г. Москва |
|
01 июля 2024 г. |
Дело N А40-78437/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей Ю.Н. Федоровой и Е.В. Ивановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "СП Минскметрострой" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2024 по делу N А40-78437/18. в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СП Минскметрострой", о разрешении разногласия об очередности удовлетворения текущих требований по уплате обязательных платежей по страховым взносам по делу N А40-78437/2018 о банкротстве ООО "СП Минскметрострой" путем установления очередности уплаты единого тарифа страховых взносов в составе второй очереди текущих платежей,
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по г.Москве - Грищина А.М. по доверенности от 14.05.2024,
Иные лица, не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд города Москвы 16.04.2018 поступило заявление АО "Мосметрострой" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СП Минскметрострой".
Определением Арбитражного суда города Москвы суда от 14 мая 2018 принято к производству заявление к производству заявление АО "Мосметрострой" о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СП Минскметрострой", поступившее в Арбитражный суд города Москвы 10.01.2018, возбуждено производство по делу N А40-78437/2018.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2019 в отношении должника ООО "СП Минскметрострой" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Силецкий Иван Васильевич.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2019 отказано в признании должника Общества с ограниченной ответственностью "СП Минскметрострой" несостоятельным (банкротом).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2019 по делу N А40-78437/18 отменено; признано несостоятельным (банкротом) ООО "СП Минскметрострой", в отношении ООО "СП Минскметрострой" открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО "СП Минскметрострой" возложено на Силецкого Ивана Васильевича.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А40-78437/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 ООО "СП Минскметрострой" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО "СП Минскметрострой" возложено на Силецкого Ивана Васильевича.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 Силецкий Иван Васильевич освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "СП Минскметрострой".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2020 конкурсным управляющим ООО "СП Минскметрострой" утверждена Дровянникова Оксана Николаевна.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2023 конкурсным управляющим ООО "СП Минскметрострой" утверждена Холбнева Екатерина Викторовна.
Арбитражным судом города Москвы рассмотрено заявление конкурсного управляющего ООО "СП Минскметрострой" Холбневой Е.В. о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором АО "Мосинжпроект" об очередности удовлетворения текущих требований по уплате обязательных платежей по страховым взносам.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2024 разрешены разногласия об очередности удовлетворения текущих требований по уплате обязательных платежей по страховым взносам по делу N А40-78437/2018 о банкротстве ООО "СП Минскметрострой" путем установления очередности уплаты единого тарифа страховых взносов в составе второй очереди текущих платежей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, конкурсный управляющий ООО "СП Минскметрострой" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о разрешении разногласий в редакции конкурсного управляющего.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От УФНС России по г.Москве поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, который на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом к материалам дела протокольным определением от 26.06.2024.
От УФНС России по г.Москве, АО "Мосинжпроект" поступили ходатайства об отложении судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спор может быть рассмотрен по существу без отложения судебного заседания, отказал в удовлетворении указанных ходатайств.
В судебном заседании представитель УФНС России по г.Москве просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционный суд считает доводы жалобы необоснованными в силу следующего.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 ООО "СП Минскметрострой" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий указывает, что ООО "СП Минскметрострой" воспользовалось правом с 01.01.2023 на переходный период представлять уведомление в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Поскольку не было изменений и разъяснений применения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в ООО "СП Минскметрострой" размер страховых взносов рассчитывался до настоящего времени следующим образом: - пенсионное страхование - 22% до достижения предельной базы (2-я очередь текущих платежей); - медицинское страхование 5,1% вне зависимости от суммы (5-я очередь текущих платежей); - ВНиМ - 2,9% до достижения предельной величины базы (5-я очередь текущих платежей).
В связи с тем, что в процедуре конкурсного производства ООО "СП Минскметрострой" в настоящее время недостаточно денежных средств для погашения всех требований по текущим платежам, поступающих денежных средств, как правило, достаточно для погашения лишь второй очереди (в т.ч. НДФЛ и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), а взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование помещены в картотеку текущих платежей в банке, вопрос очередности погашения единого налогового платежа имеет значение.
18.07.2023 ООО "СП Минскметрострой" получено обращение кредитора должника АО "Мосинжпроект" о порядке уплаты ООО "СП Минскметрострой" страховых взносов в 2023 году N ДВКиУР-122-2023.
По мнению АО "Мосинжпроект", учитывая Федеральный закон от 19.05.2023 N 196- ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которым внесены изменения в п. 8 ст. 45 НК РФ, а также недостаточность денежных средств ООО "СП Минскметрострой" для удовлетворения всех текущих обязательств должника, а также установленную последовательность определения принадлежности денежных средств, учтенных на едином налоговом счете налогоплательщика, согласно которой страховые взносы (без разделения по видам страхования) относятся к одной очереди с иными налогами, платежами и сборами, уплата единого тарифа страховых взносов должна осуществляется в составе 5-ой очереди удовлетворения текущих платежей, поскольку иной порядок уплаты в составе 2-ой очередей (полностью или частично) не соответствует налоговому законодательству РФ, действующему с 01.01.2023, и приведет к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам ООО "СП Минскметрострой".
В связи с изложенным, между конкурсным управляющим ООО "СП Минскметрострой" и кредитором АО "Мосинжпроект" возникли разногласия об очередности удовлетворения обязательных платежей по страховым взносам.
При указанных обстоятельствах, конкурсный управляющий просит суд разрешить разногласия между конкурсным управляющим ООО "СП Минскметрострой" и кредитором АО "Мосинжпроект" об очередности удовлетворения текущих требований по уплате обязательных платежей по страховым взносам путем установления очередности удовлетворения требований по уплате текущих страховых взносов в размере 72,8% от единого тарифа страховых взносов - в составе второй очереди текущих платежей; 27,2% от единого тарифа страховых взносов - в составе пятой очереди текущих платежей.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявления и ходатайства конкурсного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Оценка действий арбитражного управляющего на предмет добросовестности и разумности их совершения производится судом с учетом целей процедуры банкротства, интересов должника и конкурсных кредиторов.
В поданном заявлении конкурсный управляющий указывает на то, что с 01.01.2023 объединены Пенсионный Фонд и Фонд Социального страхования Российской Федерации в Социальный Фонд России, с 01.01.2023 начали действовать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающие, в том числе, единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.
Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование начиная с 2023 года, установлены п. 3 ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт внесен законом от 14.07.2022 N 239-ФЗ): 1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов; 2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.
Конкурсный управляющий поясняет, что, по сути, единый тариф составляет совокупный размер страховых взносов, выплачиваемых ранее: - на обязательное пенсионное страхование - 22% до достижения предельной базы; - на обязательное медицинское страхование - 5,1% вне зависимости от суммы; - на обязательное социальное страхование - 2,9% до достижения предельной базы.
Суммарное значение тарифов на указанные страховые взносы, применявшиеся до введения с 01.01.2023 изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, составляло 30% от выплат работникам (22+5,1+2,9).
При превышении предельной базы тарифы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляли 10%, на обязательное медицинское страхование - 5,1%, что в сумме составляло 15,1%, что, по мнению конкурсного управляющего, соответствует положениям нового п. 3 ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, конкурсный управляющий приходит к выводу, что несмотря на введенные в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, общий размер тарифа по страховые взносы за работников в 2023 остался прежним: - 30% - до достижения предельной базы; - 15,1% - после ее достижения.
Конкурсный управляющий указывает, что должник, в связи с тем, что отсутствуют изменения, разъяснения применения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", воспользовался правом с 01.01.2023 на переходный период представлять уведомление в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, рассчитываемых им следующим образом: - обязательное пенсионное страхование - 22%о до достижения предельной величины базы - 2-я очередь текущих платежей; - обязательное медицинское страхование -5,1%) вне зависимости от суммы - 5-я очередь текущих платежей; - обязательное социальное страхование - 2,9% до достижения предельной величины базы - 5-я очередь текущих платежей.
Также конкурсный управляющий поясняет, что в процедуре конкурсного производства ООО "СП Минскметрострой"" в настоящее время денежных средств недостаточно для погашения всех требований по текущим платежам, что поступающих денежных средств, как правило, достаточно для погашения второй очереди текущих платежей (ст. 134 Закона о банкротстве), в том числе НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что страховые взносы на обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование помещены в картотеку текущих платежей в кредитной организации.
Оценка правовой природы страховых взносов была дана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7- П, отмечается, что "страховые взносы - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9- П указывается на недопустимость безосновательного лишения граждан социально-значимых выплат, которые осуществляет за них страхователь (работодатель), поскольку таким "нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права".
Указанная же норма Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Данные положения свидетельствуют об обоснованности распространения режима расходов по найму рабочей силы на все виды обязательных страховых взносов.
На основе сформированного Конституционным Судом Российской Федерации подхода Верховный Суд Российской Федерации распространил режим второй очереди на взносы на пенсионное страхование.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, разъяснено, со ссылкой на указанную выше сформированную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Такие платежи, как указал Верховный Суд Российской Федерации, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Однако, поскольку страховые взносы ранее были разделены на обособленные составляющие, Верховный Суд Российской Федерации ограничил распространение режима расходов по найму рабочей силы лишь на взносы на обязательное пенсионное страхование.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, разъяснено, что указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
Также указано, что по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой п. 2, абзац четвертый п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве).
С 01.01.2023 произошло изменение законодательного регулирования, в соответствии с которым отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое.
В соответствии с Федеральным законом N 239-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, в соответствии с которыми, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ: 1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов; 2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" создан единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В силу положений п. 2 ст. 1 Закона N 236-ФЗ Социальный фонд России создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Социальный фонд России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальный фонд России осуществляет, среди прочего, назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Согласно ст. 20 Закона N 236-ФЗ о порядке вступления в силу Закона N 236-ФЗ, по сути реализация правового положения Фонда как единого органа, наделенного полномочиями в сфере регулирования страховых взносов, в том числе в части реализации государственной политики по применению единого тарифа произошла с 01.01.2023, что вызвано в том числе изменением законодательного регулирования, в соответствии с которым отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое.
То есть в настоящее время также изменился подход в части количества бюджетных учреждений, их наименования, функций как органа, занимающегося правовым регулированием в сфере страховых взносов.
Ранее страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование регулировались Пенсионным фондом России, страховые взносы в Фонд социального страхования - отделениями социального страхования.
Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания рассматривать единый тариф как тариф представленный такими составными частями, как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы в Фонд социального страхования (ВНиМ), которые до внесения изменений в законодательство РФ ранее использовались и применялись, в том числе учитывая единую социальную направленность и природу страховых взносов.
При этом, доказательств сущности единого тарифа как совокупного размера страховых взносов, выплачиваемых ранее, конкурсным управляющим в материалы дела не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации высказывался о страховых взносах как о части заработной платы, без разделения на взносы на обязательное пенсионное страхование и иные взносы.
Оценка правовой природы страховых взносов была дана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, отмечается, что "страховые взносы - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П указывается на недопустимость безосновательного лишения граждан социально-значимых выплат, которые осуществляет за них страхователь (работодатель), поскольку таким "нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права".
Указанная же норма Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Это свидетельствует об обоснованности распространения режима расходов по найму рабочей силы на все виды обязательных страховых взносов.
На основе сформированного Конституционным Судом Российской Федерации подхода Верховный Суд Российской Федерации распространил режим второй очереди на взносы на пенсионное страхование.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) разъяснено со ссылкой на указанную выше сформированную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Такие платежи, как указал Верховный Суд Российской Федерации, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П).
Обязательными платежами в Российской Федерации, помимо налогов, выступают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Основным источником финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов являются установленные специально для зачисления в эти фонды обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве как "страховые взносы".
Обязательность таких платежей обусловлена публичными целями формирования самих государственных социальных внебюджетных фондов, а также содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ.
Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37, 39, 41).
Именно общегосударственная значимость названных внебюджетных фондов обусловила отнесение платежей в них к числу обязательных и запрещение изъятия из них денежных средств, в том числе в целях погашения дефицита бюджета.
Соответственно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование подлежат уплате в составе одной очереди (в данном случае - во второй).
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (Социальный фонд России).
В силу положений п. 2 ст. 1 Закона N 236-ФЗ Социальный фонд России создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Социальный фонд России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд осуществляет, среди прочего, назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
В соответствии с Федеральным законом N 239-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, в соответствии с которыми, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное - пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ: 1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов; 2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, внесение изменений в российское законодательство влечёт изменение основанной на нем судебной практики, а следовательно - и разъяснений высших судебных инстанций (пункт 6 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год).
Логика законодательных изменений и сформированный подход Конституционного Суда Российской Федерации к правовой природе страховых взносов как расходам по найму персонала соответствуют объединению различных видов социальных взносов в единое целое.
Учитывая, что в соответствии с частью первой статьи 15 Конституции Российской Федерации, она является актом, имеющим высшую юридическую силу, ранее сформированная на основе статьи 39 Конституции Российской Федерации правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о распространении на страховые взносы режима расходов по найму рабочей силы сохраняет свою актуальность и распространяет своё действие на единый тариф страховых взносов, установленный новыми нормами законодательства, а соответствующие положения, закреплённые в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год, не подлежат применению.
Единый тариф страховых взносов уплачивается в составе единого налогового платежа (часть 1 статьи 11.3 НК РФ).
В соответствии пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закон N 239-ФЗ, он вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением абзацев пятого и одиннадцатого подпункта "м" пункта 11 статьи 2 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Обзора от 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Кроме того, в Обзоре от 20.12.2016 рассматривалась только возможность применения специального режима в отношении страховые взносы на ОПС, рассмотрение осуществлялось на основании действовавшего в тот период правового регулирования страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на основании сложившейся в тот период судебной практики, которая учитывала, что страховые взносы регулируются разными органами, страховые взносы имеют различные тарифы (ставки), без учета действующей в настоящее время позиции о единстве тарифа, который начал действовать с 01.01.2023 года, единства органа, осуществляющего правовое регулирование страховых взносов, единстве социального назначения и природы страховых взносов.
Страховые взносы (на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, в Фонд социального страхования) имеют единую природу, основанную на компенсационном назначении взносов, связанную с правом на труд, гарантированным Конституцией РФ, с социальным обеспечением граждан РФ.
Конституция Российской Федерации, исходя из целей социального государства, закрепленных в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Страховые взносы, исходя из положений постановлений КС РФ N 7-п, N 9-П, имеют единую социально-правовую природу этих платежей: их обязательность и целевой характер.
Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социального государства (постановления Конституционного Суда РФ N 7-п, N 9-П, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 8-0).
Позиция конкурсного управляющего, разделившего страховые взносы на обособленные части, основана на формальном подходе, не учитывает изменения в законодательство РФ, основана на позициях Верховного Суда РФ, состоявшихся на основе законодательства РФ, действовавшего в период рассмотрения спора в Верховном Суде РФ без учета изменений, внесенных в том числе в НК РФ в настоящее время.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что внесение указанных изменений свидетельствует о том, что начиная с 1 января 2023 страховые взносы, включенные в состав единого тарифа страховых взносов, подлежат уплате в той же очереди, что и заработная плата (иное вознаграждение), на которую они были начислены.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что необходимо разрешить возникшие разногласия об очередности удовлетворения текущих требований по уплате обязательных платежей по страховым взносам путем указания по настоящему делу на установление очередности уплаты единого тарифа страховых взносов в составе второй очереди текущих платежей.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов определения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства.
Страховые взносы, включенные в единый тариф страховых взносов, являются неотъемлемой и неделимой частью расходов на оплату труда.
Оценка правовой природы страховых взносов дана Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, отмечается, что "страховые взносы - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П указывается на недопустимость безосновательного лишения граждан социально-значимых выплат, которые осуществляет за них страхователь (работодатель), поскольку таким "нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права".
Указанная же норма Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), разъяснено, со ссылкой на указанную выше сформированную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Такие платежи, как указал Верховный Суд Российской Федерации, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Однако, поскольку страховые взносы ранее были разделены на обособленные составляющие, Верховный Суд Российской Федерации ограничил распространение режима расходов по найму рабочей силы лишь на взносы на обязательное пенсионное страхование.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 (далее - Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2017 год), разъяснено, что указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование).
Также указано, что по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац шестой п. 2, абзац четвертый п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве).
С 01.01.2023 произошло изменение законодательного регулирования, в соответствии с которым отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое.
В соответствии с Федеральным законом N 239-ФЗ внесены изменения в часть вторую НК РФ, в соответствии с которыми, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ:
1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов;
2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) создан единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (далее - Социальный фонд России).
В силу положений п. 2 ст. 1 Закона N 236-ФЗ Социальный фонд России создается Российской Федерацией в целях осуществления государством обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Социальный фонд России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальный фонд России осуществляет, среди прочего, назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Согласно ст. 20 Закона N 236-ФЗ о порядке вступления в силу Закона N 236-ФЗ, по сути реализация правового положения Фонда как единого органа, наделенного полномочиями в сфере регулирования страховых взносов, в том числе в части реализации государственной политики по применению единого тарифа произошла с 01.01.2023, что вызвано в том числе изменением законодательного регулирования, в соответствии с которым отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое.
Ранее страховые взносы на ОПС и на ОМС регулировались Пенсионным фондом России, страховые взносы в ФСС - отделениями социального страхования.
Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания рассматривать единый тариф как тариф представленный такими составными частями, как СВ на ОПС, СВ на ОМС, СВ в ФСС (ВНиМ), которые до внесения изменений в законодательство РФ ранее использовались и применялись, в том числе учитывая единую социальную направленность и природу страховых взносов.
При этом, доказательств сущности единого тарифа как совокупного размера страховых взносов, выплачиваемых ранее, конкурсным управляющим в материалы дела не представлено, соответственно, судом не исследованы такие доказательства.
Для уплаты единого тарифа страховых взносов в платежном документе подлежит указанию КБК 18201061201010000510.
В поле 24 "Назначение платежа" платежного документа рекомендуется указать конкретные данные, подтверждающие отнесение обязательства к соответствующей очереди, в частности - конкретный налоговый период или дата его окончания (пункт 1 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства").
В соответствии пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
При этом, согласно мнению Федерального Казначейства Российской Федерации распределение поступлений по различной очередности единого тарифа страховых взносов, даже технически не представляется возможным и противоречит положениям налогового и бюджетного законодательства (письмо от 04.10.2023 N 05-04-09/28697).
Похожей позиции также придерживаются Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 08.06.2023 N 03-02-06/53275) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 15.05.2023 N 17-4/10/В-7201)
В отношении вопроса действия новых норм во времени необходимо руководствоваться общими правилами действия закона во времени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закон N 239-ФЗ, он вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением абзацев пятого и одиннадцатого подпункта "м" пункта 11 статьи 2 данного Федерального закона.
До объединения страховых взносов в единый платеж (до 01.01.2023 г.) страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации квалифицировались Конституционным Судом Российской Федерации как обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы и уплачивались во вторую очередь, прочие обязательные страховые взносы уплачивались с третью или пятую очередь.
В определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 622-0-0 отмечалось, что взносы на ОПС имеют неналоговый индивидуально возмездный характер.
Страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характеру финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений. Кроме того, исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, при этом важен сам факт уплаты страховых взносов.
Таким образом, вопреки доводам конкурсного управляющего должника, внесение указанных изменений свидетельствует, что начиная с 1 января 2023 страховые взносы, включенные в состав единого тарифа страховых взносов, подлежат уплате в той же очереди, что и заработная плата (иное вознаграждение), на которую они были начислены.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.ст. 5, 20.4, 60, 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст.ст. 9, 15, 41, 65, 223, главой 34 АПК РФ, ст.ст. 45, 425 НК РФ, Обзором практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П, уполномоченный орган полагает, что определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2024 по делу NА40-78437/2018-66-103 подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба конкурсного управляющего - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о вынесении судом первой инстанции определения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2024 по делу N А40-78437/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Ю.Н. Федорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78437/2018
Должник: ООО "СП МИНСКМЕТРОСТРОЙ"
Кредитор: АО "МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ", ОАО "НЬЮ ГРАУНД", ООО "СП ТРАНСТОННЕЛЬСТРОЙ", Толейко Г.И.
Третье лицо: Силецкий Иван Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33033/2024
30.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
29.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
21.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2704/2024
20.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-754/2024
29.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68742/2023
04.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
02.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
13.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29160/2023
10.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
17.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23149/2023
26.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14311/2023
02.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
16.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-90765/2022
11.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
19.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
17.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60071/2022
13.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44029/2022
12.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43916/2022
08.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58794/2022
07.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44651/2022
23.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
24.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
19.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11186/2022
19.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11186/2022
13.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
05.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
02.02.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85635/2021
26.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84579/2021
27.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
21.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81712/2021
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
24.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69910/2021
17.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66668/2021
22.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
22.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55538/2021
01.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
24.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45159/2021
12.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42324/2021
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
07.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29586/2021
07.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29586/2021
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
06.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-851/2021
10.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78032/20
24.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-857/2021
15.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74835/20
27.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68876/20
09.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
05.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37588/20
09.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35500/20
09.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35500/20
01.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19660/20
01.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19660/20
13.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35955/20
13.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35955/20
12.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37464/20
12.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37464/20
10.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19661/20
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
11.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
18.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81786/19
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
28.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69082/19
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
09.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70375/19
09.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69829/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21648/19
09.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54864/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
17.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54864/19
17.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54948/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
24.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44747/19
05.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44748/19
01.07.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
19.06.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18
25.01.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78437/18