решение об отказе либо публикует извещение о предоставлении земельного участка. Иное понимание апеллянтом норм материального права основано на их неверном толковании.
Кроме того, предприниматель не лишен права вновь обратиться с заявлением в департамент с учетом действия новой редакции закона субъекта, внесенной Законом Краснодарского края от 05.12.2023 N 5015-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Само по себе наличие рекомендации департамента обратиться с заявлением после внесения изменений в ЕГРН не подменяет процедуру предоставления земельного участка по правилам земельного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления предпринимателя, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2024 по делу N А32-842/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-842/2024
Истец: индивидуальный предприниматель глава КФХ Гавриленко Елена Павловна, ИП Гавриленко Е П
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края