г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А07-32103/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, энергетики и инновационной политики Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.07.2024 по делу N А07-32103/2023.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Белебеевское предприятие "Автодеталь" - Кузнецова Н.А. (доверенность от 15.01.2024, срок действия до 14.01.2025, паспорт, свидетельство о заключении брака).
Министерство промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Белебеевское предприятие "Автодеталь" (далее - ответчик, общество, ООО "БелАвтодеталь") в доход бюджета Республики Башкортостан денежных средств в размере 8 687 966,76 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.07.2024 (резолютивная часть объявлена 10.06.2024) в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
С вынесенным решением Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилось, подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что при расчете объема средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Башкортостан, используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения показателя результата, необходимого для достижения результата предоставления субсидии. Обществом был предоставлен отчет от 27.02.2023 года N 3/97-1, по итогам рассмотрения которого было выявлено невыполнение показателя "Увеличение объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объемов предыдущего года". Плановое значение показателя должно быть с ростом не менее 5% от объёма предыдущего года. Между тем, в 2022 г. выручка составила 108.8 млн. руб. против 128.8 млн. руб. за аналогичный период 2021 г. Фактическое значение объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объёмов предыдущего года составляет 84.5 %, что свидетельствует об отрицательной динамике.
Также апеллянт ссылается на то, что финансово-экономический кризис не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, препятствующим исполнению обязательств в части достижения значения показателя предоставления субсидии, а является предпринимательским риском, что не освобождает организацию от возврата выделенных бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в судебное заседание представитель истца не явился.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
К дате судебного заседания от ООО "Белебеевское предприятие "Автодеталь" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором ответчик просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством, которому как получателю средств бюджета Республики Башкортостан доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обществом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.05.2021 N 191 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения" (далее - порядок), протоколом заседания рабочей группы по предоставлению субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения, от 17.12.2021 N 1, приказом Министерства от 21.12.2021 N 218-О "Об итогах заседания рабочей группы по предоставлению из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения" заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения от 23.12.2021 N 1 (далее - соглашение).
Субсидия предоставляется обществу из бюджета Республики Башкортостан в 2021 году в целях частичного возмещения затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест инвалидов (пункт 1.1.1 соглашения).
Субсидия предоставляется в общем размере 8 687 966 (восемь миллионов шестьсот восемьдесят семь тысяч девятьсот шестьдесят шесть) руб. 76 коп. (пункт 2.1 соглашения).
Согласно пункту 4.3.1.1 соглашения получатель субсидии обязуется предоставить отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности по форме, установленной в приложении N 2 к соглашению, не позднее трех месяцев следующих за отчетным 2022 годом.
Министерством в целях осуществления контроля за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии в адрес общества направлен запрос N M10-15-429 от 17.02.2023 о предоставлении отчета в срок до 27.02.2023.
Обществом с письмом от 27.02.2023 N 3/97-1 был предоставлен отчет, по итогам рассмотрения которого было выявлено невыполнение показателя "Увеличение объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объемов предыдущего года". Плановое значение показателя должно быть с ростом не менее 5% от объемов предыдущего года. Фактическое значение объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объемов предыдущего года составило 84,5%.
На заседании рабочей группы от 19.05.2023 рассмотрена пояснительная записка к отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии.
По итогам заседания рабочая группа с учетом состоявшегося обсуждения приняла решение о проведении работы по возврату субсидии в размере 8 687 966,76 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Министерством в адрес общества направлено требование N М10-15-1518 от 24.05.2023 об обеспечении возврата субсидии в бюджет Республики Башкортостан в размере 8 687 966,76 руб. путем их перечисления на лицевой счет Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления (вручено 01.06.2023).
Поскольку в досудебном порядке вопрос возврата средств субсидии не урегулирован, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции из анализа пункта 1.1.1 Соглашения и пункта 4 Порядка, пришел к выводу, что обществом достигнута цель предоставления субсидии - сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов. Невыполнение показателя "Увеличения объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объемов предыдущего года" не повлекло негативных последствий для государства, допущенное нарушение имеет формальный характер, следовательно, требования об ответственности за нарушение, несоразмерны его последствиям.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.05.2021 N 191 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения".
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно подп. 3 п. 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 22 Порядка в случаях недостижения плановых значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, выявленных при проверке представленного отчета, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, возврат субсидии осуществляется на лицевой счет Министерства. Основанием для освобождения организации от возврата в бюджет Республики Башкортостан средств, указанных в настоящем пункте, является документально подтвержденное в соответствии с законодательством Российской Федерации наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств в части достижения значения показателя предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Соглашения, в случае установления Министерством информации о факте(ах) нарушения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком и (или) Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем, недостоверных сведений, Министерство принимает решение о необходимости возврата субсидии.
При этом, из пункта 4 Порядка следует, что субсидии предоставляются организациям в целях частичного возмещения затрат на мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для инвалидов: при модернизации основного и вспомогательного оборудования (технологического оборудования и иных амортизируемых основных средств); при внедрении передовой техники и технологий, замене оборудования новым, более производительным (основного и вспомогательного оборудования, технологической оснастки); при подборе, приобретении, установке и адаптации необходимых технических средств, дополнительных приспособлений с учетом индивидуальных возможностей инвалидов в условиях труда; при механизации и автоматизации производства (приобретение грузового автотранспорта, автопогрузчиков и подъемно-транспортного оборудования); при приобретении материалов, инструментов, сырья.
Как следует из материалов дела, общество "БелАвтодеталь" было образовано 15.08.1945 по решению Башкирского Республиканского правления Всероссийского общества слепых, с целью трудоустройства инвалидов по зрению.
Основной задачей деятельности ООО "БелАвтодеталь" является профессиональная и социальная реабилитация инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению. Под условиями, обеспечивающими профессиональную реабилитацию инвалидов, подразумевается организация труда инвалидов, создание рабочих мест инвалидов в соответствии с гигиеническим требованием к условиям труда инвалидов, мероприятия по их реабилитации и реализацию социальных программ для инвалидов; содержание объектов социальной сферы: здравпункта, кабинета реабилитации, библиотеки, клуба.
В соответствии с уставом ООО "БелАвтодеталь", численность работающих в обществе инвалидов должна составлять не менее 50% от общего числа работающих. Выполнение этого условия апеллянтом не оспаривается.
С 2008 года общество начало осваивать выпуск новых изделий, не связанных с автомобильной промышленностью: торговое оборудование, изделия для промышленных теплиц, дверки и лотки для инкубаторов, вентиляционные решетки и другие изделия из проволоки.
Заключенным 23.12.2021 между Министерством и обществом "БелАвтодеталь" соглашением о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидий организациям, расположенным на территории Республики Башкортостан, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предусмотрено частичное возмещение затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест для указанной категории населения.
Согласно отчету общества "БелАвтодеталь" о достижении значений результатов предоставления субсидии за 2022 год показатель "Доля сохраненных и модернизированных рабочих мест для инвалидов от общего количества рабочих мест в организации в 2022 году" составляет 54,7% (плановое значение показателя - не менее 50%).
На этом основании суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о выполнении ответчиком одного из обязательных условий - сохранении рабочих мест для инвалидов.
Невыполнение показателя "Увеличение объема отгруженной продукции по итогам 2022 года от объемов предыдущего года", плановое значение показателя должно быть с ростом не менее 5% от объемов предыдущего года, однако фактически 84.5%, ответчик связывает со снижением фактического объема закупок продукции общества "БелАвтодеталь" потребителями по сравнению с ранее заявленными объемами поставки в 2022 году.
Из неоспариваемых сторонами обстоятельств следует, что в структуре поставок ООО "БелАвтодеталь" 55% занимают предприятия "автопрома" (АО "АВТОВАЗ", ООО "ДЕЙВОН Спринг энд Сит". ООО "Автоформ"), 30% - поставщики торгово-складского оборудования для торговых сетей и 15% - прочие потребители металлоизделий. Между тем в 2022 году производство на АО "АВТОВАЗ" из-за отсутствия импортных комплектующих было приостановлено с начала марта и возобновлено только в начале июня. В связи с этим потребность в продукции, выпускаемой ООО "БелАвтодеталь", сократилась по сравнению с ранее заявленными объемами поставки в 2022 году. Также от запланированных на 2022 год сократились закупки торгово-складского оборудования для торговых сетей. Так как при производстве изделий, выпускаемых для предприятий автомобильной промышленности, большей частью задействованы инвалиды разных категорий, оснастка изготавливается под каждое наименование продукции индивидуально, переориентировать и применить выпускаемую на ней продукцию для других целей не представлялось возможным.
Несмотря на указанные выше обстоятельства, обществу удалось сохранить объемы производства и реализации на уровне 84,5% по отношению к показателям 2021 года и не допустить сокращение рабочих мест инвалидов. Названное позволило суду первой инстанции сделать вывод о необоснованности требований истца и неправильности расчета объема средств, подлежащих возврату в доход бюджета, согласно которому взысканию с ответчика подлежит вся сумма предоставленной субсидии - 8 687 966,76 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Кодекса, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
По смыслу абзаца второго статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний.
В рассматриваемом случае именно Министерство, как лицо профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, предоставило ООО "БелАвтодеталь" проект соглашения N 1 от 23.12.2021.
Как верно отмечено судом первой инстанции, предметом соглашения являлось предоставление из бюджета субсидии в целях частичного возмещения затрат, связанных с техническим перевооружением производства в целях сохранения и модернизации рабочих мест инвалидов (пункт 1.1.1 соглашения).
Поскольку условия предоставления субсидии выполнены, цель предоставления субсидии - сохранение и модернизации рабочих мест инвалидов достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предъявляя в данном случае обоснованные формальным подходом требования о возврате денежных средств, истец в одностороннем порядке изменяет условия софинансирования в сторону существенного уменьшения, что не способствует достижению целей, определенных в пункте 4 Порядка и в пункте 1.1.1 Соглашения и может негативным образом повлиять на способности общества выполнять возложенные на него обязанности по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
Как верно отмечено судом первой инстанции наличие неблагоприятных последствий и убытков истца не доказано. Доказательства наличия виновного поведения ответчика отсутствуют. Обществом "БелАвтодеталь" предприняты все необходимые действия для достижений показателей результативности.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Анализ мотивов отклонения доводов апелляционной жалобы приведен в настоящем постановлении выше, в силу чего не требует дополнительной аргументации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.07.2024 по делу N А07-32103/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности, энергетики и инновационной политики Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-32103/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ
Ответчик: ООО "Белебеевское предприятие "Автодеталь"