г. Красноярск |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А33-8988/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" августа 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Макарцева А.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: Чупиной В.А., представителя по доверенности от 09.01.2024 N 9-Др,
при участии находясь в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда:
конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" Кустикова Константина Владимировича,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690)
на определение Арбитражного суда Красноярского края от "08" мая 2024 года по делу N А33-8988/2018к22,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о признании Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" (ИНН 2463058386, ОГРН 1022402121180, далее - должник, ФГУП "ЖКХ КНЦ СО РАН") банкротом поступило заявление конкурсного управляющего Кустикова Константина Владимировича, в соответствии с которым последний просит: привлечь бывшего руководителя должника Лаумана Иосифа Петровича (далее - Лауман И.П.) и собственника имущества должника Российскую Федерацию в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к субсидиарной ответственности (далее - Сибирское ТУ Минобрнауки России, ответчик); в части определения размера субсидиарной ответственности приостановить производство до окончания расчетов с кредиторами; наложить арест на имущество Лаумана Иосифа Петровича в пределах предъявленных к нему требований в размере 17 136 186 рублей 47 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022 привлечен к субсидиарной ответственности Лауман Иосиф Петрович и Российская Федерация в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по долгам Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук"; производство по делу приостановлено до окончания расчетов с кредиторами Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 определение Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022 по делу N А33-8988/2018к22 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - без удовлетворения.
01.09.2023 в Арбитражный суд Красноярского края поступило ходатайство конкурсного управляющего о возобновлении производства по делу.
Конкурсным управляющим представлено в материалы дела уточнение заявленных требований, согласно которым просит: взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича в конкурсную массу ФГУП "ЖКХ КНЦ СО РАН" 42 843 682 рубля 11 копеек; взыскать в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, Российской Федерации в лице Сибирского территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в конкурсную массу ФГУП " ЖКХ КНЦ СО РАН" 12 188 087 рублей 40 копеек.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении заявленных требований принято судом первой инстанции. Дело рассмотрено с учетом заявленного уточнения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.05.2024 в пользу конкурсной массы Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" в порядке субсидиарной ответственности взысканы денежные средства с Лаумана Иосифа Петровича в размере 42 843 682 рублей 11 копеек;
в пользу конкурсной массы Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" в порядке субсидиарной ответственности солидарно взысканы денежные средства с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 12 188 087 рублей 40 копеек. Заявление конкурсного управляющего о замене стороны взыскателя по требованию о взыскании с Лаумана Иосифа Петровича в части суммы 42 843 682 рублей 11 копеек на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", удовлетворено. Заменен взыскатель - Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" на:
Федеральную налоговую службу России. В пользу Федеральной налоговой службы России в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича взысканы денежные средства в размере 49 460 рублей 61 копеек - санкции третьей очереди реестра;
АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)". В пользу АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича взысканы денежные средства в размере 37 012 386 рублей 05 копеек, и них 36 778 781 рубль 86 копеек основной долг третьей очереди реестра, 233 604 рубля 19 копеек - санкции третьей очереди реестра; ООО УК "Жилищные системы Красноярска". В пользу ООО УК "Жилищные системы Красноярска" в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича взысканы денежные средства в размере 716 233 рублей 08 копеек - требование подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов; ООО УК "Сибирская теплосбытовая компания". В пользу ООО УК "Сибирская теплосбытовая компания" в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича взысканы денежные средства в размере подлежат взысканию денежные средства в размере 21 000 рублей - требование подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Заявление конкурсного управляющего о замене стороны взыскателя по требованию о взыскании солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в части суммы 12 188 087 рублей 40 копеек на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", удовлетворено. Заменен взыскатель - Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" на: Федеральную налоговую службу России. В пользу Федеральной налоговой службы России в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы денежные средства в размере 150 249 рублей 37 копеек, в том числе: 105 327 рублей 83 копейки - основной долг третьей очереди реестра, 26 588 рублей 08 копеек - санкции третьей очереди реестра, 18 333 рублей 46 копеек - требование подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов; АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)". В пользу АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы денежные средства в размере 8 737 926 рублей 43 копеек - основной долг третьей очереди реестра, третья очередь; ООО УК "Жилищные системы Красноярска". Взыскать в пользу ООО УК "Жилищные системы Красноярска" в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежные средства в размере 420 652 рублей 16 копеек - требование подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов; ПАО "Красноярскэнергосбыт". Взыскать в пользу ПАО "Красноярскэнергосбыт" в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы денежные средства в размере 488 060 рублей 19 копеек - основной долг третьей очереди; ООО УК "Сибирская теплосбытовая компания". В пользу ООО УК "Сибирская теплосбытовая компания" в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взысканы денежные средства в размере 28 000 рублей - требование подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. После вступления определения в законную силу выдать исполнительные листы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 61.17 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом произведенной замены стороны взыскателя. С учетом произведенной замены стороны взыскателя выдать исполнительный лист о взыскании с Лаумана Иосифа Петровича в пользу конкурсной массы Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" денежных средств в размере 5 044 602 рублей 37 копеек.
С учетом произведенной замены стороны взыскателя выдать исполнительный лист о взыскании с Лаумана Иосифа Петровича, с Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу конкурсной массы Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" денежных средств в размере 2 363 199 рублей 25 копеек.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ) обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просило определение суда первой инстанции отменить в части взыскания денежных средств с Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности (с учетом дополнения).
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации указывает следующее:
- функции и полномочия собственника имущества должника осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), а не Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФАНО России и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимали меры к ликвидации должника, что подтверждается письмами от 22.12.2017 N 007-18.1.3,-08/АС-610, от 24.07.2018 N МН-174/МК, в связи с чем размер взысканных сумм подлежит уменьшению;
- взыскание субсидиарной ответственности должно производиться непосредственно с Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, как с главного распорядителя бюджетных средств, без указания взыскания за счет казны РФ; Сибирское Территориальное управление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ликвидировано, в связи с чем, судебный акт в части взыскания субсидиарной ответственности с собственника имущества должника не исполним.
От конкурсного управляющего Кустикова Константина Владимировича в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2024 апелляционная жалоба оставлена без движения.
18.06.2024 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 16.07.2024. В соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание отложено на 15.08.2024.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 18.06.2024, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 19.06.2024 12:28:15 МСК.
Таким образом, лица, участвующие в деле, и не явившиеся в судебное заседание, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайства об отложении судебного разбирательства по причине невозможности явиться в судебное заседание в материалы дела не поступили.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.08.2024 в составе суда произведена замена судьи Яковенко И.В. на судью Макарцева А.В.
В судебном заседании до начала исследования доказательств, судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела от конкурсного управляющего поступили:
- сопроводительное письмо (ответ на запрос суда) с приложением запроса конкурсного управляющего должника от 19.07.2024, ответа Минобрнауки РФ от 01.08.2024 N МН-20/749 на запрос конкурсного управляющего, приказа Минобрнауки РФ от 14.04.2021 N 290, с приложением.
Указанные дополнительные доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
- ходатайство о процессуальном правопреемстве по делу, согласно которому просит произвести замену ответчика по делу - Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на его правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с приложением соответствующих документов.
Конкурсный управляющий Кустиков Константин Владимирович поддержал заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве.
Представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации не возразил относительно возможности удовлетворения заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве.
Рассмотрев ходатайство конкурсного управляющего и представленные в его обоснование документы, суд апелляционной инстанции счел возможным произвести замену ответчика в порядке, установленном в статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из содержания названной нормы следует, что перечень оснований процессуального правопреемства не является исчерпывающим. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований.
По общему смыслу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Таким образом, необходимым условием осуществления процессуального правопреемства является наличие правопреемства в материальных правоотношениях.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из определения Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022, функции по управлению имуществом должника переданы от упраздненного ФАНО России к Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17.08.2018 N 666, Сибирское ТУ Минобрнауки России осуществляет, в том числе полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Сибирским ТУ Минобрнауки России по согласованию или поручению Министерства, а также проводит анализ эффективности использования подведомственными Министерству организациями (их филиалами и представительствами), расположенными в регионе деятельности Сибирского ТУ Минобрнауки России, имущества.
Таким образом, к субсидиарной ответственности, в качестве собственника имущества должника, привлечена Российская Федерация в лице Сибирского ТУ Минобрнауки России.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что 18.08.2021 Сибирское ТУ Минобрнауки было ликвидировано. Согласно сообщениям, опубликованным в Вестнике государственной регистрации (часть 1 N 17(836) от 05.05.2021/ 780) и в Федресурсе (https://fedresurs.ru/sfactmessages/9e39a9c5-a0cf-4d7a-b3bl-debbbc36660b) решение о ликвидации Сибирского ТУ Минобрнауки принято на основании приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.04.2021 N 290 "Об упразднении (ликвидации) территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации".
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации является собственником имущества должника в результате упразднения ФАНО России. Сибирское ТУ Минобрнауки России было создано Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и находилось в его подчинении (часть 1-2 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17.08.2018 N 666).
Из вышеуказанного следует, что Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, в связи с ликвидацией своего территориального органа, является правопреемником Сибирского ТУ Минобрнауки России.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего о процессуальном правопреемстве, замены ответчика по делу - Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на его правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации поддержал требования апелляционной жалобы.
Конкурсный управляющий отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении настоящей апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что определение суда в части взыскания в порядке субсидиарной ответственности с Лаумана Иосифа Петровича в конкурсную массу ФГУП " ЖКХ КНЦ СО РАН" денежных средств, в части замены стороны взыскателя ФГУП " ЖКХ КНЦ СО РАН" на правопреемников, в части выдачи исполнительных листов не оспаривается, заявитель апелляционной жалобы не согласен с определением суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в конкурсную массу ФГУП "ЖКХ КНЦ СО РАН" денежных средств в размере 12 188 087 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, возражений со стороны лиц, участвующих в деле, не поступило.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их взаимной связи и совокупности.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, что предполагает право апелляционного суда на переоценку доказательств по делу.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Наличие оснований для привлечения собственника имущества должника Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника ФГУП "ЖКХ КНЦ СО РАН" установлено вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022 по настоящему делу. В части определения размера субсидиарной ответственности производство по делу приостановлено до окончания расчетов с кредиторами должника.
В соответствии с пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу вывод суда о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности является общеобязательным (статья 16 АПК РФ), что исключает повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого пункта 9 статьи 61.16 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отмечает, что обжалуемым судебным актом установлен только размер субсидиарной ответственности, фактические обстоятельства установлены ранее судебным актом и не могут быть обжалованы в порядке, установленном для обжалования судебного акта, не вступившего в законную силу в порядке апелляционного производства.
Как следует из материалов дела, определением суда от 16.02.2022 Минобрнауки России привлечено к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 61.12 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 7 статьи 61.16 Закона о банкротстве, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 названного Закона, невозможно определить размер субсидиарной ответственности, арбитражный суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, содержащее в резолютивной части выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
Согласно пункту 2 статьи 61.12 Закона о банкротстве размер ответственности в соответствии с настоящим пунктом равен размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 - 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом).
В данном случае, материалами настоящего дела подтверждается, что размер субсидиарной ответственности собственника имущества должника равен размеру обязательств должника, образовавшихся за период с 01 ноября 2017 года по 11 мая 2018 года, и составляет 12 188 087 рублей 40 копеек. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов, существенно меньше размера требований, включенных в реестр требований кредиторов.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для установления размера субсидиарной ответственности Минобрнауки России в размере 12 188 087 рублей 40 копеек. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что функции и полномочия собственника имущества должника осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), а не Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022 установлено, что Сибирское ТУ Минобрнауки РФ является контролирующим должника лицом.
Так, согласно пункту 4 Устава должника учредителем и собственником имущества предприятия является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя предприятия от имени Российской Федерации осуществляет ФАНО России.
Указом президента Российской Федерации N 215 от 15.05.2018 упразднено Федеральное агентство научных организаций, передав его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (пункт б части 4 Указа).
Правопреемственность Минобрнауки России по обязательствам, возникшим в результате судебных решений, упраздняемого ФАНО, предусмотрена частью 7 Указа Президента Российской Федерации N 215 от 15.05.2018.
В соответствии с пунктом 6.5. части 6 приказа Минобрнауки России N 666 от 17.08.2018 Сибирское ТУ Минобрнауки России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Министерства, полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Сибирским ТУ Минобрнауки России по согласованию или поручению Министерства.
Таким образом, основания для привлечения Минобрнауки РФ к субсидиарной ответственности установлены определением арбитражного суда от 16.02.2022, вступившим в законную силу. Судом первой инстанции было верно определено, что Минобрнауки России в лице его территориального управления являлось контролирующем должника лицом, и обязано было обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника. При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника обоснованным не является.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ФАНО России и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимали меры к ликвидации должника, что подтверждается письмами от 22.12.2017 N 007-18.1.3-08/АС-610, от 24.07.2018 N МН-174/МК, в связи с чем размер взысканных сумм подлежит уменьшению, подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный.
Так, определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.02.2022 установлено, что Сибирское ТУ Минобрнауки РФ должно было обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника не позднее 11.11.2017, чего им сделано не было.
С заявлением о банкротстве должника в суд обратился кредитор АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" - 18.04.2018.
Ранее, в апелляционной жалобе на определение арбитражного суда от 16.02.2022 Минобрнауки РФ, в качестве отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности указывало, что Лауманом Иосифом Петровичем была предложена новая программа планирования новой стратегии предприятия и по результатам её рассмотрения с Лауманом Иосифом Петровичем был заключен контракт на временное замещение должности. О каких-либо письмах, о согласовании ликвидации предприятия не сообщалось. Из пояснений конкурсного управляющего следует, что в ходе рассмотрения дела конкурсному управляющему такие письма не предоставлялись.
Кроме того, определением арбитражного суда от 16.02.2022 было установлено, что руководитель должника неоднократно, с 06.04.2017 уведомлял ФАНО России об убыточности предприятия и необходимости рассмотрения вопроса о его ликвидации, в связи с чем, у Минобрнауки РФ была возможность своевременно принять меры к ликвидации должника. Письмо ФАНО России датировано 22.12.2017, то есть после установленной даты обращения в суд с заявлением о банкротстве должника (11.11.2017), а письмо Минобрнауки РФ датировано 24.07.2018, после принятия заявления о признании должника банкротом к производству арбитражного суда (11.05.2018).
С учетом изложенного, к доводу апелляционной жалобы о принятии Минобрнауки РФ мер по ликвидации должника, как к основанию снижения размера субсидиарной ответственности, суд апелляционной инстанции отнесётся критически.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что взыскание субсидиарной ответственности должно производиться непосредственно с Минобрнауки РФ, как с главного распорядителя бюджетных средств, без указания взыскания за счет казны РФ, подлежит отклонению апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.08.2018 N 666 "Об утверждении Положения о Сибирском территориальном управлении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" Сибирское Территориальное управление Минобрнауки России осуществляет в том числе полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Сибирским Территориальное управление Минобрнауки России по согласованию или поручению Министерства, а также проводит анализ эффективности использования подведомственными Министерству организациями (их филиалами и представительствами), расположенными в регионе деятельности Сибирского Территориальное управление Минобрнауки России, имущества. Согласно пункту 4 Устава должника учредителем и собственником имущества предприятия является Российская Федерация.
В силу положений статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, требования, заявленные к Федеральному государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук" подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Сибирское ТУ Минобрнауки России ликвидировано (18.08.2021), в связи с чем, судебный акт в части взыскания субсидиарной ответственности с собственника имущества должника не исполним, не подлежит рассмотрению апелляционный судом, поскольку ранее апелляционным судом произведена замена ответчика по делу - Российской Федерации в лице Сибирского Территориального управления Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на его правопреемника - Российскую Федерацию в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах, определение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "08" мая 2024 года по делу N А33-8988/2018к22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8988/2018
Должник: ФГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук"
Кредитор: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13", ООО ГУК "ЖИЛФОНД"
Третье лицо: ААУ "СЦЭ АУ", Кустиков К.В., Лауман И.П., МТУ Росимущества в КК РХ РТ, Муравьев С.А. (Представитель собрания кредиторов), ООО Валиевой З.Р. Представитель "ЛифтТехЦентр", ФГУП Кустиков К.В. "ЖКХ КНЦ СО РАН", ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, КНЦ СО РАН, ФИЦ КНЦ СО РАН, Матюшенко О.О., ООО "КЖКК", ООО "Линос", ООО ГУК Жилфонд, ООО ЛифтТехЦентр, ПАО "Красноярскэнергосбыт", ПАО ФК Открытие, Управление Росреестра по КК, ФГБНУ Федеральный исследовательский центр КНЦ СО РАН
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2897/2024
19.05.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2127/2022
08.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5424/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8988/18
05.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4506/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8988/18
05.12.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8988/18
27.08.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-8988/18