город Омск |
|
23 августа 2024 г. |
Дело N А70-22814/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Бацман Н.В., Халявина Е.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6639/2024) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 20.05.2024 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-22814/2023 (судья Михалева Е.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284,ИНН 7201001092) о взыскании 133 278 руб. 42 коп.,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Тюмени - Мифтаховой Е.Н. (доверенность от 01.11.2023 N 121/23),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - истец, Общество, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Администрации города Тюмени (далее - ответчик, Администрация) о взыскании стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.05.2023 в размере 101 285 руб. 72 коп., пени за период с 11.02.2019 по 27.07.2023 в сумме 31 992 руб. 70 коп., пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 28.07.2023 и по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений города Тюмени (далее - третье лицо, Департамент).
Решением от 20.05.2024 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил исковые требования частично, взыскал с Администрации в пользу Общества задолженность в размере 57 777 руб. 95 коп., пени в размере 13 770 руб. 13 коп. по состоянию на 27.07.2023, с последующим начислением пени в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 28.07.2023 по день фактической оплаты долга, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 683 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указаны следующие доводы: судом первой инстанции необоснованно применен льготный тариф для населения в отношении помещений, принадлежащих юридическому лицу; поскольку собственником жилого помещения является юридическое лицо, договор аренды или договор найма жилого помещения с гражданами не заключен, основания для применения льготных тарифов отсутствовали; обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на ответчика, последний обязан уведомлять регионального оператора по объектам находящемся в его собственности или управлении; уклонение от несения расходов на содержание имущества со стороны ответчика имеет признаки злоупотребления правом; с учетом недобросовестного поведения ответчика по оплате услуг по обращению с ТКО применение срока исковой давности необоснованно.
Администрация представила суду апелляционной инстанции письменный отзыв на апелляционную жалобу. Ввиду непредставления доказательств вручения или направления отзыва лицам, участвующим в деле, суд апелляционной инстанции отказал в его приобщении к материалам дела.
ООО "ТЭО", Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с департаментом недропользования и экологии Тюменской области, общество является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Региональный оператор в соответствии с пунктом 4.1.4 вышеуказанного соглашения обязан заключить договоры на оказание услуги по обращению с ТКО с потребителями.
Истец указал, что распоряжением Департамента от 07.12.2018 N 303/01-21 утверждены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО; распоряжением Департамента от 25.12.2018 N 624/01-21 утверждены нормативы накопления ТКО для помещений в многоквартирных жилых домах (далее - МКД).
По утверждению истца, в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 в отношении жилых помещений, расположенных в городе Тюмени по адресам: ул. Коммунистическая, д. 70, корп. 1, кв. 209; ул. Пражская, д. 37, кв. 22, кв. 26; ул. 30 Лет Победы, д. 79, кв. 823; ул. Пржевальского, д. 34, кв. 110; ул. Причальная, д. 2, кв.3/ком.2; ул. Республики, д. 239, кв. 101, кв. 725; ул. Самарцева, д. 19В, кв. 312; ул. Седова, д. 64А, кв. 101/ком 19; ул. Ставропольская, д. 1В, кв. 511; ул. Станционная, д. 24, кв. 5/ком,16, кв.9/ком.5, находящихся в муниципальной собственности, региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО.
Вместе с тем Администрация обязательства по оплате оказанных услуг надлежащим образом не исполнила, задолженность составляет 101 285 руб. 72 коп.
Поскольку досудебное урегулирование спора не привело к положительному результату, региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200, 207, 214, 307, 309, 310, 329, 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, статей 19, 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), учитывая правовую позицию, изложенную в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), установил, что требования регионального оператора являются обоснованными, ответчик обязан вносить плату за оказанные услуги по обращению с ТКО с применением для расчета тарифа для населения (льготный тариф), в том числе, когда помещение является пустующим (незаселенным), между тем, истцом частично пропущен срок исковой давности (по требования с января 2019 года по август 2020 года), в связи с чем суд удовлетворил исковые требования частично.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора регламентируется Правилам N 1156.
Так, согласно пункту 8(17) Правил N 1156 заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что нахождение спорных объектов в муниципальной собственности сторонами не оспаривается, соответственно, именно на Администрации как на собственнике жилых помещений лежит обязанность по оплате соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
ООО "ТЭО" в апелляционной жалобе указало на невозможность применения льготного тарифа, установленного по отношению к физическим лицам к собственникам - юридическим лицам.
Отклоняя доводы подателя жалобы, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ установлено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с ТКО устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Законом Тюменской области от 22.06.2017 N 39 "О льготных тарифах" (далее - Закон N 39), предусмотрено, что льготные тарифы устанавливаются в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом экономически обоснованного уровня тарифов, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждаемый в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2 статьи 3 Закона N 39).
В статье 2 Закона N 39 указано, что к потребителям коммунальных ресурсов, имеющим право на льготные тарифы, относятся физические лица, проживающие в Тюменской области; садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, заключившие в интересах граждан с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, от 04.04.2016 N 304-ЭС15-3420, от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158, от 01.08.2018 N 310-ЭС18-11026 указано на правомерность применения льготного тарифа на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу.
Как указано Верховным Судом РФ при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Таким образом, для установления возможности применения льготного тарифа необходимо выяснить, что помещение является жилым, а предоставляемый ресурс используется на коммунально-бытовые нужды.
Исходя из пункта 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ).
Учитывая, что жилое назначение помещений создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы "население", предполагается.
Таким образом, предназначение жилого помещения для проживания граждан (даже в случае если такие помещения являются пустующими) не изменяется при нахождении его в собственности юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорное жилое помещение предназначено для проживания физических лиц, соответственно, услуги по обращению с ТКО, предназначены для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Факт использования истцом жилого помещения в коммерческой деятельности материалами дела не подтвержден. Доказательств перевода спорного помещения в нежилое, что позволяло бы его использовать как хостел либо в иной коммерческой деятельности, а не в целях проживания граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан, не представлено. Указанные доказательства, в том числе не поступили в суд апелляционной инстанции.
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства собственника жилых помещений - юридического лица перед региональным оператором не могут превышать совокупного объема обязательств конечного потребителя, который может использовать данный ресурс, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости применения в рассматриваемом случае тарифов для группы "население", то есть "льготный тариф".
В суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
ООО "ТЭО" в апелляционной жалобе привело доводы о том, что применение срока исковой давности необоснованно ввиду недобросовестного поведения ответчика, уклоняющегося от заключения договора, а также не предоставления последним сведений по объектам находящемся в собственности или управлении Администрации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца на основании следующего.
В силу статей 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса.
В соответствии со статьей 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (пункт 1). Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Кредитор в обязательстве с определенным сроком исполнения должен знать о том, что его право нарушено после окончания срока исполнения, если должник не предложит ему исполнение обязательства в этот срок. Соответственно, если право кредитора возникло из обязательства с определенным сроком исполнения (пункт 1 статьи 314 ГК РФ), то начало течения срока исковой давности устанавливается с даты нарушения срока исполнения обязательства.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН (приложены к иску) собственником спорных помещений является муниципальное образование городской округ город Тюмень. Как установлено при рассмотрении спора, данные помещения в спорный период были не заселены. Как указывает сам истец, ему не предоставлялись сведения о заселении спорных помещений.
При этом, учитывая непрерывность оказания услуг по обращению с ТКО в отношении помещений, расположенных в МКД, истец мог получить сведения о собственниках помещений уже с момента, когда приступил к исполнению своих обязательств.
Кроме того, представленные в материалы дела выписки из ЕГРН получены истцом в 2021-2023 годах, с исковым заявлением истец обратился 25.10.2023 (исковое заявление подано через систему "Мой Арбитр"), что указывает на то, что информация о собственнике спорных помещений у регионального оператора имелась, и препятствия в получении такой информации отсутствовали.
В свою очередь, то обстоятельство, что Администрация не обратилась к региональному оператору с заявкой на заключение договора, не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика применительно к положениям статьи 10 ГК РФ.
Каких-либо сведений, свидетельствующих о недобросовестном поведении со стороны ответчика, в том числе, связанных с предоставлением недостоверных сведений истцу, уклонением от предоставления сведений относительно нанимателей жилых помещений, материалы дела не содержат.
Не представлено доказательств и того, что региональный оператор обращался в Администрацию с запросами о наличии в муниципальной собственности жилых помещений и получил отказ в представлении информации.
С учетом вышеизложенного, выводы относительно наличия оснований для применения срока исковой давности сделаны судом при правильном применении норм материального права.
Расчет основного долга, с учетом поступления иска 25.10.2023 и применения по заявлению ответчика срока исковой давности, установлен судом первой инстанции за период с сентября 2020 года по май 2023 года в сумме 57 777 руб. 95 коп. Возражений относительно арифметической части расчета апелляционная жалоба не содержит.
Общество в связи с просрочкой исполнения Администрацией обязательств, также заявило требование о взыскании неустойки в сумме 31 992 руб. 70 коп. за период с 11.02.2019 по 27.07.2023, с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты задолженности.
С учетом перерасчета суммы долга, исходя из льготного тарифа, а также срока исковой давности, судом первой инстанции произведен перерасчет пени, размер которых по состоянию на 27.07.2023 составил 13 770 руб. 13 коп.
Доводов и возражений в части взыскания неустойки податель жалобы не заявил, расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признан соответствующим положениям статей 329, 330 ГК РФ. Оснований для переоценки выводов, изложенных в обжалуемом решении, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2024 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-22814/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22814/2023
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Администрация города Тюмени
Третье лицо: Департамент имущественных отношений города Тюмени